Поиск

Что год грядущий нам готовит?

Аналитическая компания Euromonitor International представила прогноз развития зоорынка в 2015 году, сделанный экспертом Дэмианом Шором.

Четыре основные тенденции нынешнего года:

– падение скорости роста крупнейших развивающихся рынков;
– усиленный новым приобретением Mars начнёт битву с Nestle за премиум-сегмент кормов для собак и кошек;
– увеличение численности собак в некоторых странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока;
– рост значимости интернет-торговли.

Страны БРИК замедляют рост

Продажи зоотоваров на мировом рынке выросли на $9 млрд за период с 2009 по 2014 гг, треть этого прироста пришлась на три страны: Бразилию, Россию и Китай. Однако, макроэкономическая ситуация неблагоприятна сейчас во всех из них, и это негативно скажется на росте мирового рынка.

Самые серьёзные опасения вызывает Россия, где падение курса рубля по отношению к доллару и евро сильно удорожило импортные товары, инфляция приблизилась к двузначной отметке, экономика находится на грани рецессии за счёт сокращения инвестиций из-за напряжённой международной политической ситуации, связанной с войной на Украине, цены на экспортируемую продукцию (в частности, на нефть) снижаются. 2015 год скорее всего будет очень сложным для зообизнеса России, покупатели будут переходить на более дешёвые корма, а то и вовсе возвращаться к кормлению со своего стола.

В Бразилии и Китае положение не такое удручающее, рынок зоотоваров с большой долей вероятности продолжит расти в обеих странах. Однако, бразильская экономика сейчас испытывает низший уровень доверия населения, а в Китае замедлился рост ВВП.

Среди стран БРИК только в Индии рост ВВП превысит показатели 2014 года и потому у продаж товаров для домашних животных тоже хорошие перспективы. Тем не менее, зоорынок Индии оценивается в $131 млн, а это меньше, чем в Ирландии, поэтому её вклад в развитие мировых продаж не будет очень значительным.

Удачное приобретение «Марса»

Позиции компании укрепились благодаря покупке брендов Iams, Eukanuba и Natura у Procter & Gamble в большинстве стран (кроме европейских). Таким образом, Mars вернул себе звание лидера в сфере кормов для домашних животных, опережая Nestle. Самое важное, что доля Mars существенно увеличилась на североамериканском рынке – с 15 до 23%, значительно сократив разрыв от Nestle (35% в 2013 году).

Новые бренды усиливают присутствие Mars в сегменте быстрорастущих и высокомаржинальных премиум-кормов, где позиция компании была слабой – только 12% в 2013 году, в то время как P&G и Nestle имели по 18% и 32% соответственно. В 2015 году борьба за долю в этом сегменте усилится между лидером Nestle, укреплённым «Марсом», обновлённой Colgate-Palmolive и многочисленными стартапами, лидером которых является компания Blue Buffalo, увеличившая своё присутствие до 8% с 2009 по 2014 гг.

Однако, Mars ждут не только хорошие новости. Ведущие позиции компании в ряде стран с развивающимися рынками (особенно в России, где её доля составляет более 50%) становятся более уязвимыми и продажи рискуют снизится.

Растёт популярность собак

В некоторых странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока наблюдается увеличение численности домашних собак. Рекламные кампании за отказ от поедания собак часто проходят в Китае, Южной Корее и Таиланде, их проводят молодые люди – любители животных. Таким образом, Восток перенимает западное отношение к домашним питомцам, что увеличивает затраты населения на их кормление и содержание. Отношение к собакам меняется даже в мусульманских странах, где собаки являются запрещёнными животными, но молодежь придерживается более свободных взглядов и популяризирует содержание животных-компаньонов. Это может открыть совершенно новый рынок. Например, в Индонезии 0,6% домохозяйств держат питомцев (2014), а в 2009 году их было всего 0,3%. Даже если этот показатель достигнет 5%, как в соседней Малайзии, это вызовет взрыв продаж в стране с населением 247 млн.

Важная роль интернет-торговли

Розничные онлайн продажи медленно, но верно становятся всё более важными для зооиндустрии – их доля составила 3% от глобальных продаж в 2014 году. В Северной Америке за тот же период доля интернет-продаж кормов составила всего 1%. Изменится ли ситуация в 2015 году? В последнее время в США наблюдается активизация стартапов специализированных интернет-зоомагазинов (таких как PetFlow, который продаёт 454 тонн кормов ежемесячно).

Самый крупный оператор Amazon.com запустил направление, специализирующееся только на продаже зоотоваров Wag.com и начал экспансию. Интернет-услуги становятся всё более доступными, также растёт численность пожилых и менее мобильных владельцев домашних животных, а потому интернет-продажи в Северной Америке почти наверняка будут расти.