Ситуация в мировой экономике продолжает развиваться по нехоженому многополярному сценарию: очаги напряжённости множатся в еженедельном ритме, есть растущие страны и страны в рецессии. В целом мировая экономика замедляется.
Сергей Макшанов
Бизнес-эксперт, управляющий ГК «ИТ – АРБ Про», разработчик стратегий для многих российских компаний, автор и ведущий семинаров для владельцев бизнеса и топ-менеджеров, автор более 70 статей о значимости и эффективности стратегического управления и планирования.
«Новый дивный мир»
Что будет дальше? Мы ещё не раз удивимся ходу событий и «новому дивному миру», который сейчас трудно себе представить в силу разнообразия деятелей и спектра их интересов. Это характерно для тектонических процессов: когда начинают сталкиваться большие системы (литосферные плиты или блоки стран – неважно), последствия будут кардинальными, к старому порядку – не вернуться, а новые формы нам ещё предстоит увидеть.
И это длительные процессы. Посмотрим в динамике на совокупный экономический результат стран G7 (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония, США) и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). К БРИКС с 2024 года присоединяются ещё шесть стран с совокупным ВВП $1 трлн (Аргентина, Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ). Для сравнения возьмём объём ВВП стран по паритету покупательской способности и долю такого совокупного ВВП по каждому объединению стран в процентах от мирового ВВП.
Страны/объём ВВП по ППП | 1992 | 2002 | 2012 | 2022 | 2028 П* |
БРИКС | 16,45% | 19,34% | 28,28% | 31,67% | 33,65% |
G7 | 45,8% | 42,34% | 32,82% | 30,31% | 22,77% |
*Прогноз на 2028 год сделан аналитиками МВФ в апреле 2023 года ещё без учёта «прибавления» в семействе БРИКС. С новичками рост будет выше. |
Как видим, доля БРИКС растёт, области возможностей для роста смещаются из развитых в развивающиеся страны. Это повод искать там партнёров для ВЭД, поставщиков, каналы сбыта, осваивать местные национальные рынки, понимая их тонкую специфику на кончиках пальцев.
Глобальные кризисы возникают из-за комбинации различных факторов. Среди факторов риска мировой экономики есть несколько ключевых, за ними с тревогой наблюдают ведущие аналитические центры мира.
С 2020 года в мире неограниченная эмиссия денег и их обесценивание, рост долгов. Дешёвые избыточные деньги закачиваются в фондовый рынок (и когда этот пузырь лопнет…). Постоянный рост процентной ставки привёл к серьёзному дисбалансу активов банков. Высокие процентные ставки обостряют проблему банкротств, обслуживание долга становится запредельным. Всё это накладывается на проблемы в геополитике и замедление мировой экономики.
Эпоха санкций
Обратим внимание на экономику России. Мы живём в очередную эпоху санкций со стороны внешнего мира с 2014 года. При этом потенциал санкций в целом исчерпан, количество публикаций западных источников на тему «санкции не работают» стабильно растёт, вызывая всё больше вопросов к лидерам стран-инициаторов.
Это подтверждается улучшением прогноза по ВВП РФ 2023 года и далее от всех прогнозных центров. 160 трлн рублей – прогноз ВВП 2023 года. ЦБ говорит о 1,5–2,5%-м росте, и даже самый пессимистичный Всемирный банк улучшил оценку до –0,2% (было –3,3%).
ЦБ РФ фиксирует завершение восстановительного роста экономики. Для продолжения нужны три фактора: рост расходов бюджета, динамичное импортозамещение, восстановление ВЭД. Снижение экспорта ослабляет стимулы к росту объёмов производства.
Заявлен курс на технологический суверенитет и структурную перестройку экономики, к снижению объёмов добычи углеводородов добавился выход из зерновой сделки.
Вливаются масштабные инвестиции в авиадвигателестроение, судостроение, электронику, развитие инфраструктуры, промышленное строительство большинства отраслей. Ситуация непростая, санкции не только мобилизовали российскую экономику, но и серьёзно ограничивают её, особенно в плане доступа к технологиям и финансовым рынкам.
Надо учесть ускорение, консолидацию и переформатирование отраслевых рынков. Активные M&A, инвестиционные проекты, покупка активов и освоение спроса уходящих иностранных компаний формируют мегафактор роста для ориентированных на развитие компаний РФ (окно возможностей на два-три года). Так, например, компания «Велком» купила российские активы Valio (завод в Егоршино, бренд Viola, контракты с «Галактикой» и др.), «Черноголовка» приобрела активы Heinz и Кеllog’s. А «S8 капитал» собрал в одном портфеле шинные активы Continental (Калуга, завод + дистрибуция), Cordiant (три завода в Омске и Ярославле), подал заявку на приобретение Bridgestone (Ульяновск), забрал активы Bosch (Энгельс, три производственные площадки, покупка – май 2023 года) и Otis Elevator (теперь это лифты Meteor). Примеры таких активных игроков есть в каждой отрасли без исключения.
Платёжеспособность бизнеса
- Большинство отраслей экономики (есть исключения: авторынок, деревообработка) демонстрируют рост выручки и инвестиций при колебаниях натурального оборота.
- Для производственных, ИТ-компаний, сектора гостеприимства созданы новые возможности для заимствований, включая АПК и производителей крепкого алкоголя.
- Введены налоговые льготы, сохранён уровень выплат соцвзносов на бессрочной основе для МСБ.
- Впервые бюджетные выплаты пошли с начала года, впервые авансирован ГОЗ при росте расходов бюджета на 29%.
Рынок труда. Во всех отраслях экономики и всех регионах колоссальный дефицит квалифицированных кадров (от режиссёров до электриков), при этом крайняя степень сложности восстановления предложения на рынке труда. Сейчас конкуренция за дельных людей вышла на самый высокий уровень. Проиграть её – синоним финала компании.
А что происходит с реальными располагаемыми доходами населения? Снижения доходов – нет (пока). Базис – масштабное бюджетное финансирование, есть надежда (не факт), что оно будет продолжено. Конечно, бизнес также вкладывается, но после изменения ставки рефинансирования этот фактор приторможен. В большинстве отраслей – рост ЗП, лидеры – оборонная промышленность, электроника, ИТ (перевод российских компаний на отечественные ОС и ПО на основе Linux).
Растёт региональная поляризация по естественному приросту\убыли населения, миграции, инвестициям в основной капитал, строительной отрасли (35% ввода жилья – ЮФО), загрузке производств, транзиту, динамике доходов населения.
- Снижение ВРП автопромышленных регионов: Северо-Запад, Калужская область, Калининградская область.
- Рост ВРП регионов с концентрацией предприятий ОПК: Брянская область, Урал, Ижевск и пр.
- Рост ВРП регионов с широко диверсифицированной экономикой, позитивной динамикой экономически активного населения (Москва и область, ЮФО, Татарстан, Тюменская область и пр.).
Окна возможностей
В заключение скажем, что окон возможностей много. Их можно и нужно видеть, реагировать, ловить и создавать спрос. Востребованы такие качества, как гибкость, договороспособность и скорость во всём (принятии решений, создании и выводе новых продуктов и услуг, поиске новых партнёров, каналов сбыта и стран экспорта). Главное – осознать и донести до ключевых людей важность и исключительность момента, выработать новую стратегию развития компании и механики её реализации.