Дарвинизм Адизеса

Текст: Андрей Ситников

Вы, конечно, знакомы с произведениями Ицхака Адизеса, одного из самых авторитетных бизнес-мыслителей нашего времени, написавшего много интересных и важных книг. Обратимся к одной из ранних его работ, переведённой и опубликованной в 2009 году, но сегодня, к сожалению, опять актуальной. «Интеграция. Выжить и стать сильнее в кризисные времена» написана по мотивам мастер-класса, проведённого Адизесом 14 ноября 2008 года в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. В этом небольшом и лёгком для усвоения тексте нет ни одного графика и ни одного конкретного «совета по бизнесу» — лишь кратко излагается авторская концепция природы всякого кризиса и в общих чертах описан метод выживания в нём.

Все кризисы, согласно Адизесу, возникают в результате естественного хода жизни и являются неотъемлемой её частью. Существование — природы, человека, общества, компании — сопровождается непрерывной сменой обстоятельств, внешних и внутренних, которые требуют приспосабливаться к ним. Это становится проблемой, точнее множеством проблем, преодоление которых наполняет существование природы, человека и т. д.

Несознательный динозавр погиб, потому что не смог убежать от резкой перемены климата, а несознательный крот уцелел, потому что случайно жил под землёй. Позже из крота нечаянно получился сознательный человек, который испытал бесчисленное множество проблем и кризисов, он до сих пор жив не по милости слепой природы, а благодаря самому себе — удивительной способности меняться и приспосабливаться.

Получается, что и проблемы — нормальное явление. Если они у вас есть — перефразируем Адизеса — значит вы ещё живы. И чем более значительные проблемы вы решаете, тем большего добьётесь. В китайском языке понятия «проблема» и «возможность» обозначаются одним словом.

Но в любой момент могут возникнуть смертельные проблемы, как у динозавров, когда стремительно увеличивается скорость изменений. Мы не успеваем реагировать, и наступает кризис. Человек, общество, компания могут его пережить, а могут и нет. Сейчас разразился очередной глобальный экономический кризис, вызванный быстрым и повсеместным изменением внешних условий. Спрятаться не получится, тем более убежать. Спасётся сознательный, дальновидный и решительный вид предпринимателей, который умеет приспосабливаться и сможет большую проблему превратить в большую возможность.

Как ломаются компании

Всякая система состоит из комплекса подсистем, которые её составляют, и каждая подсистема включает собственные подсистемы и так далее, до бесконечности. Но подсистемы — отдел продаж, маркетинговая служба, бухгалтерия и так далее — то, из чего состоят компании, на изменения всегда реагируют не синхронно. В результате нарастает дезинтеграция (распад целого на составные части), между подсистемами возникают разрывы, которые становятся проблемами. Если их не устранить быстро, проблемы превращаются в кризис. Адизес приводит гипотетический пример. Допустим, меняется спрос, отдел маркетинга и служба продаж в курсе и делают всё, чтобы «догнать» и удержать клиента, и у них получается, растут продажи в новом канале, поэтому им нужны новые сотрудники. Но отдел кадров не в курсе, какие именно специалисты требуются, не готов оценивать их квалификацию при приёме на работу. В результате только завтра будут наняты сотрудники, которые нужны были ещё вчера. Подсистемы этой компании движутся с разной скоростью и в разных направлениях. Менеджмент в это время интересуется исключительно рынком и игнорирует прочие подсистемы. Получается, как в случае с пациентом: если он игнорирует боль (изменение) в боку, рано или поздно последует экстренная госпитализация. Чем дольше игнорировать «боль», тем экстреннее и с большим риском нужно будет спасать больного и тем больше вероятность распада — удаления поражённого органа. Абсолютный распад — это смерть.

Экономика меняется быстро, технологии ещё быстрее, изменения постоянно ускоряются, зато человеческие ценности едва ползут. Это вечный генератор проблем. «О какой бы системе мы ни говорили — о вас как о представителе рода человеческого, о семье, о бизнесе или об обществе — любая из них подчиняется одним и тем же закономерностям», — пишет Адизес, после чего изящно описывает исходя из вышесказанного механизм возникновения ипотечного кризиса в США в 2008 году.

Интеграция — это жизнь

Если проблема в дезинтеграции, то лекарство от неё — интеграция — укрепление связей между частями целого. Есть четыре варианта её использования. Лучший — заниматься этим заблаговременно. Чуть хуже — позаботиться об интеграции систем, реагируя на случившееся как только будет обнаружена проблема. Ещё хуже и уже без гарантии — когда проблема игнорируется, несмотря на тревожные сигналы, пока не наступит кризис, который заставит принимать решения в экстренном порядке и в жутком стрессе. Последний вариант — сидеть сложа руки даже во время кризиса и погибнуть. Во всех случаях, кроме последнего, придётся принимать одни и те же решения, разница в том, когда, с какой скоростью и с каким настроением это делать. Когда родители должны начать заниматься проблемами своего 18-летнего сына? 19 лет назад. В случае с бизнесом самое неправильное — оцепенеть от ужаса и не принимать никаких решений.

Но если вы не знаете, что делать, и всё равно что-то делаете, то почти наверняка совершите глупость. Это будет очередная проблема, и вы на неё сможете отреагировать — опустить руки или попробовать другой вариант. «Успеха добивается не тот, кто не совершает ошибок, а тот, кто умеет быстро выявлять и исправлять свои ошибки». «Любой кризис, — продолжает Адизес, — любую проблему следует рассматривать как курс обучения в школе жизни. Вопрос в том, сумеете ли вы извлечь пользу из этого курса».

К этому моменту автор убеждает всех интегрироваться — укреплять связи между подсистемами, но что конкретно имеется в виду, как это сделать в случае, например, компании, которая уже оказалась в кризисе? Адизес перечисляет несколько обязательных условий или действий. Мы выбрали шесть из них.

Первое — нужен настоящий лидер, который своими решениями, словами, идеями, планами, методами работы объединяет и сплачивает людей. На этот счёт написано много правильных книг, известны примеры сотен таких топменеджеров и их компаний. Если наступил кризис, лидер должен позаботиться об укреплении своего здоровья, своей семьи, связей с друзьями, тогда он станет сильнее и будет в состоянии больше помогать коллегам.

Второе — необходимо сохранять и укреплять доверие между сотрудниками. В экстренных ситуациях коллективы страдают от зависти, личных конфликтов, перекладывания ответственности и другими корпоративными противоречиями. Нужно быть искренними, правдивыми, нельзя скрывать сложившееся положение, давать нереальных обещаний. Люди нутром чувствуют, когда с ними говорят начистоту, а когда лгут.

Третье — нужно позаботиться о клиентах, кризис — лучшее время, чтобы укрепить их доверие. Им можно позвонить или написать, чтобы узнать, чем им помочь. И вновь — искренность и никаких пустых обещаний.

Четвёртое — сокращайте расходы и персонал, только если одновременно проводите интеграцию компании. Просто урезание бюджетов и увольнения улучшат финансовые показатели сегодня. А как вы совершите рывок завтра, когда кризис закончится? Избавляйтесь от жира, но не от мускулов.

Пятое — задумайтесь о том, как сделать ту же работу лучше или какой новый товар или услугу вы можете предложить. Самое время заняться учёбой, инновациями, творческими поисками.

И последнее, о чём мы можем рассказать в этой статье, — нужно отдельным образом синхронизировать между собой четыре подсистемы компании. Этому посвящены последние главы. Имеются в виду:

  • иерархия ваших целей и то, что их определяет: видение, ценности, миссия и стратегия;
  • структура распределения обязанностей: как распределить ответственность, чтобы компания могла выполнять свою миссию;
  • структура полномочий, власти и влияния;
  • и наконец система подкрепления или поощрения, которая стимулирует нужное вам поведение сотрудников, делает его предсказуемым.

Подробности с примерами, а также нестандартные ситуации и проблемы с проведением интеграции опускаем, чтобы вы могли сами насладиться мыслями и описанием богатейшего опыта автора.

Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close