Беседовала: Татьяна Катасонова
Фото: предоставлены компанией «Эланко Рус»
Год назад американская компания Elanco Animal Health Inc. заключила соглашение с компанией Bayer по приобретению её подразделения Animal Health. Стоимость сделки составила $7,6 млрд. На сегодняшний момент все основные этапы передачи бизнеса завершены и начался переходный период. О планах объединённой компании рассказывает Анна Плохова — генеральный директор ООО «Эланко Рус».
– Слияние Elanco и Bayer Animal Health — знаковое событие для индустрии. Как возникла эта идея, какие факторы повлияли на решение двух компаний объединиться?
– Давайте вспомним о том, какие компании объединились. Bayer Animal Health — известный игрок на рынке защитных средств для домашних питомцев, Elanco преимущественно продвигает препараты для сельскохозяйственных животных. Но обе компании до недавнего времени работали как подразделения крупных фармацевтических концернов. Это накладывало определённый отпечаток на их деятельность: приходилось соревноваться внутри своих холдингов за инвестиции и внимание к своим проектам.
Толчком к изменениям послужила ситуация, которую мы наблюдаем сейчас на мировом рынке.
Во-первых, проблема качества пищевых продуктов и продовольственной безопасности всё чаще выносится в топ новостной повестки. А говорить о качестве продукта, не делая вложений в здоровье сельскохозяйственных животных, невозможно.
Во-вторых, нарастающим трендом становится внимание к здоровью домашних любимцев, стремление обеспечить им долгую и счастливую жизнь. Пандемия наглядно продемонстрировала, насколько спасительным может стать для человека общение с домашними животными в условиях самоизоляции.
В подобных обстоятельствах ветеринарная фармацевтика должна подняться на принципиально новый уровень развития — более самостоятельный и независимый.
Первым шагом стал выход Elanco из холдинга Eli Lilly. Далее было принято решение о приобретении Bayer Animal Health.
Таким образом была достигнута основная задача — соединить два сильных портфеля в сегменте ветеринарной фармацевтики, получив на выходе нового крупного игрока в области защиты здоровья животных.
– Как будет формироваться портфель объединённой компании? Elanco будет придерживаться традиционной схемы разработки препаратов — 80% в пользу сельскохозяйственных животных, 20% для домашних питомцев — или что-то изменится?
– Соотношение 80/20 в пользу продаж для продуктивных животных действительно существовало в Elanco исторически. Благодаря слиянию c Bayer мы увеличили долю препаратов для домашних животных, теперь на глобальном рынке соотношение будет составлять 50/50. Таким образом компания демонстрирует готовность уделять равное внимание как продукции для сельскохозяйственных животных, так и для животных-компаньонов.
– До объединения многие препараты компаний дублировали друг друга по функционалу и назначению, это были по сути конкурирующие бренды. Как вы планируете изменить ситуацию?
– Безусловно, в портфелях компаний есть бренды, конкурирующие в определённых сегментах, например, противопаразитарные средства. Но мы видим нишу для позиционирования этих брендов на рынке, тем более что мы готовы предоставить широкий ассортимент для любой категории потенциальных потребителей. Сомневаться в качестве продуктов Elanco и Bayer не приходится, поэтому в нашем случае клиент получает хороший выбор продуктов высокого уровня.
Отдельно отмечу, что в ряде стран в ходе антимонопольного оформления сделки Elanco пришлось уступить права на некоторые бренды. Российского потребителя это не затронуло — все привычные наименования остались в нашем объединённом портфеле.
– Планирует ли Elanco разрабатывать новые для себя направления?
– Объединение компаний — прежде всего слияние инновационных активов и решений. В нашем случае это обещает стать интересным опытом, поскольку по результатам сделки мы получили доступ к разработкам компании Bayer.
В сегменте продукции для домашних животных будем стремиться сбалансировать свой портфель между противопаразитарными средствами и терапевтическими препаратами, направленными на решение проблем хронических заболеваний.
Кроме того, компания продолжит развивать такие направления, как вакцины для мелких домашних животных и товары для отрасли аквакультуры, которые пока еще нами широко не представлены на международном рынке.
Добавлю, что Elanco, будучи международной компанией, тем не менее внимательно отслеживает локальные тренды и регуляторные инициативы, например, такие как импортозамещение. И старается их учитывать, адаптироваться под потребности региона. Мне кажется, что и в этом плане мы могли бы быть интересны клиенту.
– Один из аспектов объединения — это изменение брендирования. Когда вы планируете окончательно попрощаться с логотипом Bayer на упаковках?
– По условиям сделки предусмотрен переходный период, в течение которого мы можем использовать логотип Bayer. Причем для разных категорий материалов этот период разнится, ведь помимо этикеток и упаковки на рынке распространены рекламные и информационные материалы, предназначенные для специалистов в области ветеринарии и покупателей нашей продукции. В течение нескольких лет все логотипы постепенно будут заменены на Elanco. Но с уходом логотипа качество и эффективность продукта останутся прежними. Мы будем работать на той же производственной и научной базе и можем обещать нашим клиентам, что они получат тот же самый знакомый, отличный по качеству и эффективности продукт.
– А что происходит с сотрудниками Bayer? Вы уже объединили офисы?
– Я рада отметить, что специалисты Bayer стали частью обновлённой компании. Пришедшие к нам сотрудники приносят в компанию свои знания, свой опыт, и мы как компания, ориентированная на высокие стандарты развития, понимаем значение этих профессионалов и высоко их ценим.
На данный момент у нас действуют «промежуточные офисные решения», но сегодня этот вопрос не так актуален, потому что за время пандемии обе компании адаптировались к дистанционному режиму работы.
– По каким принципам будет строиться дистрибьюторская сеть объединённой компании? Что ждет дистрибьюторов, которые работали с Bayer, но не сотрудничали с Elanco?
– Дистрибьютор — важная составляющая любого вида бизнеса, и нашего в том числе. Именно они обеспечивают географическое покрытие такой большой территории, как Россия, позволяют работать с нашими клиентами из самых отдалённых уголков страны. Мы выбираем партнёров, обращая особое внимание на надёжность и профессионализм. Ведь дистрибьютор — это прежде всего проводник принципов и идеологии компании.
До конца года мы ничего не планируем менять. Клиенты могут заказывать продукцию Bayer и Elanco у своих привычных поставщиков.
Безусловно, в дальнейшем определённые изменения ждут и эту сферу. Дистрибьюторская стратегия будет формироваться исходя из запросов клиентов и интересов рынка, учитывая необходимость покрытия всей территории и осуществления продаж во всех каналах распространения.
– По прогнозам обновлённая компания должна стать второй на мировом фармацевтическом рынке. А у вас какие планы?
– Однозначно будем стремиться к лидерству! В чём это лидерство выражается, это уже отдельный вопрос. Это могут быть цифры, объёмы, продажи — то, чем обычно измеряют бизнес. А может быть качество решений, сервиса, услуг и продуктов.
Одно могу сказать точно — соединив двух ведущих игроков на рынке ветеринарной фармацевтики, мы постараемся сохранить и умножить те ценности, которые они несли клиентам.
Перейти на страницу автора
Подпишитесь на наш телеграм-канал и получайте важные отраслевые новости в удобном для вас формате.