Почему дорожают китайские зоотовары?

1

Текст: Александр Колчин

Доставка из Китая стремительно дорожает. COVID правит миром уже второй год. За это время он перевернул с ног на голову нашу жизнь, ограничил свободу, перестроил сознание, и продолжает корректировать экономику мировых держав, связывая бизнес по рукам и ногам. Пандемия изменила привычные партнёрские связи, вывела из строя успешные деловые тандемы, и посеяла хаос во взаимодействии на международном рынке.

Доставка из Китая и производство товаров там, стали для российской зооиндустрии одной из самых глобальных проблем (ещё одна — запрет импорта кормов). Локдауны в начале пандемии приостановили все заводы в этой стране, поэтому выполнение «постковидных» заказов вместо привычных 30–60 дней теперь растягивается до полугода.

Проблема не решена до сих пор, поэтому китайские производители уже присматриваются к заводам на территории Вьетнама и Таиланда, чтобы перераспределить нагрузку с китайских фабрики, выйти из цейтнота в производстве. По словам Сергея Кукушкина, совладельца и основателя «ТРИОЛ», европейские производители пошли по сценарию китайских коллег и также увеличили сроки производства.

Логистических проблем добавил и коллапс в Суэцком канале в марте 2021 года, повлёкший многомиллионные убытки для бизнес-сообщества.

Сергей Кукушкин:

«Изготовление продукции в Китае увеличилось с 2-х месяцев до 4-х. Коллапс в портах Китая даёт задержку в получении продукции ещё на 2 месяца. Всё это приводит к тому, что компаниям приходится наращивать запасы товара на складе и ощутить серьёзные проблемы с оборотными средствами».

Доставка из Китая – цена побила все рекорды

Но ещё большей проблемой стал дефицит и серьёзное подорожание аренды транспортных контейнеров. Во время разгара пандемии в 2020 году большинство контейнеров, в которых отправлялись грузы в США, оттуда просто не возвращались. Это привело к дефициту контейнеров в Китае, который выразился в повышении цены за аренду с 3 тыс. долларов до 13 тыс.

Цена продолжает расти, а контейнеры расходятся на аукционах в руки тем, кто готов платить больше. Несмотря на то, что сегодня уже задействованы дополнительные мощности по производству контейнеров в Китае, цена не падает. Свободных контейнеров поставщики ждут по 2–3 недели минимум.

В поисках новых ресурсов для транспортировок многие российские импортёры обратились к РЖД. Это спровоцировало настоящую «торговую блокаду» в порту Владивостока. По плану контейнеры, пришедшие морем, должны были отправится по железной дороге заказчикам в Москве. Но РЖД не успевало отправлять грузы, а порт — разгружать. Некоторые суда с продукцией из Китая ещё на подходе в порт видели ситуацию с невозможностью разгрузки и вынужденно следовали в Корею. Там они простаивали 2–3 дня и возвращались обратно. Одна из крупнейших транспортных компаний мира оказалась не готовой к такой пиковой нагрузке.

«Выживание» брендов

Накладные расходы на перевозку товаров, по словам Сергея Кукушкина, сегодня в среднем выросли более чем в 3 раза. Разумеется, это существенно отразилось на увеличении цен на китайские товары для покупателей. Какие-то продукты компании сейчас привозят из Китая с минимальной прибылью или «в ноль», чтобы только бренд, давно закрепившийся в России, не ушёл с рынка. Но если стоимость контейнеров вырастет ещё хотя бы на 20–30%, с этими брендами российскому рынку придётся проститься. По этой же причине рынок будет закрыт для новых китайских товаров премиального качества — доставка в Россию сделает цены на них слишком высокими для потребителя.

Сегодня в России эта тенденция приобретает всё более разрушительный масштаб. Подавляющее большинство производственных материалов начало дорожать ещё во время первой волны пандемии: металл, дерево, полипропилен — лишь небольшое затишье после взрывного роста цен в 2020-м году, и цены опять поползли вверх, демонстрируя исторические максимумы на рынке.

Пандемия продолжается

Ещё одной проблемой китайской логистики являются периодические закрытия провинций в связи с новыми вспышками коронавируса. Закрытия касаются и крупнейших портов страны, которые прекращают работу и перебрасывают грузы в ближайшие морские хабы, что «по доброй традиции» неизбежно приводит к очередному транспортному коллапсу. Аналогичная ситуация сейчас с внешнеторговым портом Гуанчжоу, который уже сравнивают с Суэцким кризисом.

Ко всему прочему китайские производители сами периодически поднимают цены на свой товар. Поэтому российский зообизнес вынужден сегодня вкладывать в него значительно больше денег, чем когда-либо. Добавим сюда увеличенные сроки производства и логистики. Таким образом, единственный выход в связи с этим — планировать и организовывать увеличенные запасы китайской продукции на своих складах в России, что опять неизбежно приводит к вложению дополнительных средств. Вероятно, в ближайшее время отрасли следует ожидать увеличения цены на китайские товары, которые всегда считались весьма бюджетными на рынке.

«Разумеется, мы не можем поднять цены на наши китайские товары одномоментно, заложив сразу весь процент подорожания, как того требуют современные условия. Мы делаем это постепенно, на минимально возможный в этой ситуации процент, жертвуя своей маржой, — рассказал Сергей Кукушкин. — С другой стороны, рынок не всегда даёт возможность поднять цены. Все игроки смотрят друг на друга: кто-то терпит до последнего и сдерживает цену, кто-то ждет её повышения у коллег по цеху, чтобы свои цены отпустить. В результате выигрывает тот, у кого финансовые запасы больше и кто дольше может сдерживать цену. Но по сути, проигрывают от этой ситуации все!»

Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
1
Теги

Подписка на журнал

Зообизнес 5/2021 читать на зооинформ.ру

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Close