Поиск

Игорь Новиков: Деньги — не главное

Текст: Андрей Ситников, Татьяна Катасонова
Фото: Андрей Ситников, из семейного архива Игоря Новикова

В российском зообизнесе много интересных и даже выдающихся людей. Найти их можно и в столицах, и в самых отделённых городах. С одним из таких людей — Игорем Новиковым — мы познакомились, изучая зообизнес в Сургуте. Выяснилось, что в этом городе картину зоомира во многом «написал» именно он. Нет, конечно, в нефтяной столице России и без Новикова зообизнес процветал бы, но без него он не стал бы таким бойким, красочным, своеобразным.

Игорь Новиков родился в 1971 году в рабочем посёлке близ Ферганы. Его родители, как он сам говорит, люди простые: отец — строитель, мать — воспитатель в яслях. Детские воспоминая Новикова — это ослепительное солнце в зените, цветущие благоухающие сады и хлопковое поле до горизонта, на котором разноцветными пятнышками рассыпаны четвероклассники и где-то среди них он сам. Но сильнее всего помнятся чувства, которые Игорь тогда испытывал — любовь к своим голубям и собакам. Собак у него было больше, чем голубей, — до 20 штук. Жители посёлка знали, куда девать лишних щенков — подбросить к дому этого белокурого пацана, большого любителя всякой живности. На своем дворе такую стаю он, конечно, держать не мог — с друзьями строил для них будки, устраивал «берлоги» между гаражами, кормил, лечил как мог, когда они болели. Случалось, собаки все-таки умирали. Так у Игоря Новикова появилась мечта стать ветеринарным врачом.

 

Новый мир

В 1986 году, окончив 8-й класс, он поехал на лето погостить к дяде в Сургут… и остался — поступил в нефтегазовый техникум. Южанину в Сибири жить трудно, особенно если ему 15 лет, и если часто снится жаркое солнце, наливная черешня, а ещё непоеные голуби и скулящие от голода собаки. Но назад в райские кущи пути не было — надо устраивать свою жизнь здесь, среди трёхэтажных сугробов и хилых берёз, скрюченных под натиском ледяного ветра. Учёба давалась Новикову легко, несмотря на то, что он по детской привычке и по необходимости работал. Однажды преподаватель механики Олег Петрович, увидев на задней парте спящего студента, спросил: «Новиков, ты чем ночью занимался?» – «Стекловату мотал». – «Ну тогда спи».

Окончив техникум, Игорь Новиков очутился в 1990 году. Жизнь в это время стремительно и верно меняла свое русло — начался всеобщий распад и разлад. По профессии работать он не пошел — нефть тогда еще не была золотой, – занялся бизнесом под названием «купи — продай». В это же время женился. Через 3 года родился сын, ещё через год — второй. Чтобы прокормить семью, крутился как белка в колесе — вместе с партнером продавали запчасти и радиодетали, и через пару лет у них даже появился собственный магазин. Чувствуя перспективу, друзья приступили к строительству ещё одного. Но тут случилось странное. Игорь Новиков ни с того ни с сего решился реализовать свою детскую мечту. Правда, учиться на ветеринарного врача ему было поздно, да и недосуг, поэтому он собрался торговать зоотоварами. «Чем-чем торговать?» — спрашивали друзья. «Зоотоварами, — гордо отвечал Новиков, — шлейками, когтеточками. На дворе стоял 1996 год. Все нормальные пацаны тогда торговали нефтью, металлом, трубами, «тачками», ездили на «мерсах» и носили золотые цепи. Новиков тоже ездил на старом «мерсе» (со стаффордширом на заднем сиденье), тоже носил здоровенную цепь, но во всём остальном отличался от своих «корешей».

Бизнес они поделили поровну — Новикову достался недостроенный магазин (без крыши и коммуникаций), а партнеру всё остальное. Чтобы закончить строительство и за это время не оголодать всем семейством, Новиков продал «мерс» с цепью и влез в долги, на которые ежемесячно набегали 15 процентов. К 1998 году набралось 6 млн. рублей, или 1 млн. долларов (по тогдашнему курсу). Чтобы нанять строителей, кредита всё равно не хватило, поэтому строил сам вместе с отцом и братом — даже пришлось получать строительную лицензию. На последние чужие деньги Новиков купил половину 3-тонного контейнера товаров марки Gilioli. 1 августа 1996 года магазин торжественно открылся. Было ему тогда 25.

 

Как все

Зоорынок Сургута в 1996 году представлял собой почти пустыню. Один-единственный зоомагазин «Фауна», казалось бы, удовлетворял все потребности местных владельцев домашних животных. И вот открылся ещё один магазин с торговой площадью 45 кв.м, Новиков назвал его «Зоодом». Нужно заметить, что в начале пути новоявленный зообизнесмен ничего не понимал в этом деле, не знал, что и у кого покупать, и главное — как продавать зоотовары. Его оружием были только обаяние, коммуникабельность, интуиция, готовность идти на компромисс и уважительное отношение ко всем — к партнерам, покупателям и конкурентам. На открытие магазина он пригласил владельца «Фауны» Юрия Гаврилова. Тот пришел с подарком, а потом, когда Новикову было особенно трудно, помогал то советом, то товаром (давал на реализацию).

С открытием магазина внутренний турбовинтовой двигатель Игоря Новикова превратился в реактивный, ведь он занялся делом, о котором мечтал с детства. Он бросился в новый для себя, но уже любимый бой со всей своей неуёмной энергией. В первую очередь завязал контакты с ближайшими от Сургута оптовиками — компаниями «Зооленд», «Вестерн» и «Волнекс». Их владельцы, так получилось, очень скоро стали не просто его партнерами, но ещё и друзьями, и дружат они до сих пор. Со всеми другими деловыми партнерами отношения развивались успешно только в том случае, если человеческие отношения складывались. «Деньги не главное, — говорит Новиков, — главное – понимание и доверие». Он до сих пор уверен, что бизнес в России может работать только по азиатской модели, в основе которой заложены личные отношения. Конечно, сам Новиков просто рождён для такого бизнеса.

Первое время дела шли ни шатко ни валко, несмотря на все старания — население Сургута тогда было все ещё бедным, и небольшая прибыль полностью уходила на покрытие долгов. Новиков смог рассчитаться с кредиторами только через 4 года, но за это время набрался опыта и отладил работу магазина, добился высокой прибыльности. В этот же период он сделал для себя большое открытие. В Сургуте не было ни одной частной ветклиники. Новиков сначала поставил в торговом зале стол и посадил за него ветврача, чтобы давал бесплатные консультации покупателям, потом выделили небольшое помещение под веткабинет и уже стал оказывать платные консультации и проводить осмотры животных, и, наконец, в 2000 году полностью освободил подсобку, купил оборудование и открыл первую частную ветклинику в Сургуте. Она тут же стала пользоваться огромной популярностью. Этот опыт помог ему сформулировать золотой принцип, который в будущем будет реализован на 200% — зоомагазин обязательно должен сопровождаться услугой.

Но, несмотря на первые успехи и первые прозрения, зообизнес Игоря Новикова оставался в общепринятых рамках. Даже открытие в 2002 году второго магазина принципиально ничего не изменило — ну подумаешь, занял денег и купил трёхэтажное здание, ну сделал в нем на тот момент один из самых больших в России зоомагазинов в 630 кв.м, ну устроил эксперимент, распределив товары для разных животных по этажам. Все это было нормально. Даже когда в 2004 году было приобретено ещё одно помещение и открылся третий магазин, и при нём уже третья ветклиника, Новиков не особо отличался от других зообизнесменов города — так же, как все, пытался выторговать для себя лучшие условия поставок и оплаты товара, так же, как все, заработанные деньги вкладывал в развитие — обычный экстенсивный способ ведения бизнеса, основанный на увеличении объёма рынка.

 

Всё равно он такой один

Чудеса начались во второй половине 2000-х, после того как повысившиеся цены на нефть наконец-то сказались на уровне жизни сургутян, и спрос на зоотовары резко пошел вверх. Появился первый магазин «Любимец» в 140 кв.м, изначально взявший высокую планку качества работы. Хозяин «Фауны» тоже не дремал, постоянно выкупая соседние помещения и расширяя площади (до 290 кв.м), там и сям по городу появлялись другие зоомагазины. Многие поняли, что зообизнес — дело выгодное и перспективное. При этом все смотрели на то, чем и как торгует Новиков. А он к этому времени уже давно стал завсегдатаем российских и зарубежных выставок, проторил путь ко многим производителям и эксклюзивным дистрибьюторам, его ассортимент пестрил новинками — как правило, дорогими. Все его магазины имели разные названия, но как один были конфетками — чистые, просторные, с упорядоченной выкладкой и огромным выбором. Однако, став самым большим и самым передовым зообизнесменом Сургута, Новиков понял, что скоро конкуренты его догонят, а то и перегонят.

И тогда он сделал ход конем. Даже два хода. Во-первых, он договорился с правообладателем бренда «Кот и пёс» и купил право назвать свои магазины «Пёс и кот». Так появилась первая сеть зоомагазинов в Сургуте. И, во-вторых, он задумался о других видах зообизнеса. Он создал клуб «Зеленый мир» и его силами начал проводить выставки кошек и собак. Кроме того, стал благотворителем — создал приют для бездомных животных и раздавал их всем желающим. Так Новиков решал стратегическую задачу увеличения числа домашних животных в городе и повышения культуры их содержания. Организовал он и первую в городе зоогостиницу для собак, но переборщил с масштабами, и дело не пошло. Тогда сделал две маленькие — одну для собак, вторую — для кошек, и тем самым спас идею: сегодня гостиницы «Кошкин дом» — прибыльный бизнес. И наконец, он познакомился с компанией «Милорд» и, как водится, подружился с её владельцем Денисом Васильевым, после чего первым в России открыл груминг-салон по договору франчайзинга. Рынок этих услуг в Сургуте существовал до этого в зачаточном виде — работали только частные мастера, Новиков пригласил их к себе. И сегодня все они работают в трёх его салонах.

 

Новый поворот

До 2012 года всё шло по проторенному Новиковым пути. В 2010-м он открыл четвёртый магазин, наращивал обороты, расширял ассортимент, укреплял материальную и кадровую базу трёх ветклиник. Все остальные деятели местного зоорынка активно развивались, можно сказать, дышали Новикову в затылок. Магазинов «Любимец» стало три, «Фауна» тоже превратилась в сеть, и другие магазины не отставали, выдерживая примерно одинаковый уровень по ассортименту и качеству обслуживания. Одна за другой появлялись частные ветеринарные клиники. На зоорынке Сургута установился паритет сил — не было ни первых, ни отстающих. И тут Новиков вновь всех удивил. Ну не хочет он быть как все, не желает, и всё тут. Он сделал то, что никакая другая розничная сеть не то что в Сургуте, но и во всей России не делает. Все свои зоомагазины, хоть называются они одинаково, Новиков превратил в самостоятельные проекты с особым ассортиментом, давая возможность отдельным брендам представить всю линейку своих товаров. Мы подробно писали об этом эксперименте. Но что заставило Новикова так поступить? Денег стал больше зарабатывать, совершив такой «финт»? Отнюдь. Совокупные продажи даже уменьшились, но зато появился драйв — вместе с партнером теперь можно сделать уникальный магазин-выставку. Такой магазин и его владелец в глазах поставщика имеют особую ценность, и есть все основания полагать, что поставщик согласится на гораздо более выгодные для розничного магазина условия поставок. Но главное — получится удивить покупателя, дать ему огромный выбор. Возможно, сразу клиент этого не оценит, но в будущем — обязательно. Да и сегодня, если не нравится конкретная торговая марка, пожалуйте в другой магазин, там во всей красе представлен другой бренд этой же товарной группы. Сургут — город маленький, всё близко, а магазинов у Новикова уже 8. Да, за 2012 год он в два раза увеличил их число, и ветклиник тоже стало на две больше (плюс одна открылась в Нефтеюганске). Весь город теперь окольцован зооточками Новикова. Чтобы открыть четыре новых магазина и три ветклиники, пришлось опять влезть в долги. Но теперь он их не боится, поскольку давно работает не ради денег, а за интерес и ради идеи. Однако это не альтруизм — просто Новикову уже не нужны деньги здесь и сейчас, он рассчитывает больше заработать завтра или даже послезавтра. У него, возможно, хромает тактика, но стратегия идеальная — будет что оставить наследникам.

 

Семья и хобби

Семья у Игоря Новикова замечательная. Женился он рано, в 19 лет. Его супруге Любови было тогда 17. Друзья недоумевали, зачем Игорь так рано женится. А он отвечал, что, если сейчас это не сделает, больше такую девушку никогда не встретит.

Первые пять лет молодой семье было довольно трудно, особенно когда пошли дети. Начав заниматься зообизнесом, вечерами Новиков стоял на старенькой «Газели» у мебельных салонов — подрабатывал извозом. Тогда и узнал настоящую цену 100 рублям — это скромный ужин для семьи… Но сегодня сыновья Игоря Новикова, родители и жена забыли о материальных трудностях.

Любовь всегда была ему опорой, и сегодня она владеет и управляет салонами «Милорд». Старшего сына Новиков отправил в Екатеринбург учиться на юриста, а младшего, который только окончил школу, уговорил поступать в сельхозакадемию на ветврача. Тот поначалу сопротивлялся, и жена была против, мол, непрестижно, но Игорь настоял на своём, изложив стратегический план — будет помогать ему в бизнесе, а потом примет бразды правления в свои руки. А ещё через младшего сына он, наконец, реализует свою детскую мечту.

Находясь в Сургуте, всё свободное время Игорь Новиков отдаёт даче — она у него большая и ухоженная. И всё у него в хозяйстве сделано по-умному и с любовью — вот тут укропчик хороводом он посадил, а там сибирские помидоры стоят ровным каре. Посреди участка собственноручно поставил теплицу на 70 кустов георгинов. Бывает, утром соберётся на работу и уже из машины увидит лишнюю травинку на участке. Выйдет, вырвет травинку, потом другую, третью, так до офиса и не доедет, весь день проведёт в борьбе с сорняками.

Несколько лет назад Игорь Новиков возродил свою детскую забаву — завёл голубей и с удовольствием их гоняет. С новой силой разгорелась его страсть к собакам — в квартире карликовая такса, а на даче 10 дратхааров. В качестве приятного дополнения держит кроликов и гусей. И такого заядлого рыбака и охотника, как Игорь Новиков, надо поискать — с ружьем и спиннингом он объездил полмира, вот недавно рыбачил на Камчатке. А ещё он сказочно гостеприимен, и непонятно, восточное это гостеприимство или сибирское. Скорее всего, симбиоз, недаром у него на даче две бани — русская и турецкая. Со всех концов России и даже из-за рубежа к нему приезжают старые и новые друзья. Сколько у него их, он и сам не знает. Просто человек он такой — с ним приятно иметь отношения, и деловые, и личные. Ходят легенды о том, как Новиков умеет дружить. Бывших друзей у него нет, со всеми поддерживает связь и не просто созванивается, а помогает, встречается, шлёт подарки (о этот копчёный муксун!) — спросите любого дистрибьютора, торгующего в Сургуте.

Сегодня Игорь Новиков развил свой бизнес до такой степени, что уже не требуется его ежедневного присутствия — он путешествует, обустраивает сыновей в Екатеринбурге, пропадает неделями в лесу: говорит, что, пока молодой, хочет наслаждаться жизнью, а выйдет на пенсию, будет натаскивать собак. Что ещё нужно зообизнесмену для счастья!