Поиск

Доставка для интернет-магазина: кто поможет?

Организация доставки для интернет-магазина

Текст: Татьяна Катасонова

Бурное развитие электронной коммерции в этом году заставило даже самых стойких приверженцев традиционной розницы задуматься об открытии интернет-магазина. Сфера услуг, поддерживающая онлайн-продажи, очень хорошо развита, это продемонстрировала выставка ECOM Expo’20. С чего начинать и кто может помочь организовать доставку для интернет-магазина?

Тема онлайн-торговли звучит сейчас, как говорится, из каждого утюга. Кто-то утверждает, что будущее только за ней, кто-то пытается доказать неубиваемость реального шопинга. Но, несомненно, пандемия сдвинула процесс внедрения электронной коммерции с пути постепенного развития в область взрывных потоков. Однако мировые эксперты не видят причин отчаиваться традиционной рознице. Задача её, по их мнению, в переходе к омниканальности, то есть к бесшовному сочетанию всех каналов коммуникации с клиентом. Недаром этому вопросу в последнее время посвящают так много внимания ведущие игроки нашего рынка.

Если мы посмотрим на федеральные сети зооканала, такие как «Четыре Лапы», «Бетховен» и Petshop, то каждая из них имеет серьёзный вес в обеих формах торговли. Однако помимо крупных сетей у нас есть ещё множество региональных. Рождаясь в одном городе, некоторые из них продолжают развитие, захватывая новые территории, уходя всё дальше и дальше от «родного дома». Тем самым локальные сети приближаются к федеральному формату. Но независимо от того, в одном или во многих городах работает сеть, законы рынка сегодня требуют омниканальности. И вот здесь дела обстоят по-разному. У одних всё в порядке и с офлайн-розницей, и с онлайн-направлением. Некоторые имеют интернет-магазины скорее как дань моде, чем реальный вклад в бизнес. Есть и такие сети, которые онлайн-торговлей не занимаются совсем.

Почему? Я задавала такой вопрос как представителям третьей категории, так и второй. Что мешает? Казалось бы, сейчас можно купить и адаптировать под себя любую платформу. Ответ у всех один — доставка для интернет-магазина сопряжена со сложностями в организации.

Прогноз развития интернет-торговли на ближайшие 5 лет с учётом влияния кризиса на рост онлайн-продаж
По прогнозам аналитиков, средний рост онлайн-продаж до 2024 года может составить до 33,2%, расширив рынок таким образом до 7,2 трлн рублей.
Прогноз развития интернет-торговли на ближайшие 5 лет

В начале сентября я оказалась на ECOM Expo’20 — крупнейшей выставке технологий для интернет-торговли и ретейла. Это было первое мероприятие в «Крокус Экспо», на котором я побывала после победного «Кэтсбурга», прошедшего здесь в начале марта. Приехала я ради деловой программы, но пандемия и тут сказала своё слово. В залы, где проходили доклады, пропускали очень ограниченное число посетителей. Так что я просто не попала. И чтобы не жалеть о потерянном времени, решила побродить по выставке.

Большую часть экспонентов представляли логистические компании, предлагающие услуги доставки. Я поговорила с руководителями многих из них, и, не побоюсь признания, — у меня открылись глаза. Прошу прощения за былую недалёкость. Тем компаниям, которые все вопросы с доставкой для интернет-магазинов уже решили, можно эту статью не читать. А вот с теми, для кого это по-прежнему камень преткновения, поделюсь новыми для меня решениями.

Доставки для интернет-магазина: у каждой службы своя фишка

А. Сергеев, руководитель отдела продаж компании Dalli
Артём Сергеев, руководитель отдела продаж компании Dalli

«Служб доставки для интернет-магазинов очень много, но у каждой своя “фишка”, — рассказывает Артём Сергеев, руководитель отдела продаж компании Dalli. — Кто-то лучше всех доставляет по Москве, а кто-то — по регионам. У кого-то больше интервал доставки, у кого-то выше скорость, кто-то умеет принимать деньги от покупателей, кто-то быстрее вернёт их в магазин. Кто-то может привезти вам на выбор несколько товаров… Нюансов очень много».

Здесь Артём говорит о компаниях-операторах так называемой «последней мили», которые привозят товар из магазина покупателю. Именно к ним прежде всего обращаются ретейлеры, начиная свою работу онлайн.

Как правило, интернет-магазин со скромными объёмами продаж сначала старается справиться с доставкой своими силами. Но даже на этой стадии могут возникнуть проблемы — водители не приезжают к покупателю вовремя, а то и воруют, сама же доставка может стоить дороже товара.

А. Мякин, директор по продажам СДЭК
Андрей Мякин, директор по продажам СДЭК

Уже на этом этапе многие магазины решают использовать аутсорс. Андрей Мякин, директор по продажам СДЭК, поясняет: «Как показывает практика рынка, так или иначе все приходят к передаче логистического функционала партнёру. Это решает два вопроса: первый — сокращает цепочку, контролируемую на стороне магазина, второй — даёт возможность пересмотреть риски. В случае задержек, сложностей, порчи или утери груза — любых трудностей — ответственность ложится на службу доставки. Клиент получает компенсацию, вместо того чтобы оставлять это на собственном удержании. На старте, когда своего опыта в отправлениях нет, важно пользоваться партнёрами».

Какие процессы онлайн-магазины отдают на аутсорс? (в %)
Интернет-магазины - доставка на аутсорсе

Службу доставки интернет-магазины обычно оценивают по следующим критериям: доля выкупленных заказов, срок возврата денежных средств, соблюдение сроков, количество жалоб со стороны покупателей, тариф за доставку, число потерь. И, конечно, важен опыт работы доставщика с вашей товарной категорией — будь это продукты, одежда или зоотовары.


Р. Каплин, гендиректор DOSTAVKA.GURUРоман Каплин, генеральный директор DOSTAVKA.GURU:
«Логистику имеет смысл отдавать либо в серьёзную компанию на сторону, либо делить объём между двумя-тремя партнёрами по логистике внутри региона, чтобы можно было варьировать, оценивать, кто лучше. Конечно, следует выделить основного доставщика, а остальных держать на случай внезапных ситуаций, которые могут возникнуть в дни распродаж и высокий сезон. Мы, например, 3PL-оператор полного цикла, наша доставляемость почти 99%. У нас есть отличные предложения для рынка — комплексное обслуживание интернет-магазинов, ежедневный возврат денежных средств, постаматы и пункты выдачи по всей России, чаще всего мы работаем как основной поставщик, который даёт клиенту высокий сервис и широкие возможности».


Артём Сергеев, руководитель отдела продаж компании Dalli, объясняет: «Игрокам зооиндустрии при выборе логистических партнёров следует отдельно обговорить вес отправлений и понять, работает ли с таким весом служба доставки для интернет-магазинов. Известно, что владельцы животных часто заказывают тяжёлые корма с запасом. Если это женщины, то им требуется помощь с доставкой до квартиры или вольера на территории. Но это не та услуга, которую могут оказать все службы доставки. Начав работать с ними, вы можете обнаружить, что они поднимают только до 10 кг, например, а 15 уже не поднимут, 15 кг для них — крупногабарит. При общении с логистической компанией нужно обращать внимание на такие мелочи».

Известно, что небольшие компании часто предпочитают сотрудничать с фирмами такого же масштаба — обычно это выгодно обеим сторонам. А сохраняется ли тот же принцип в логистике? С какими службами доставки выгоднее сотрудничать небольшим сетям и отдельным магазинам? С таким вопросом я обратилась к представителям нескольких служб. И тут мнения разделились.

IML: логистика интернет-магазинов
Мария Коновалова, коммерческий директор компании IML

Мария Коновалова, коммерческий директор компании IML, считает, что маленькому интернет-магазину, который только отстраивает свой бизнес, проще обратиться к небольшой курьерской службе, которая максимально лояльна и готова предлагать уникальные услуги.

Представитель же СДЭК Андрей Мякин не рекомендует связывать размер собственного бизнеса с размером бизнеса партнёра: «По аналогии с крупными провайдерами: никто не выбирает банк или поставщика телефонии по схожему обороту или тому же количеству клиентов. Идентичный принцип в логистике. Не думайте, что маленький провайдер будет внимательнее, а крупному не нужны небольшие заказчики, он станет обходить их вниманием и заботой. Важен каждый клиент. Всегда лучше работать с топовыми игроками рынка».

Но в одном мнения всех логистических компаний совпадают: при организации работы со службами доставки лучше не класть все яйца в одну корзину. Например, для экспресс-доставки из интернет-магазина можно использовать собственных курьеров, для обычной — заключить договоры с несколькими компаниями, одна из которых будет основной, другая дублирующей, а третья — для работы с регионами.

При этом чем шире ваша география — тем больше служб доставки вам, скорее всего, понадобится. Заключать с каждым подрядчиком договор, интегрировать его в свою работу и контролировать качество доставки может стать очень хлопотным занятием. Но даже эту процедуру сейчас можно отдать на аутсорс — компаниям-агрегаторам и интеграторам. Принцип их работы объясняет Станислав Ясаков, менеджер по развитию бизнеса PIM Solutions:

«Наш продукт MetaShip помогает онлайн-магазину оптимизировать свою логистику. С одной стороны, мы выступаем как агрегатор служб доставки: интернет-магазин может заключить прямой договор с нами и в отсутствие прямого договора с “Почтой России”, СДЭК и остальными компаниями обслуживать свои заказы. Кроме того, мы позволяем интегрировать все эти службы доставки на сайт магазина. Для чего это нужно? Чтобы покупатель на этапе заказа мог увидеть точную стоимость и сроки доставки — не примерные, а самые актуальные, которые компания PIM Solutions передаст в виде информации с серверов выбранной службы доставки».

Фулфилмент: всё включено, считая доставку

А что если вы совершенно не хотите думать о логистике, агрегаторах, интеграторах и так далее? И ваша цель — в кратчайшие сроки выйти на онлайн-рынок? В таком случае могут помочь фулфилмент-операторы, которые предлагают целый комплекс услуг. Они организуют за вас весь процесс логистики: забор и приёмку товаров от поставщика, хранение, упаковку и доставку из интернет-магазина до покупателя теми службами, с которыми он имеет договор. Дополнительно фулфилмент-операторы могут предлагать разработку и поддержку сайта магазина, работу кол-центра, создание карточек товаров с фото и видео и т. д.


Д. Попов, коммерческий директор Fresh logicДмитрий Попов, коммерческий директор Fresh logic:
«При выборе фулфилмент-оператора важно обратить внимание не только на количество и географию его складов, но и на опыт работы с вашей товарной категорией. В случае с зоотоварами это подразумевает ветеринарную регистрацию — не все склады её имеют. Второй момент — важно следить за сроками годности товарных партий. Третья особенность — зоотовары очень отличаются по весу, и заказ может включать как 15-килограммовые мешки, так и лёгкие пакеты. Это всё отдельные условия по упаковке и передаче курьерской службе. Важно уметь работать с этой спецификой.
Следующий момент — это интеграционные возможности фулфилмент-оператора. Как минимум перед заключением договора можно посмотреть личный кабинет и понять, отражает ли он все необходимые вам операции.
И, конечно, важен состав и количество курьерских служб, которые предполагает фулфилмент-оператор, насколько они покрывают необходимую вам территорию».


Для интернет-магазина, который выполняет до 50 заказов в день, прибегать к такому сервису в полном объёме невыгодно, участники рынка отмечают, что использовать фулфилмент имеет смысл при объёме отправлений от 1–3 тысяч заказов в месяц (в зависимости от вида товара). Стоимость обработки одного отправления со стороны фулфилмент-оператора может составлять от 150 до 300 рублей без учёта доставки.

Наиболее важные факторы при выборе службы доставки, по мнению владельцев онлайн-магазинов

Факторы Выбор в качестве
основного
фактора
Выбор в качестве
второстепенного
фактора
1 Стоимость логистических услуг 69% 18%
2 География доставки 57% 28%
3 Понятная/прозрачная тарификация 32% 34%
4 Наложенный платёж 33% 26%
5 Порядок работы логистической компании чётко и понятно регламентирован 23% 37%
6 Разные варианты доставки 19% 38%
7 Простая интеграция IT-систем 25% 27%
8 Все процессы в режиме одного окна 11% 24%
9 Хорошие отзывы 8% 20%
10 Известность бренда партнёра на рынке 6% 16%
11 Частичный выкуп 5% 11%
Всего ответов: 362

Учитывались ответы на вопросы «Выберите три наиболее важных фактора при выборе логистического партнёра (с большим весом)» и «Выберите три наиболее важных второстепенных фактора — которые вы не выбрали в прошлом вопросе (с меньшим весом)».

По данным исследования «Логистика для интернет-магазина: мнения и ожидания»,
Data Insight, декабрь 2019 года.

Собственная логистика для интернет-магазина: иметь или не иметь

Пока кто-то думает о том, чтобы начать осуществлять доставку из интернет-магазина, другие торговые точки уже решительно берут этот процесс в свои руки, это можно уже назвать трендом. Основной причиной становится желание иметь контакт с покупателем. Ведь при онлайн-заказе передача посылки — единственный момент личного общения с клиентом.

Однако игроки рынка отмечают, что организация собственной логистики сопряжена с большими сложностями. По словам представителя СДЭК, при просчёте практической стороны — дополнительных складских мощностей, парка техники, курьеров, поведения при повреждении груза — 35–50% их клиентов возвращаются к доставке на аутсорсе.

Доставка для интернет-магазинов Logsis
Денис Смелов, коммерческий директор компании Logsis

А Денис Смелов, коммерческий директор компании Logsis, отмечает, что даже для крупных зоомагазинов собственная логистика в отдельных районах может быть дотационной: «В случае развития своей логистики, скажем, по Московской области основной проблемой становится большой пробег у курьера. Нет достаточной загруженности маршрутов, заказы объёмные и тяжёлые, как итог — интернет-магазин вынужден либо указывать стоимость доставки для получателя больше 700 рублей (средняя стоимость доставки в интернет-магазине), доставляя своим курьером, либо включать стоимость доставки в минимальный чек заказа. Либо включать в стоимость заказа, например, 350 рублей, а остальное дотировать из своего кармана. Для интернет-магазинов, доставляющих 1–2 тысячи заказов в месяц — это не вариант, и даже в случае, когда магазин продаёт 200–300 заказов в день, доставка по населённым пунктам дальнего Подмосковья всё равно остаётся дотационной. Приходится либо ограничивать зону продажи с бесплатной доставкой до 40 км от МКАД, либо расширять её до пределов границы, но тогда повышать стоимость или увеличивать сроки доставки.

В случае работы с подрядчиком всё проще: можно обговорить фиксированную стоимость доставки, включающую приём наложенного платежа и прочие дополнительные услуги, на любой заказ. Как итог: магазин может включать в стоимость заказа всего 350 рублей (половину стоимости доставки), а покупатель получает заказ всегда на следующий день, либо магазин на своём сайте может заявлять: “Мы доставляем 7 дней в неделю по всей Московской области за 350 рублей”, и это не отпугнёт покупателя высокой стоимостью доставки. И неважно, куда придётся везти товар, будет это СНТ, деревушка или что-то ещё, курьер доставит вовремя и донесёт заказ до двери».

Насколько онлайн-магазины удовлетворены услугами логистических компаний?
Насколько интернет-магазины удовлетворены службой доставки
По данным исследования «Логистика для интернет-магазина:
мнения и
ожидания», Data Insight, декабрь 2019 года

Когда же имеет смысл собственная логистика? Если вам важна нестандартная доставка из онлайн-магазина и у вас есть силы её осуществлять. Например, срочно привезти ночью корм для собаки возможно силами только собственной логистики. И только свой сотрудник-курьер сможет дополнительно проконсультировать клиента и посоветовать другие товары.

Хотя отдельные примеры интересных партнёрских акций со службами доставки уже тоже встречаются в практике. По словам Марии Коноваловой, коммерческого директора компании IML, в их багаже есть новые проекты, нетипичные для логистических служб: «Не так давно у нас был маркетинговый ход с Royal Canin — при доставке любого заказа наш курьер интересовался у покупателя, есть ли у него домашнее животное. В случае положительного ответа курьер делал подарок — семпл с продукцией Royal Canin. Конечно, это больше партнёрский проект, но нам интересно развивать такие истории».

Вместо заключения

На выставке ECOM Expo’20 мне удалось побеседовать с людьми и логистическими компаниями. И вот что любопытно — менеджеры неизменно хорошо отзывались о своих коллегах и охотно рекомендовали мне друг друга. Оказалось, что на этом рынке присутствуют довольно тесные связи и преимущественно конкуренция — как и у нас в зооиндустрии. По словам Романа Каплина, генерального директора DOSTAVKA.GURU, показательным примером можно считать недавний случай, когда около 100 логистических компаний объединились в одну команду в период пандемии. Причиной стало закрытие основных магистралей и подъездных путей. Для того чтобы урегулировать ситуацию с властями и предупредить «перегибы» на местах, самые разные службы доставки из интернет-магазинов — и мелкие, и крупные, и входящие в топ-10 на рынке — решили действовать сообща, с поддержкой Минпромторга и Национальной ассоциации дистанционной торговли.

Эта история интересна не только как пример отраслевой солидарности. Вы представьте: на рынке уже давно живут и работают более 100 сильных компаний, готовых доставить ваш онлайн-заказ в любую точку страны. И вот в этом месте я задаюсь вопросом: почему вы до сих пор не открыли интернет-магазин?