Поиск

Брексит* и индустрия товаров для животных

Товары для животных и Брексит

* Брексит, англ. Brexit – неологизм, образованный от слов Britain («Британия») и exit («выход»).

 

Текст: Роберт Йан Метселаар, главный редактор PETS International
Когда в июне Великобритания проголосовала за выход из ЕС, это вызвало замешательство во всём мире и привело к неразберихе на мировом финансовом рынке. Фунт стерлингов рухнул до минимального уровня за 31 год по отношению к доллару США, цены на всё, в том числе на товары для животных, значительно упали. Согласно данным Financial Times, это изменение было самым значительным со времён Второй мировой войны и наихудшим среди стран G20.

 

Сегодня, когда страсти улеглись, никто не может предсказать реальные последствия выхода страны из Евросоюза и его влияния на всемирную торговлю, и в частности, на индустрию товаров для животных. Сторонники выхода верят, что страна может вновь стать непобедимой, как во времена Британской империи; противники инициативы считают, что выход приведёт к падению экономики.

 

Серьёзное падение…

«Великобритания на сегодняшний день очень уязвлена оттоком капитала, и катастрофа с падением фунта стерлингов – прямое последствие Брексита», – говорит Леон Корнелиссен, ведущий экономист компании Robeco, занимающейся управлением капиталами. «Инвестиции станут низкими, и доверие британского потребителя существенно упадёт в результате выхода из ЕС. Таким образом, рецессия видится неизбежной, и отношение со стороны европейского рынка, вероятно, станет негативным. И, поскольку Шотландия и Северная Ирландия проголосовали против выхода, исход референдума станет огромной проблемой для будущего Британии. Некоторые политические комментаторы полагают, что Шотландия, вероятно, во второй раз поставит вопрос о независимости в течение текущего десятилетия».

 

… но не катастрофа

Однако слышны и позитивные мнения. Financial Times полагает, что мир не собирается переживать сбрасывания активов или повторения финансового кризиса 2008 года. Статистика Международного торгового центра и Всемирная книга фактов ЦРУ говорят о том, что общий объём экспорта Великобритании $465,9 млрд) – это только 2,8% общемирового объёма экспорта ($16,3 трлн). Общий объём британского импорта ($629,2 млрд) представляет собой, в свою очередь, около 3,8% общемирового объёма импорта ($16,5 трлн). Таким образом, можно сказать, что Брексит – это капля в море, согласно мировой торговой статистике. И даже без Великобритании Европейский Союз останется значительным игроком в мировой экономике.

Общий мировой импорт: $16500 млрд, мировой экспорт $16300 млрд.

 

Возможное влияние на зооиндустрию

К счастью, животные-компаньоны являются «лучшими друзьями» инвесторов. «Индустрия товаров для животных – одна из наиболее стабильных отраслей в мире, и она показывает стабильный рост ежегодно. Эта стабильность делает сектор особенно привлекательным для инвесторов», – пишет американский сайт финансовых новостей TheStreet. Команда PETS International поинтересовалась у нескольких компаний, работающих в отрасли, об их мнении касательно Брексита. Большинство компаний не могут дать никаких предсказаний. Общее мнение – это стало неожиданностью для всех, но фундаментальных изменений в бизнесе не последует. Наиболее вероятно, Брексит не окажет значительного влияния, а, возможно, даже откроет двери для новых бизнес-возможностей. Но что насчёт британской индустрии для животных?


Пинты и галлоны
Согласно веб-сайту Pet Product News, владельцы британских магазинов для животных во время референдума о выходе из ЕС высказали своё мнение, проголосовав за выход из ЕС в соотношении 54,7% к 45,3%. Репортёр Pet Product News пишет: «Для ритейлеров «центральных улиц» в большинстве британских городов преимущества выхода были намного менее очевидными, тогда как в «спальных районах» всё обстоит наоборот. Существенной особенностью пребывания в ЕС была регуляция <…> Всё началось, когда Великобритания ввела налог на добавленную стоимость по европейскому образцу <…> Покупатели не видят, что правительство – не продавцы – ответственно за более высокую цену. Затем Европа решила, что британские ритейлеры не должны больше продавать продукцию, измеряемую в фунтах и унциях или пинтах и галлонах».
Можно допустить, что Брексит повлияет на финансирование исследований для сельскохозяйственной индустрии. Это, в свою очередь, повлияет и на индустрию товаров для животных, поскольку оба сектора тесно связаны. По словам издания The Guardian, «Великобритания является крупнейшим получателем финансирования со стороны ЕС. <…> Между 2014 и 2020 гг. британские фермеры получили $36 млрд субсидий в соответствии с Единой сельскохозяйственной политикой ЕС».


Для производств, базирующихся в Великобритании, дела обстоят совершенно иначе. «То, что мы импортируем, а это главным образом сырьё, закупается в различной валюте: норвежских кронах, евро и американских долларах», – говорит Грэм Смит, глава расположенной в Великобритании компании Fish4Dogs. – В итоге из-за падения британского фунта мы получаем удорожание сырья на 10–15%».

В результате ослабления фунта зарубежные дистрибьюторы Fish4Dogs получили кратковременные скидки, поскольку все инвойсы – в британских фунтах, фунт же упал по отношению ко всем основным валютам. «В теории, мы можем согласовать увеличение конечной цены на товары для животных для восстановления баланса, но в реальности наши торговые отношения уже чётко оговорены и спланированы примерно на 12-месячный период. Конечно, на этой стадии не будет коленного рефлекса. Сейчас время для тщательного планирования, а не для быстрых решений. Эффекты выхода из ЕС в будущем стабилизируются, после чего мы будем предпринимать серьёзное и долговременное планирование. Если Великобритания покинет Европейскую зону свободной торговли, экспортные пошлины и стоимость поставок в ЕС могут значительно увеличиться (например, за счёт тарифов на импорт и межправительственные сертификаты здоровья). Однако пройдёт несколько лет, прежде чем мы осознаем коммерческую перспективу столь плохого сценария, и мы искренне верим, что этого можно избежать».

 

Инициация Статьи 50

До сих пор неясно очень многое в отношении торгового соглашения Великобритании с ЕС после того, как страна покинет внутренний европейский рынок. Референдум, в котором британцы проголосовали за выход из Европейского Союза, не является автоматическим сигналом к выходу страны. «Комплексные переговоры по выходу Великобритании из ЕС могут начаться только после того, как Статья 50 Лиссабонского соглашения будет формально задействована Соединённым Королевством», – говорит политический корреспондент The Telegraph Майкл Уилкинсон.

«Процесс, судя по всему, займёт два года, но многие считают, что это будет длиться дольше. Запуск Статьи 50, который является формальным уведомлением о намерении выхода, начинает отсчёт. После того, как это произойдёт, соглашения, которые регулируют членство, больше не будут касаться Британии. Сроки выхода будут обсуждены с 27 оппонентами из ЕС, и у каждого будет право вето в отношении условий».

По словам Уилкинсона, освободить Великобританию от членства достаточно просто. «Тяжелее будет согласовать новые торговые отношения, в том числе в сфере товаров для животных, установить, какие тарифы и другие ограничения при въезде будут возможны, а также установить гарантии свободного перемещения. Такой процесс, полагают лидеры ЕС, может занять ещё пять лет». После инициации Статьи 50 все зарубежные компании, использующие расположенные в Великобритании головные офисы в качестве трамплина для европейского рынка, будут вынуждены искать другие способы работать с оставшимися 27 странами. Великобритания может остаться в ЕС до конце 2019 года, что почти на год больше, чем предполагалось ранее, о чём сообщила Sunday Times. Как говорится в этой газете, министры британского правительства предупредили крупных игроков лондонского Сити (финансового центра Лондона), что статья 50 вряд ли будет запущена ранее 2017 года, поскольку ситуация в правительстве была «хаотической». Министры полагают на сегодняшний день, что запуск Статьи 50 может быть отложен до осени 2017 года.

 

Основные риски

«Любой, кто заявляет, что он знает, что произойдёт в ближайшие пять месяцев или в ближайшие пять лет – лжец», – говорит Даниела Плетка, старший вице-президент по исследованиям зарубежной и защитной политики Американского института предпринимательства, на сайте политических новостей Politico. «Существуют значительные риски. Соединённое Королевство может развалиться. Другие страны ЕС могут последовать их примеру. Европа может превратиться в посредственный рынок, как это видится многим. Так или иначе, глобальный рост кажется достаточно сильным для минимизации экономических рисков Брексита. Выход почувствуется, главным образом, в самой Великобритании и в её торговых отношениях. Только политическая или финансовая нестабильность сделает процесс серьёзным всемирным событием».

 

Таблица или столбики к разделу «катастрофа»

Общий мировой импорт: $16500 млрд, мировой экспорт $16300 млрд.

 

Импорт (в млрд $)

США 2300 – 13,9%

Китай 1700 – 10,3%

ЕС* 1600 – 9,8%

Германия 1100 – 6,6%

Франция 651,5 – 3,9%

Великобритания 629,2 – 3,8%

Япония 626,1 – 3,8%

 

Экспорт (в млрд $)

Китай 2300 – 14,1%

ЕС* 1900 – 11,9%

США 1500 – 9,2%

Германия 1300 – 7,9%

Япония 625,1 – 3,8%

Великобритания 465,9 – 2,8%

Италия 458,8 – 2,8%

*Все страны ЕЭС рассматриваются как единый субъект с исключением внутрисоюзной торговли