Поиск

Четыре страсти Александра Гилевича

Текст: Татьяна Катасонова 
Фото: Юлии Кривич

«Я люблю, чтобы всегда было интересно!» — заявляет Александр Гилевич, генеральный директор компании «Агидис», и признается, что в жизни у него есть четыре главные страсти: Петербург, грибы, рыбалка и футбольная команда «Зенит». На самом деле, интересов-то, конечно, больше. Это и хорошая литература, и домашние животные, и, конечно, собственный бизнес.

 

Страсть первая: Питер

Александр Матвеевич родился и вырос в Санкт-Петербурге. Сейчас живет в очень красивом старом доме на Петроградской стороне и не может представить себя жителем другого города.

— У меня есть свой Питер, который я обожаю, но в то же время кое-что в городе мне не нравится. В общем, все как у большинства людей! И все-таки спроси меня, что я назову Родиной, отвечу — Ленинград, Петербург! Именно родной город. Можете считать меня питерским патриотом!

Я учился в школе плохо до седьмого класса, помимо учебы было еще очень много всяких увлечений, — вспоминает Александр Матвеевич. — У меня было боевое детство: штабы в подвалах и на чердаках, походы, драки, езда на мопедах без прав, ну в общем как у всех нормальных мальчишек, в дневнике — вечные двойки по поведению. Но с восьмого класса взялся за ум. Пришлось, конечно, поднапрячься.

Заболев скарлатиной, смирился с мыслью, что придется посидеть дома, и это стало отличным поводом самостоятельно подтянуться по многим предметам. В итоге восьмой класс закончил чуть ли не на все пятерки.

В 1976 году Александр окончил школу и поступил в Ленинградский Горный институт на геофизический факультет, который закончил в 1981 году с красным дипломом и получил направление в аспирантуру. Впрочем, учиться дальше не захотелось, и началась работа по специальности — геофизиком. Десять лет отработал в экспедиции, занимаясь исследованиями, связанными с поисками полезных ископаемых в мировом океане. Разрабатывал аналитические методики рентгеноспектрального и ядерно-физического анализа донных отложений. Принимал участие в длительных морских походах в составе научно- исследовательских экспедиций.

— Долгая разлука с домом, возможность сравнить мой любимый город с разными уголками планеты, лишний раз убедили меня, что я без своего города прожить не смогу. Равного ему я так и не встретил, — утверждает Александр.

 

Свое дело

Перестройка была на подходе. Началось резкое сокращение ассигнований на геологию.

— Мы полностью находились на хозрасчете. Стало понятно, что скоро людям будет нечего платить, — рассказывает Александр Матвеевич. — Я предложил создать маленькое предприятие, мобильное в поиске и в выполнении заказов, что позволит быть рентабельным. Мне показалось, что я нашел понимание и согласие у руководства экспедиции. Когда же все документы по этому предприятию были подготовлены, все расчеты сделаны, идею на техсовете разнесли в пух и прах.

Такой поворот событий заставил Александра Гилевича уйти из геологии в малый бизнес.

— Подобралась небольшая группа бывших коллег — геологов, геофизиков. Мы пытались заниматься бизнесом на основе своей профессии, так как надеялись, что родится закон о концессиях. Однако закон так и не был принят. Некоторое время пробовали себя в популярной в 90-е коммерции: лес, машины и прочий «воздух». Естественно не преуспели.

Резкий поворот произошел, когда в доме появилась собака. — Море проблем, связанных с содержанием и лечением моей первой собаки, стало причиной того, что я занялся зообизнесом, — вспоминает Александр. — Я стал понимать, что зооиндустрия — очень обширная область деятельности, в России еще не совсем развитая. Решил, что надо развивать!

Появилась новая идея — заняться дистрибуцией вакцины для домашних животных, которая производилась в Москве. Дело пошло хорошо, наладили продажу вакцины через ветстанции. Тогда и возникла компания «Агидис», работающая с товарами для животных.

В 1992 году итальянская компания «Джильоли» открыла представительство в Москве, благодаря чему товары производства фирмы «Гимборн», «Сера», «Маркиоро» и прочие появились на российском рынке. В сентябре того же года Александр Матвеевич поехал в Москву — знакомиться с компанией. Вскоре фирма «Агидис» стала эксклюзивным дистрибьютором продукции «Джильоли» в Санкт-Петербурге.

— Позже мы начали ездить на выставки в Нюрнберг и в Милан, стали работать с японскими, корейскими, а также ведущими европейскими и американскими фирмами, — рассказывает Александр Гилевич.

 

«На рыбалке общаюсь с рыбой!»

Рыбалка — его любимое хобби. Говорит, что может рыбачить ежедневно, в любое время года, при любой погоде.

На зимнюю рыбалку первый раз сходил в восемь лет. Вспоминает, что по субботам учительница в школе, делая перекличку в классе, комментировала: «Так, Гилевич, как всегда, отсутствует. Ну конечно, сегодня же суббота, он на рыбалке!»

Но при всем при том, рыбу Александр Матвеевич не ест. Его увлекает сам захватывающий процесс ловли. Азарт и море эмоций гарантированы. Как и Старик из книги Э. Хемингуэя «Старик и море», Александр «общается с рыбой, разговаривает с ней». В этом нет ничего странного, просто рыбалка — это единственный способ отключить голову от того, чем занимаешься на работе. Лучше всего рыбачить одному или в хорошей компании, с проверенным другом, с которым можно и помолчать.

— А вот охота никогда не увлекала. Ружье в руках держал всего один раз, дело было в Якутии, на Алдане. Там водились рыси, поэтому всем выдавали карабины. Ради интереса пошел поохотиться, пристрелил птичку, потом сам же пожалел, — вспоминает Александр Матвеевич. — Позже столько раз видел, как убивают животных…

С возрастом я становлюсь вегетарианцем. Если на обед мясо, и какой-нибудь «шутник» скажет: «Представляешь, а ведь это была коровка, с большими глазами!», у меня полностью пропадет аппетит.

 

Книжный рай

В коммунальной квартире, в пятнадцатиметровой комнате, где Александр Матвеевич жил в детстве, невозможно было иметь домашних животных, и библиотеку не устроишь, а так хотелось…. Мама наотрез отказывалась собирать книги — места и средств на это не было.

— Поэтому я регулярно ходил в Лермонтовскую библиотеку. В студенческие годы оказался на черном книжном рынке, и засосало, а потом и сам стал маститым книголюбом (в то время это называлось «книжный спекулянт»), — смеется Александр Матвеевич. — Это был мой первый коммерческий опыт в жизни, мои университеты. Заработанные деньги шли на создание библиотеки, которую собираю и по сей день. Там масса всего интересного. Я всегда с удовольствием хвастаюсь своей коллекцией перед теми, кто интересуется книгами. Таких сейчас, к сожалению, осталось немного. Да я и сам редко читаю, больше спортивную прессу. Однако иногда случаются ночные бдения с понравившейся книгой! А библиотека есть — мечты сбываются!

 

Еж, рыбки, эль’жуфлю и компания

Все детство Александр мечтал иметь кошку или собаку. Да хоть какую-нибудь зверушку! Но поскольку семья жила в коммуналке, животных заводить было нельзя.

Однажды он принес домой ежа. Тот спрятался под кровать, а ночью вылез и напугал маму. В итоге ежика пришлось вернуть.

Потом, уже после женитьбы, началось увлечение аквариумами.

—У жены был всего один, а я приобрел еще 5 или 6 штук: видовые, разводные, большие и маленькие, — вспоминает Александр Гилевич. — Часто ездил на рынок за мотылем и однажды купил щенка, хотя о собаках знал совсем мало! Кстати, потом наш щенок подрос и стал Чемпионом России!

С этого колли Эль’Жуфлю, в честь которого назван один из магазинов в Петербурге, и началась беззаветная любовь Александра Матвеевича к собакам. Сейчас их в доме три: две колли и шелти.

 

За «Зенит» душа болит

Отметим, что спортивные пристрастия Александра Гилевича отличаются завидным постоянством. С 1974 года он болеет за «Зенит». Раньше постоянно ездил на матчи на стадион им. Кирова, который сейчас реконструируется. Именно там зарождалось фанатское движение в России. Да-да, не просто болельщиков, а именно фанатов.

По мнению Александра Гилевича, хорошего футбола много не бывает.

— Сейчас тоже на стадион хожу, по абонементу. Болею за «Зенит», много чего помню из его истории и готов говорить на тему любимой команды часами, как любой болельщик.

 

«Лучший повар в семье!»

Еще одно увлечение — кулинария. Александр Матвеевич умеет готовить, правда делает это крайне редко. Но для того, чтобы появилось желание заняться готовкой, должно быть соответствующее расположение духа.

—Домашние готовят под моим руководством ингредиенты блюда, а после этого я всех выгоняю с кухни, чтобы не мешали, и творю. Жена и дочь, правда, пытаются подглядывать, а иногда кто-нибудь просит дать рецепт, но я всегда отказываю — нет у меня рецептов! Все делается приблизительно, по интуиции!

Готовить Александр Матвеевич научился, когда работал геологом, а геологи должны уметь делать все!

— Я уверен, что кулинария — это искусство, которое лучше дается мужчинам, чем женщинам: ведь лучшие повара в мире — мужчины! Это я пытаюсь доказать в семье, но нечасто, чтобы не привыкали…

 

Грибная охота

— Грибы — моя страсть! Если есть грибы в грибной год, то набираю очень много, — смеется Александр Матвеевич. — Меня спрашивают, куда все эти грибы девать, а я отвечаю: как куда — посушу да друзьям раздам. Я и есть их тоже люблю. Соленые, маринованные, жареные — грибы хороши в любом виде. А самое главное, собирая грибы, ты остаешься наедине с лесом, могучим и прекрасным. А это как рыбалка — вентилирует мозги!

 

Большой бизнес

У Александра Гилевича есть особая черта характера — он максималист и ничего не делает вполсилы. Любым делом надо заниматься с любовью. В любом деле можно найти творчество и вложить душу.

Иногда его спрашивают, чем бы он занимался, если бы не стал геологом. — Не знаю, что было бы, но я уверен: все равно нашел бы себе дело по душе, потому что любой работой стараюсь по-настоящему заинтересоваться.

Как ни удивительно, но сложности на его жизненном пути способствуют успеху.

— Я должен быть гоним и истязаем, тогда буду совершенствоваться, — улыбается Александр Матвеевич. — И очень не люблю когда меня жалеют. Это разрешается только любимым.

Директор компании «Агидис» личным примером учит других, как правильно продавать и продвигать аксессуары для домашних животных. Он свободен в выборе. Сам нашел и сформировал коллекцию товаров для животных широчайшего ассортимента (около 8000 наименований). И это товары, способные составить цельный ассортимент солидного зоомаркета. Товары, идеально дополняющие друг друга и отвечающие требованиям соотношения цены и качества. Товары известных мировых и европейских брендов. В основе — продукция более десяти иностранных фирм-производителей. Импорт и дистрибуция этих товаров — бизнес фирмы «Агидис». Александр активно предлагает свою коллекцию. Даже розничная сеть его магазинов — это своего рода демонстрационные залы его опта. — Смотрите, как много покупателей у нас, как востребована наша коллекция! Чего же вы ждете? Приходите к нам, мы вас научим, поможем, снабдим этим товаром, — вот рефрен деятельности розничной торговли «Агидиса». — Мы вам предлагаем, только то, что с успехом продаем сами на ваших глазах.

Просто ли работать в зообизнесе? — Невероятно сложно! Компаний, с которыми действительно просто работать, совсем немного. Самое важное в бизнесе — найти хорошего компаньона, преданного клиента и развивать с ними долгосрочные отношения, а не пытаться вытянуть максимум денег и выгоды. Бойтесь потерять хороших партнеров.

Александр Гилевич — один из самых этичных предпринимателей в зообизнесе. Порядочность и надежность — вот две черты, которые очень ценят его партнеры.

— Конкуренция есть и будет. Я за конкуренцию на основе новых коммерческих идей и проектов. Кто-то всегда оказывается первым — за ним идут последователи. Я предпочитаю что-нибудь придумать сам. Но не обижаюсь, если это кому-то нравится, и люди пытаются повторить. Мне это даже приятно.

 

Послесловие

Большинство опытных и успешных в бизнесе людей со временем приходят к выводу, что верить можно исключительно в себя, надеяться только на свой ум и талант. В этом смысле Александр Гилевич почти фаталист:

— Иногда, кажется, что есть нечто, что управляет людьми, руководит их судьбой по заранее написанному сценарию. У меня в жизни часто бывали такие моменты, когда не удавалось ничего изменить. Но мне кажется, что-то «свыше», что ведет нас по жизни, всегда дает нам шанс выбрать правильный путь, надо только не быть глухим к этому «голосу», не пропустить в суете и праздности этой «подсказки». А голос этот есть в каждом. Это голос нашей совести.

«Зообизнес в России» №07’06