Поиск

Ирина Головченко: «Делаю либо хорошо, либо никак!»

Текст: Татьяна Катасонова 
Фото: Юлии Кривич

У Ирины Головченко, генерального директора компании «Валта Пет Продактс» улыбка кинозвезды и потрясающее бизнес-чутье. Она привыкла решать вопросы любой сложности самостоятельно и, зная как это непросто, всегда готова помочь друзьям, коллегам и партнерам по бизнесу.

Она постоянно в центре всеобщего внимания и спокойно принимает его. Вокруг нее всегда много людей. В чем секрет успеха этой женщины: в ее красоте, жизнерадостности, неиссякаемой энергии, которую она щедро дарит всем окружающим? А может, в особом подходе к людям?

Невероятно, но факт: в круговерти ежедневных дел, она умеет оставаться истинной женщиной, любящей женой, заботливой матерью и гениальным руководителем. Согласитесь, это удается далеко не всем.

Ее университеты​

Ирина родилась и выросла в маленьком городке на Урале, куда ее родителей направили работать после института. Закрытый город даже не имел названия — только номер. Здесь Ира прожила семнадцать лет. За это время успела обзавестись друзьями и закончить школу. Подавляющее большинство ее ровесников так и остались в родном городке, но общительную и предприимчивую Иру тянуло на «большую землю», к абсолютно другой, более интересной жизни, полной перспектив.

После школы Ира решила ехать в Москву — поступать в институт.

К счастью, ее родители не возражали. — Одно время мне хотелось пойти в медицинский, по стопам родителей, но мама приложила все усилия, чтобы отговорить, — вспоминает Ирина. — Она сказала твердо: «Только через мой труп!», и я послушалась… До сих пор удивляюсь, почему не остановила выбор на гуманитарном образовании: память у меня хорошая, неплохо пишу. Была мысль пойти в музыкальное училище по классу фортепиано. И все-таки решила поступать в технический институт!

Сказано — сделано. Покорять столицу Ира отправилась с закадычной подругой. Только если в детстве они вместе штурмовали музыкальную школу, то теперь целью был намечен престижный ВУЗ — МФТИ, расположенный в подмосковном Долгопрудном. Однако, по стечению обстоятельств до физтеха девушки не доехали.

— Мы безумно устали после суток в дороге, а предстояло еще всю Москву проехать и за город выбраться. А тут едем в троллейбусе, объявляют остановку: «МИФИ». В общем, сиюминутная усталость взяла верх над целеустремленностью, мы вышли и подали документы в МИФИ. Тем более, что этот институт тоже всегда был достойной маркой! — рассказывает Ирина. — Уже на первой консультации перед экзаменами я поняла, что здесь тоже все серьезно, и математику на таком уровне нам никогда не преподавали!

Поступление в институт — это всегда лотерея, и Ирина вытянула свой счастливый билет. Это была первая настоящая победа.

Первые годы она просто не вылезала из-под горы учебников. Необходимо было справиться со всеми трудностями, и главными помощниками в этом деле стали терпение и упорная работа. Некоторые предметы не давались, приходилось учить учебники наизусть.

— Кафедра у меня была — прикладная ядерная физика, занималась физикой твердого тела, изучала магнитные резонансы. Знаменитые профессора с мировыми именами читали нам лекции и проводили семинары, и это было потрясающе!

В свободное время Ира играла в сборной по волейболу (тренировки каждый день) и помогала друзьям-старшекурсникам устраивать всевозможные студенческие мероприятия. Жизнь в общежитии кипела и бурлила круглые сутки. С одной стороны, это отвлекало от занятий, но с другой — учило общению с людьми.

Из МИФИ Ирина вышла с дипломом физика-ядерщика и… ужасно обеспокоенная. В начале девяностых научные работники оказались совершенно ненужными для своей страны людьми. Полным ходом шла перестройка, и никому не было дела до физиков с их знаниями. Испытав острейшее разочарование, Ирина поняла, что надо срочно что-то предпринять.

Дипломированный физик пошла на курсы секретарей-референтов — изучать машинопись и особенности документооборота. Тогда она еще не представляла, что в самом скором времени станет директором компании.

Ее бизнес

Первым в бизнес пришел Иринин муж, Анатолий Головченко. Вместе с другом Валерием Переходовым они пришли работать в «Мосагроген», коммерческое объединение при ВНИИ генетики, которое продавало новейшие научные разработки. Какое-то время они занимались антибиотиками, иммуномодуляторами для собак и крупного рогатого скота. Туда же устроилась работать и Ирина.

Через некоторое время предпринимательским способностям Анатолия и Валерия стало тесно в рамках «чужой» компании, и они создали первую «Валту». Ирина же осталась работать в на прежнем месте и не очень вникала в курс их дел, а муж днями и ночами пропадал в офисе и постоянно ездил в командировки. Каждый день был расписан по минутам, особенно, когда случилось еще одно событие — в семье Головченко родился сын.

А уже через полтора года обстоятельства сложились так, что Ирине пришлось выйти на работу в «Валту». Генеральным директором «Валты» тогда был Роберт Имангулов, а Ирина стала его заместителем. И по большому счету в то время ей было безразлично, каким бизнесом заниматься.

Еще через год состоялось годовое собрание акционеров. Первого апреля 1997 Ирина Головченко была назначена генеральным директором компании. «Это было полностью их решение, а не мое!» — улыбается Ирина.

Ее мужчина

Женщинам-лидерам не всегда везет в любви. Далеко не каждый мужчина хочет видеть рядом с собой успешную и независимую партнершу. У четы Головченко все получилось иначе. Эти люди нашли друг друга и решили не расставаться, потому что слишком во многом похожи. Анатолий Головченко — прекрасный руководитель и отличный семьянин. Он понимает, какую ношу на себя взвалила его жена, и всячески ее поддерживает. Встретив впервые свою будущую супругу двадцать лет назад, Анатолий не мог предположить, какого потрясающего успеха она добьется. Вместе они не только находят гениальные бизнес-решения, но и воспитывают двоих детей.

Из-за жесткого режима работы им редко удается нормально пообщаться. Случается и так, что супруги становятся друг для друга своего рода «разрядо-приемниками». Не на подчиненных же и не на детях «отрываться», и в себе все держать невозможно. Вот и «подставляются» друг под друга, спасаясь от напряжения сами и спасая других.

Они познакомились в институте, когда Ира была на первом курсе. Жили в одном общежитии и вместе играли в волейбол, но начали встречаться только через три года после знакомства. Поженились в 1990 году.

Ирина считает, что у ее мужа могла отлично сложиться карьера ученого. Все получалось, потому что он всегда относился к работе очень серьезно. Однако в 1993 году денег научным работникам не платили. И для того, чтобы найти достойное занятие и обеспечивать семью, Анатолию пришлось оставить аспирантуру, хотя все кандидатские минимумы он сдал. Он начал заниматься бизнесом, и ему это понравилось, точно так же, как нравилось заниматься наукой.

Супруги живут по простому принципу — каждый сам решает, что ему хорошо. Свободное время проводят вдвоем, но оно так редко выдается…

Ее принципы

Когда Ирина стала исполнять обязанности генерального директора, поначалу было трудно. Нигде ее не научили самому главному — управлять людьми. Приходилось учиться в процессе работы и набивать шишки. Но, как говорит Ирина мама, «от осины не родятся апельсины», а искусство руководить у Ирины Головченко в генах — дедушка был подполковником, отец занимал руководящую должность, маме еще не было 30 лет, когда она возглавила родильное отделение.

— Люди в большинстве своем предпочитают не работать. Руководителю надо понять, как сделать так, чтобы они работать захотели. Эффективных способов масса, но не все они мне нравятся. Некоторые методы на работе не приемлю совсем. Я применяю только то, с чем могу договориться внутри себя.

Ирина признает, что ее семье приходится непросто. Не всегда получается себя контролировать, переключиться, сказать: стоп, я не на работе! Самая важная задача — найти баланс.

— Последние 2 года у меня безумно ненормальный режим работы, который мешает мне исполнять главное предназначение — быть мамой и женой. Надо менять что-то и притом кардинально, но как оставишь дело, которым живешь уже 10 лет? Я не пойду работать на кого-то чужого, я предпочитаю работать на мужа, на друзей, на себя.

Ирина признается, что вообще-то вполне могла бы не работать, ведь с материальной точки зрения их семья вполне обеспечена. Однако представить себя неработающей она уже не может.

Ее дети

Старшему Сане уже двенадцать. Младшей, Алене, всего четыре.

— Воспитанию Алены надо бы уделять больше времени, — сокрушается Ира, — она уже подрастает. Но для этого надо сидеть дома. Можно было бы жить только семьей, детьми, постоянно заниматься собой. Очень завидую тем женщинам-домохозяйкам, которые получают моральное удовлетворение от такого образа жизни. Но себя лично я даже представить в этой роли не могу.

Вокруг Алены всегда много людей, которые выполняют ее желания — это две бабушки и мама. При этом девочка всегда говорит: «Я сама!». И если в Саше самостоятельность необходимо было воспитывать, то Алена сама хочет быть такой. Ирина этим очень гордится.

Ее отдых

Это, например, горные лыжи. Для Ирины спорт — прежде всего общение с семьей. В этом году поставили на лыжи Алену. Горы, свежий воздух — это все важно, но одна бы Ира не поехала кататься, ей важен именно семейный досуг.

— Я максималистка и если не могу свое хобби осуществлять на 100 процентов, не буду им заниматься. Делаю либо хорошо, либо никак. Уже год как я привезла из Таиланда шикарные ракушки, и есть идея сделать из них картину. Уже есть загрунтованный гипсокартон, осталось только ракушки наклеить, но времени нет!

В течение двух лет своим хобби Ирина считала строительство дома: они с мужем самостоятельно придумывали проект, искали материалы, подбирали мебель. Пришлось заняться ландшафтным дизайном. Ира с удовольствием выбирала деревья и сажала цветы. И дом и участок вокруг него несут на себе отпечаток индивидуальности Ирины и Анатолия. Очень уютный, как говорит сама хозяйка — «дом для жизни». Уже два года, как семья переехала, но доделки продолжаются. Недавно оборудовали кинозал, а сейчас занимаются погребом.

А еще она любит вязать, раньше шила. Очень нравится путешествовать.

Ее животные

Любит ли Ирина домашних животных? Да, конечно! Ведь животные — та же самая семья. В их доме живут кот Василий и голден-ретривер Ден. Животных можно любить либо нет, считает Ирина. «Для меня нет понятия свое животное и чужое», — улыбается она.   

Ее будущее

Если не думать, какой будет твоя компания через десять лет, то лучше вообще бизнесом не заниматься. С точки зрения Ирины, миссия компании не может не являться личной миссией. Если система ценностей компании не совпадает с твоей, надо менять место работы.

— У меня они совпадают. Если мы думаем о компании, мы должны выстраивать стратегический план и доносить его до каждого работника, объясняя почему компания ведет определенную политику. Человек должен работать не только за деньги, но за идею, за воплощение мечты. Миссия компании и есть та самая мечта. Во всяком случае, я понимаю это именно так.

«Зообизнес в России» №5’06