И кошки сыты, и куры целы

Текст: Александр Колчин
Фото: Depositphotos.com

Увеличение спроса на товары для продуктивных животных позволяет расширить ассортимент зоомагазинов и даёт новые возможности развития зоорынка. Многие компании стали уделять этому сегменту больше внимания.

Питомцы разные нужны

Россияне массово обзаводятся подсобными хозяйствами и начинают разводить кур, гусей, коз и других сельскохозяйственных (продуктивных) животных и птиц. Об этом свидетельствует увеличение спроса на соответствующие товары, который отмечают многие зоомагазины в разных регионах.

Магазины, специализирующиеся на продаже товаров для домашних питомцев, реагируют на эту тенденцию, дополняя ассортимент продукцией для продуктивных животных, в частности, комбикормами, минеральными добавками для птиц и кроликов, ветпрепаратами и пр. С другой стороны, те магазины, клиентами которых в основном являются фермеры, начинают продавать товары и для домашних любимцев. Таким образом, совмещение двух видов ассортиментов становится трендом в магазинах обоих типов.

Интернет-торговлю тоже коснулись эти перемены. Например, magizoo.ru, kormzoo.ru, pettown.ru предлагают широкий выбор кормов и аксессуаров для кур, коз, кроликов, коров и свиней.

От хобби до мини-фермы

В тех зоомагазинах, которые выросли из сельскохозяйственного бизнеса, продажа товаров для продуктивных животных — не только дань времени, но и традиция.

Тюменская компания «Сибвет» занялась продажей товаров для сельскохозяйственных животных в начале девяностых, когда государственный «Зооветснаб» уже не мог удовлетворять потребности рынка. В 1993 году была открыта первая ветаптека, потом — ещё несколько ветаптек при сельских горветстанциях. В ветаптеках начали продавать и зоотовары. Позже появилась сеть зоомагазинов «Зоорай» в Тюмени и других городах Западной Сибири. Сейчас в них представлены товары и для домашних, и для продуктивных животных. При этом оптовая торговля продукцией для сельскохозяйственного животноводства остаётся важным направлением для бизнеса «Сибвета».

Важно собрать нужный портфель товаров в одном магазине, чтобы покупателю было удобно купить всё нужное в одном месте.

«Если в магазине планируется размещение ассортимента для продуктивных животных, его площадь должна быть не менее 300 кв. метров — оборудование, средства для содержания, мешки с комбикормами и другие подобные товары занимают много места, — рассказал владелец «Сибвета» Евгений Коломойцев. — Торговля такими товарами — перспективное направление, но требует финансовых затрат и компетенции. Консультанты магазина должны быть специалистами ветеринарного профиля в сельскохозяйственном выращивании животных и птицы, давать грамотные и точные рекомендации. В нашей компании — это люди, которые 10–15 лет отработали главными ветврачами хозяйств.

Надо также учитывать, что специалист по продуктивным животным не всегда разбирается в уходе за собаками и кошками, и наоборот. Поэтому мы стараемся разделить сегменты продуктивных и мелких домашних животных», — говорит Евгений.

В «Сибвете» продажи товаров для продуктивных животных за год выросли на треть. Увеличился спрос на товары для выращивания цыплят, комбикорм для телят и поросят, минеральные добавки.

Увеличение спроса на товары для продуктивных животных отмечают и в ООО «Гора», которому принадлежит сеть магазинов «Кормилец» в Подмосковье. В девяностые годы компания продавала комбикорм подмосковным колхозам, а позже занялась оптово-розничной торговлей. Чтобы повысить интерес покупателей, в ассортимент магазина добавили товары для домашних любимцев, сада и огорода, ветеринарные препараты. Формат оказался удачным — многим жителям Подмосковья, которые живут в частном секторе, удобно, когда в одном месте можно купить всё, что нужно для хозяйства. Из одного магазина выросла целая сеть. Сейчас в восточной части Московской области работают уже 11 зоомагазинов «Кормилец».

Заместитель директора по коммерческим вопросам ООО «Гора» Никита Кабанов рассказал, что основные продажи в сети приходятся на зерновые и комбикорма для птиц. «Наши клиенты — это фермы малого и среднего уровня, любители-животноводы, птицеводы, — говорит Никита. — Интерес к зоотоварам в «Кормильце» постоянный. Он стабильно растёт. В наших магазинах преобладают зоотовары эконом и среднего классов, что обусловлено особенностями спроса в небольших подмосковных городах. Наши покупатели — это и владельцы домашних животных, не имеющие подсобных хозяйств, и фермеры, у которых есть кошки и собаки».

И кормить, и лечить

Ветклиники и аптеки также отмечают интерес к продуктивным животным. «Сегмент товаров для продуктивных животных существовал у нас и раньше, — рассказывает Галина Чулкова, владелец волгоградской сети клиник и ветаптек, — но был представлен довольно скромно. В Волгограде и области с недавних пор люди, живущие в частном секторе, стали заводить кур, коз и даже коров. Видимо, чтобы прокормиться в столь непростое время. Мы сразу отреагировали на этот тренд и расширили ассортимент препаратов, кормов и услуг для продуктивных животных».

Генеральный директор ООО «Симбио» Олег Андреев отметил, что в последнее время компания фиксирует рост интереса у заводчиков кошек и собак к препаратам, применяемым для обработки помещений, где содержатся домашние и сельскохозяйственные животные. В связи с этим «Симбио» решила предложить зоомагазинам новый продукт — препараты фирмы Lodi, для уничтожения вредных насекомых, мух, тараканов, блох и т. д. в помещениях.

Повышение спроса почувствовали и производители ветеринарных препаратов. Лидирующие в этом сегменте российские компании уже давно выпускают и активно продвигают в зоомагазинах мелкую фасовку препаратов и кормовых добавок для продуктивных животных. Сегодня спрос на такой формат фасовки у владельцев частных подворий и хозяйств с небольшим поголовьем растёт. По словам Александра Мельникова, директора по маркетингу и продажам ООО «Апиценна», в 2020 году по итогам полугодия рост продаж этой категории составил 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тот же тренд отмечает и директор по продажам и маркетингу компании «АВЗ» Иван Степаков. Наибольший интерес к таким товарам — в Южном и Сибирском федеральных округах, в Центральном Черноземье.

Препараты для продуктивных животных также начали активнее покупать оптовые и дистрибьюторские компании. Иван Степаков отметил, что такие препараты как Альбен, Гельмицид, Монизен, Иверсан, Колифлокс сейчас вводят в свой ассортимент многие городские ветаптеки. У тех клиник и ветаптек, где и ранее активно продавали препараты для продуктивных животных, наблюдается серьёзный рост спроса на них.

Точка сборки

Пока неясно, насколько далеко зайдет объединение разных сегментов. Открытым остаётся и вопрос, в какой степени зоомагазины и ветеринарные клиники смогут и сочтут необходимым специализироваться на новом для себя сегменте. По мнению Евгения Коломойцева, хороший сервис и большой ассортимент в сегменте товаров для продуктивных животных должны предоставлять специализированные магазины, а зоомагазины могут «закрывать» только часть спроса.

Так или иначе, сейчас спрос на товары для продуктивных животных в зоорознице высок, как никогда. И, несмотря на то, что рынки продуктов для домашних любимцев и товаров для сельскохозяйственных животных очень разные, бизнес может найти дополнительные возможности в точке их пересечения.

Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close