Бизнес по Брэнсону

С Ричардом Брэнсоном интересно и полезно познакомиться всякому. Начать следует с первой автобиографической книги Брэнсона «Теряя невинность. Как я выжил, повеселился и заработал состояние, делая бизнес по-своему» (1998 г.). Это увлекательнейший рассказ о том, как заурядный, на первый взгляд, мальчик становится одним из богатейших людей мира, эпатажным общественным деятелем, первопроходцем и рекордсменом. Брэнсон описывает все самые важные свои проекты, рефлексирует над своими безумными идеями и их воплощением. Бунтарь и авантюрист, революционер и возмутитель спокойствия, он больше других рисковал и терял деньги и поэтому лучше всех разбирается в настоящем успехе.

 

К сегодняшнему дню из-под пера Ричарда Брэнсона вышло 8 книг: «К чёрту это, берись и делай», «Обнажённый бизнес» и другие. В 2017 году опубликована последняя по счёту книга — «Обретение девственности: новая автобиография». Он оказывает большое идейное влияние на предпринимателей, у него есть ученики и подражатели во многих странах мира. Из российских самые известные Чичваркин и Тиньков. Последний написал духоподъёмное предисловие к русскому изданию первой книги Брэнсона, в которой вы найдёте вдохновляющие примеры того, как нужно и не нужно вести бизнес, описания захватывающих и опасных приключений, размышления о семье, воспитании детей и смысле жизни.

 

Верить в себя и не бояться трудностей

Идеи и мечты роились у Ричарда в голове уже в юном возрасте. Первые свои бизнес-проекты подросток проворачивал с другом по школе Ником — они выращивали рождественские ёлки и разводили попугайчиков. Ёлки были съедены кроликами, а для попугайчиков не нашлось спроса. Ни опыта, ни профессионализма — только мальчишеский энтузиазм и огромное желание что-то делать. «Нам было по пятнадцать лет, и мы верили, что в состоянии создать что-то своё», — пишет Брэнсон. Все последующие годы как предприниматель он проявлял невероятную веру в себя, даже когда брался за самые сомнительные проекты.

После попугайчиков он придумал журнал Student и с невероятным напором начал его создавать. «Будь я пятью или шестью годами старше, явная абсурдность попытки продать крупным компаниям рекламу в несуществующем журнале, редактируемом двумя пятнадцатилетними школьниками, помешала бы мне просто поднять трубку телефона. Но я был слишком юн, чтобы ожидать неудачи». И, представьте, безнадёжное дело выгорело. Напористому юноше дали интервью Мик Джагер, Джон Леннон и многие другие звёзды первой величины конца 60-х годов, тираж журнала достигал 300 тысяч экземпляров. Бесстрашная наивность стала одной из главных составляющих бизнес-стиля Брэнсона.

 


«Суть бизнеса заключается не в соблюдении формальностей, поиске выгоды, практическом результате, получении прибыли, стремлении продать, коммерческой игре или чём-то ещё. Бизнес — это прежде всего то, что вам не безразлично».


 

В этот же период сформировался основной принцип его кадровой политики — сотрудникам нужна великая идея. Журнал Student привлёк сотни волонтёров, которые помогали совершенно бесплатно. Брэнсон рассуждает так: люди должны ощущать свою причастность к чему-то, что может изменить мир, и они должны знать, что работают на себя, для них это важнее, чем высокая зарплата. Позже он запишет: «В наших силах только принять на работу подходящих людей и дать им возможность самим решать проблемы». Неудивительно, что к Брэнсону всегда тянулись выдающиеся люди.

Со временем журнал породил Консультативный центр для молодёжи, а затем и первое по-настоящему коммерческое предприятие, которое продавало по почте дешёвые пластинки. Компанию назвали Virgin, ведь все его сотрудники во главе с Брэнсоном были девственниками в бизнесе. Когда решили открывать собственный магазин пластинок, Ричард и его старый друг и компаньон Ник понятия не имели о том, как он должен работать, но это их не остановило.

 

Правил не существует

Не останавливала и страшная конкуренция, а таковых у магазина Virgin было несчётное множество, и среди них большие сети с устоявшимся имиджем и хорошей репутацией. Брэнсон ещё в школе проявил свои бунтарские наклонности. Однажды он написал директору письмо, в котором с большой иронией протестовал против обязанности присутствовать в качестве болельщика на матчах школьной команды. Правила не позволяют видеть суть происходящего, и часто они совершенно не разумны. Директор ответил Ричарду, что тот либо попадёт в тюрьму, либо станет миллионером. Сбылись оба предсказания.

В своём магазине парни нарушили все тогдашние правила торговли — посетителям давали наушники, для них были диваны и большие подушки, можно было бесплатно читать музыкальные журналы и пить кофе, покупатели могли оставаться в магазине бесконечно долго и чувствовали себя как дома. О магазине вскоре заговорили, и он стал суперпопулярным, а в последующие годы из него выросла международная сеть. Люди приезжали в Лондон только для того, чтобы сходить в один из магазинов Virgin.

 


«Стремление усложнять вещи — это ваш враг. Создать что-то сложное может каждый.
Но трудно сделать что-то простое».


 

В 20 лет Ричард Брэнсон совершил революцию в звукозаписывающей индустрии. В то время студии просто продавали музыкантам время в своих помещениях, устанавливали жёсткие правила, нужно было строго соблюдать сроки, приносить свои музыкальные инструменты и оборудование. Компания Virgin открыла в загородном доме студию, в которой артисты могли находиться по несколько недель, записывая альбом. Для них было предусмотрено всё необходимое для жизни и работы. Одновременно была создана компания Virgin Music. Первым музыкантом, которого они записали и издали, стал никому неизвестный Майк Олдфилд, который позже стал звездой мирового масштаба. Его первый альбом разошёлся тиражом в 13 млн фунтов. Тогда Брэнсон (в 23 года) и его компания впервые разбогатели. После Олфилда были Sex Pistols, Фил Коллинз, Simple Minds, Culture Club и многие другие. Но не стоит думать, что всё было безоблачно. Компания Virgin постоянно испытывала проблемы, регулярно оказываясь на грани банкротства. Рискованные проекты сулили большие выгоды, но и прогореть можно было в одночасье. В 1975 году Брэнсон занял 4 млн фунтов, чтобы подписать контракт с Rolling Stones, и контракт сорвался. В 1980 году убытки его компании составили почти миллион фунтов. Он никогда не действовал с оглядкой, как это было принято, — всегда шёл ва-банк. При этом ни на минуту не забывал о репутации, ему физически было необходимо, чтобы люди доверяли бренду Virgin.

Кстати, именно с Virgin связана история единственного тюремного заключения Брэнсона. Когда они только начали выпускать пластинки, подумали, хорошо было бы их продавать и в Европе. Денег не было, поэтому попытались нелегально ввести партию пластинок через Бельгию. На таможне их задержали, Брэнсона посадили в камеру, где он пробыл 2 дня, пока не прилетела его мама, которой для того, чтобы внести залог, потребовалось заложить все имеющиеся у неё ценности. Этот случай он запомнил на всю жизнь и тогда ещё дал себе слово никогда не нарушать закон.

 

Главное – быть лучшим

В 1984-м Брэнсон создал авиакомпанию. Начинал он это дело так же, как и все предыдущие свои проекты, — на пустом месте, без какой-либо подготовки. Даже лучшие друзья, знавшие характер Ричарда, говорили, что он спятил. Но он больше доверял своему внутреннему голосу и чутью — для любого успешного начинания достаточно предложить людям то, что они не могут получить у конкурентов. Авиакомпанию назвали Virgin Atlantic. В самом этом имени была издёвка над здравым смыслом, ему говорили, что никто и никогда не ступит на борт самолёта с названием Virgin. Преодолевая сопротивление своих партнёров, финансовые и организационные трудности, а также козни других авиакомпаний, Брэнсон всё же взял в лизинг один самолёт и совершил инаугурационный полёт через Атлантику. В последующие годы эта авиакомпания стала легендарной благодаря мелочам, которые доставляли пассажирам много удовольствия, начиная с новой очень удобной системы покупки билетов и заканчивая мороженым с шоколадом, которое неизменно подают во время полётов. Один раз в 3 месяца все руководители компании отправляются носить багаж, чтобы не отрываться от земли, чтобы знать трудности низовой работы и лучше понимать, как можно повысить качество услуг. «Успех для меня, — пишет Брэнсон, — заключается в том, чтобы создать то, чем действительно можно гордиться». Так было во всех начинаниях этого человека.

Его часто спрашивают, зачем он рискует жизнью, пытаясь совершить очередной рекорд в гонках на катерах или полётах на воздушном шаре или осуществляя очередную гуманитарную операцию в одной из горячих точек планеты, ведь у него есть всё, чтобы наслаждаться жизнью. И он всегда отвечает, что хочет знать границы своих возможностей. Если у вас нет страха перед неизведанным и вы не являетесь рабом правил и предрассудков, ваши возможности безграничны.

 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку
Close