Поиск

Экономика России: почему бизнесам пора задуматься о пересмотре стратегии

экономика России

Текст: Александра Веселова
Фото: ededchechine / Freepik

Современная экономика России подвергается серьёзным изменениям. Причинами этому служат внешние факторы, такие как мировые ценовые тренды, а также внутренние, включая решения властей и происходящие в стране события. Предпринимателям, в том числе представителям зообизнеса, необходимо осознать все риски и возможности, которые эта ситуация может предложить, и меняться, принимая быстрые и эффективные решения.

Расходы на проведение СВО в Украине

Одной из ключевых причин экономической нестабильности является специальная военная операция (СВО) в Украине. По оценкам экспертов, ежедневные расходы России на ведение военных действий достигают 20–30 млрд рублей. Это суммы, сопоставимые с годовым бюджетом некоторых российских регионов: Еврейской автономной области (19,3 млрд рублей), Калмыкии (24,9 млрд рублей), Ингушетии (35,9 млрд рублей). В общей сложности с февраля 2022 года наша страна потратила на СВО уже порядка 4 трлн рублей. В итоге бюджет России наращивает расходы, и они не только оттягивают ресурсы от других важных направлений, но и усугубляют общую экономическую ситуацию.

Сокращение доходов от продажи нефти

Традиционно доходы от продажи нефти составляют значительную часть бюджета страны. Однако в последние 18 месяцев эти доходы существенно снижаются из-за санкций, бьющих по российской экономике. По данным Минфина, только за январь–апрель 2023 года поступления в бюджет от реализации нефти и газа снизились вдвое, совокупные доходы упали на 22%, а дефицит достиг 3,4 трлн рублей, превысив годовой план. Только в апреле этого года дефицит бюджета достиг триллиона рублей, в то время как доходы от продажи нефти и газа стали меньше на 64%, по сравнению с 43–46% в период с января по март. Снижение доходов в государственный бюджет означает высокую степень неопределённости для экономики страны в целом.

Международные санкции

Санкции со стороны западных стран вводились неоднократно и сказались на динамике экономики России. Они ограничивают доступ к иностранным ресурсам, инвестициям и технологиям. Например, сокращение импорта сельскохозяйственной продукции привело к росту цен в РФ. Кроме того, многие зарубежные компании либо ушли с российского рынка, либо сократили своё присутствие. Есть порядка 10–15 таких фирм и в зооиндустрии – их отказ от работы в стране или снижение активности негативно повлияли на состояние отрасли, особенно в категории ветеринарных препаратов, или точечно на компании, которые импортировали их бренды.

Структура ВВП

Ограничения на торговлю, инвестиции, финансовые операции – всё это приводит к снижению инвестиционной привлекательности страны, увеличению стоимости кредитования и затруднениям в ведении бизнеса. Физический объём ВВП в I квартале 2023 года уменьшился на 1,8% относительно соответствующего квартала 2022 года за счёт внешнеторговых операций при увеличении внутреннего конечного спроса на 5,1%, а доля валовой прибыли России сократилась с 52,6% до 46,8%, сообщает Росстат.

Очевидно, что структура ВВП России меняется. Появляются новые направления и возможности, например, растёт доля IT-сектора, сельского хозяйства и некоторых других отраслей. Однако традиционные «точки роста» становятся менее прибыльными.

Что делать бизнесу?

Пересмотр стратегии в такой неопределённой ситуации, влияющей на российскую экономику, – необходимость для того, чтобы оставаться на плаву и наращивать бизнес. Важно:

Оптимизировать бизнес-процессы: в условиях экономической нестабильности необходимо максимально эффективно использовать ресурсы.

Самая актуальная часть этого процесса – осознанно управлять расходами. Сейчас время для тщательного анализа затрат и определения тех, которые можно минимизировать. Успешные бизнесмены по всему миру подчёркивают важность эффективного управления ими. Билл Гейтс, сооснователь Microsoft, настаивает на тщательном их учёте для принятия обоснованных решений. Уоррен Баффетт, знаменитый инвестор, акцентирует внимание на избегании ненужных затрат. Ричард Брэнсон, основатель Virgin Group, выделяет приоритетность ключевых расходов. Эти наблюдения подтверждают значимость благоразумного финансового управления для достижения успеха в бизнесе.

Объединяться и вести процессы совместно. Сотрудничество может стать ключом к сохранению бизнеса в сложных условиях для экономики России. Когда штормит, объединение сил и компетенций позволяет компаниям совместно противостоять вызовам и усиливать их конкурентные преимущества.

В российском бизнесе существует ряд примеров удачных синергий, когда компании объединяли усилия в различных областях и получали выгоду от этого. «Яндекс» и «Сбербанк»: две крупнейшие компании в своих отраслях объединились для создания совместных проектов в области электронной коммерции, в частности, сервиса «Беру». Это позволило «Яндексу» использовать клиентскую базу и финансовые ресурсы «Сбербанка», а «Сбербанку» — технологические решения «Яндекса».

Часто бизнесы, которые специализируются на производстве или предоставлении услуг, предпочитают фокусировать своё внимание и инвестиции на собственных процессах, партнёрствуя, например, с логистическими компаниями и поручая им контроль за цепочкой поставок.


Когда речь идёт о согласованности между логистикой и цепочкой поставок, упоминания заслуживает пример ресторанов быстрого питания McDonald’s, лидера в своём сегменте. Компания успешно применяет управление цепочкой поставок с 2011 года. Их долгосрочный успех в цепочке поставок основан на модели взаимных интересов, представляющей собой трёхногий табурет. Это означает, что сама фирма, её франчайзи и поставщики имеют взаимный интерес поддерживать друг друга, создавая отношения, в которых все выигрывают.
McDonald’s обслуживает 62 млн клиентов в день в 36 тысячах ресторанов по всему миру. Они используют сторонних логистических партнёров, которые оптимизируют и сокращают цепочку поставок, и обеспечивают соответствие объёмов поставок спросу. Эти партнёры – независимые фирмы, специализирующиеся на логистике и поддержке складской и дистрибьюторской деятельности клиентов. Каждый ресторан получает свежие и замороженные продукты примерно 2,5 раза в неделю. Таким образом, будучи частью цепочки поставок и предоставляя качественные услуги (в результате которых продукция всегда свежая и в наличии), логистика играет значительную роль и в позиционировании компании, в обеспечении ей конкурентных преимуществ и создании дополнительной ценности.


Немаловажно также осознанно управлять всеми ресурсами компании в условиях шаткой российской экономики. Это не только финансы, но и человеческие ресурсы, материалы, технологии.
В кризис некоторые фирмы выбирают для себя также стратегии поиска новых рынков и экспансию, диверсификацию бизнеса. Из истории мы знаем, что кризисы, несмотря на все трудности, могут стать временем возможностей для тех, кто готов к переменам. Бизнесы, которые адаптировались, искали новые решения и были готовы к риску, часто выходили из них ещё сильнее.