Поиск

Как дружить с зоопарком

ТЕКСТ, ФОТО: Татьяна Катасонова

В большинстве крупных российских городов есть зоопарк. Где-то они больше, где-то меньше, но всегда это центры притяжения для людей, любящих животных. Сотрудничество с зоопарками практикуют многие компании нашей отрасли. Чем это может быть полезно? Ответ лежит на поверхности. Родители любят приходить в них со своими детьми. И очень важно, чтобы животные, за которыми мальчики и девочки внимательно наблюдают, дарили ощущение счастья, которое позже выльется в желание завести питомца. Вот и получается, что, помогая зоопаркам сейчас, компании взращивают своих будущих клиентов.

Россия, как известно, страна кошек. Они преобладают среди домашних питомцев во всех регионах, включая Сибирь. Всемирный день кошек, который отмечался 8 августа, стал отличным поводом для веселья. Жители Новосибирска с самого утра спешили в местный зоопарк. Там ТД «Алекс» с брендом «Сибирская Кошка» проводил свой первый семейный праздник, посвящённый домашним и диким представителям семейства кошачьих.

Новосибирский зоопарк раскинулся на краю обширного Ботанического лесничества. Помимо вольеров с животными, тут есть всё необходимое для семейного досуга: точки общепита, детские площадки.

Возле входа дорогих гостей встречала ростовая кукла «Сибирской Кошки», а в тени вековых деревьев аниматоры развлекали ребятишек, визажисты разрисовывали их аквагримом. Юные художники с усердием раскрашивали картинки с животными и получали подарки от организаторов.

Кошачий праздник оказался далеко не первым опытом сотрудничества ТД «Алекс» с зоопарком. Некоторое время назад компания взяла под своё крыло манула. Это животное обитает неподалёку, в горах Алтая, поэтому получило статус лица бренда из дикой природы. В ближайших планах ТД «Алекс» значится помощь другим представителям семейства кошачьих. Их в зоопарке немало — около 120 животных 28 видов, и лишь четыре вида пока не принесли потомство.

Активное размножение в неволе явно свидетельствует о хорошем содержании и кормлении животных, но на самих котятах бизнес не делают. По словам заведующей международного отдела Новосибирского зоопарка Татьяны Певневой, их безвозмездно отправляют по европейским программам обмена. Долгосрочное сотрудничество налажено с французским парком кошек в городе Нель (Nesles). Всего же в партнёрах сибиряков числятся более 150 зоопарков из 44 стран.

Итак, кошки в зоопарке процветают, а праздник в их честь удался на славу. ТД «Алекс» немало сделал во славу КОШКИ, но что же компания, спросите вы, получила взамен? Как утверждает генеральный директор ТД «Алекс» Виталий Амельченко, главное, конечно, это удовлетворение от доброго дела. Сопутствующей наградой стала популяризация торговой марки. На самом празднике присутствовали брендированные элементы, на вольере с манулами (их в зоопарке двенадцать) размещена информационная табличка с благодарностью компании.

Посильную помощь оказывают и другие предприятия нашей отрасли — «Лукас-Н», АВЗ, «Акваэль», а без ветклиники «Бест» не была бы проведена ни одна хирургическая операция, поскольку зоопарк пока не имеет ни стерильных помещений, ни современного оборудования.

Татьяна Певнева ответила на вопросы о том, какие вообще возможны формы сотрудничества между зоопарками и зообизнесом.

– Скажите, пожалуйста, зоопарки сейчас достойно финансируются?
– Я не финансист, но точно знаю, что все российские зоопарки обеспечиваются по-разному. Многим дотируют из городских бюджетов половину расходов. Наш зоопарк, увы, этим похвастаться не может. Мы имеем некоторые льготы, однако содержание и кормление животных, даже строительство — всё оплачиваем за свой счёт. Основным источником дохода выступает продажа билетов. Летом, когда у нас много посетителей, всё хорошо, но есть ещё долгая сибирская зима…

– В таком случае, вы, наверное, заинтересованы в привлечении спонсоров?
– Да, конечно, мы привлекаем спонсоров. Нас в регионе любят. Многие фирмы сами обращаются, предлагают посильную помощь конкретным животным. Мы всегда этому рады.

– Какими вы видите пути сотрудничества с зооотраслью? В вашу сторону смотрят очень многие компании. Чем они могут вам помочь?
– Мы ни от чего не отказываемся. Много лет сотрудничали с компанией «Лукас-Н». Они предоставляли нам лотки, чашки, оборудование для террариумов. У нас огромное предприятие с большим количеством самых разных животных, поэтому в ход идёт всё. Благодаря ТД «Алекс» и бренду «Сибирская Кошка» мы пользуемся и наполнителями, и прессованными опилками, которыми должны наполнять поддон для транспортировки животных (при их отправке во многие страны нельзя стелить сено).

– Вы говорите о том, что вам уже предлагают. Какие у вас ещё есть потребности?
– Для дальнейшего развития хорошо бы иметь собственную клинику с лабораторным оборудованием, пусть даже самым простым, например, анализаторами. Сейчас мы обзваниваем различные фирмы. Увы, это оборудование стоит очень дорого для нас… Хотелось бы иметь специальные корма для экзотических животных, которые использует Московский зоопарк. Проблема в том, что у нас и бюджет не столь велик, и партии требуются небольшие.

– Одним из событий сегодняшнего праздника стало показательное кормление дальневосточных котов. Расскажите, пожалуйста, чем вы потчуете диких кошек? Во многих зоопарках мира используются сухие корма, разработанные специально для диких животных.
– Кто-то ими пользуется, кто-то нет, мы пока не перевели хищников на сухой корм. Предпочитаем давать им натуральный продукт — мясо и кости. Это то, что хищник должен получать. Сухие корма можно использовать для разнообразия рациона, но не постоянно.

– По вашей реакции я понимаю, что у вас есть некоторое предубеждение, или я неправа? Всё-таки хорошие сухие корма, разработанные с научным подходом, — это полнорационное питание.
– Может быть… Сухие корма нужны для приматов, экзотических животных, которые в природе потребляют много листвы, местных фруктов и овощей. Их мы не можем им дать в натуральном виде, поэтому вынужденно используем специальные гранулы с необходимыми веществами. Что касается хищников, их рацион более-менее понятен — это натуральное мясо. Мы же не кормим их варёным или переработанным продуктом. В природе они могут съесть птицу — мы даём им курицу. Они могут съесть мышь или мясо какого-то определённого животного — мы им это предоставляем. Рацион диких хищников довольно скудный, и мы можем его полностью обеспечить.

Есть животные, которые, помимо мяса, едят растения, например, земляные волки. Для них мы ищем специальные собачьи корма с минимумом жира, то есть смотрим на состав.

С кошками проще. Согласна, что им требуется и растительная еда. Мы предоставляем им дёрн и траву. Но они больше нужны, чтобы очистить желудок от остатков шерсти, шкуры и т. д.

Домашних кошек и собак, действительно, лучше кормить сухими кормами, разработанными для них, чем варёной картошкой и кашей с нашего стола. Однако своих хищников мы не кормим геркулесом, пусть и на мясном бульоне…

– Допустим, найдётся фирма, которая решит ваши проблемы с оборудованием и кормами. Что вы можете дать ей взамен? Скажем, установить перетяжки, предоставить возможности для брендирования. Есть ли у вас в этом плане сложности, ограничения?
– У зоопарка много ограничений, поскольку мы являемся муниципальным учреждением. Все деньги от рекламы должны перечислять в местный бюджет. Мы можем только принимать благотворительную помощь или оказывать информационные услуги.

Мы размещаем таблички, указываем на них опекуна конкретного животного. Это своего рода взаимозачёт. Например, сейчас заключили договор с фирмой, которая занимается садовым инвентарём. Они взяли под опеку северных оленей. Мы повесили табличку, что такая-то фирма кормит животных, и на оговорённую сумму можем выбрать оборудование.

Размещение баннеров и перетяжек у нас запрещено. Территория зоопарка красивая, природная. Баннеры на ней будут смотреться неорганично. Раздачу листовок мы не практикуем, поскольку они быстро превращаются в мусор, который обязательно окажется в клетках.

Мы приглашаем своих партнёров на все праздники, которые летом проводятся каждые выходные. На территории создаём специальные площадки. Фирма может прийти, рассказать о себе, раздать сувенирную продукцию, организовать мастер-классы. Мы это только приветствуем.

Зоопарк проводит конкурсы для детей. Например, малыши рисуют какое-то животное. Мы предлагаем его опекунам наградить победителей, выступить перед ребятами.

Информацию о наших партнёрах размещаем на своём сайте, в соцсетях. Когда устанавливаем стенд, посвящённый, например, крупным кошкам, можем нанести на него логотип спонсора.

 

***

Зоопарки могут показаться не самыми простыми партнёрами для зообизнеса. У них, как у муниципальных предприятий, множество ограничений. Зато они готовы к сотрудничеству и нуждаются в нём. Направлений взаимодействия бизнеса и зоопарков может быть несколько — это и поставки кормов, лекарств и оборудования, и возможности популяризации брендов, и совместные усилия по воспитанию у детей и подростков любви к животным.

Многие компании поддерживают зоопарки совершенно бесплатно, ничего не получая взамен, разве что удовлетворение от того, что помогли тому, кто в этом нуждается.