Анатолий Иванцов, генеральный директор
маркетингового агентства «Хорошие люди».
Агентство имеет большой опыт работы с компаниями
Mars, Hills, «Биогард», с также с крупнейшими торговыми
сетями по всей России.
Непродающийся или плохо продающийся товар это не только «замороженные» в нём деньги, но и затраты на полочное пространство, которое он занимает. На месте этого неходового товара мог быть другой, который принёс бы магазину прибыль.
Для начала нужно проанализировать причины неудачи. Одна из самых вероятных причин заключается в самом товаре, который или неверно позиционируется производителем, или имеет слабые потребительские характеристики, или не обеспечен рекламной поддержкой.
Стелить соломку
Для того чтобы магазин не нёс потерь по вине производителя (дистрибьютора), нужно страховать себя уже на этапе ввода продукта в матрицу магазина. Для этого необходимо назначить продукту «испытательный срок», определить свои ожидания относительно продаж и зафиксировать их в договоре. Если на протяжении, скажем, первых трёх месяцев продажи товара не соответствуют запланированным объемам, имеет смысл вывести товар из матрицы, либо продлить срок нахождения товара в магазине, определив совместно с поставщиком план действий по улучшению продаж. Если предпринятые меры не привели к росту продаж, следует, не откладывая, убирать продукт с полок. Каждый час раздумий – это потерянные деньги.
Поставщики всегда заинтересованы в том, чтобы их товар, попавший в магазин, там оставался, поэтому они должны прикладывать постоянные усилия для поддержания уровня продаж: проводить рекламные кампании, размещать POS-материалы, предлагать оптимальные схемы выкладки и планограммы, проводить семплинг продукта (раздачу пробников), акции «подарок за покупку» и так далее.
Но даже если продукт после ввода в сеть зарекомендовал себя хорошо, не следует переставать контролировать его продажи. Позднее может появиться отрицательная динамика, это тоже повод для встречи с поставщиком и обсуждения с ним возможных активностей, направленных на поддержание продаж.
Для того чтобы понять хорошо продаётся товар или плохо необходимо иметь определённый план продаж, а также постоянно замерять какую долю продаж в категории продуктов занимает данный товар как по количеству, так и по маржинальности. Возможно, мало продаваемый товар дает больше прибыли, чем горячие пирожки.
Чтобы минимизировать возможные проблемы с долго продаваемым товаром, необходимо на этапе переговоров с поставщиками предусмотреть возврат продукта, который не продался в течение определённого времени. Чаще всего речь в договорах идёт о возврате «просрочки», но что делать, если срок годности продукта измеряется годами, а он упорно не желает продаваться, и только уменьшает прибыль магазина. Нужно договориться о возврате долго продаваемого, но не просроченного продукта на этапе переговоров с поставщиком.
Принимать меры
Что делать, если товар не продаётся, и вернуть поставщику его никак не получается?
Самый простой и эффективный выход – снижать цену. Объявляйте распродажу на такие товары, используйте специальные ценники, делайте так называемые «смотки». Обычная смотка – два одинаковых продукта продаются по цене одного, или три по цене двух. Можно использовать комбинированные смотки из разных продуктов. Дешёвый мало продаваемый товар можно использовать в качестве мотивации для покупки дорого, но тоже мало продаваемого продукта. Конечно, во всем нужна мера и здравый смысл, например, не стоит дарить мышку-игрушку при покупке аквариума. Товары должны быть соразмерны и предназначены для одного и того же питомца.
С первого взгляда идея использовать купленный вами у поставщика товар в качестве бесплатных призов может показаться странной. Но посчитайте, сколько стоит то, что эти товары просто так занимают полку, и вы поймёте, что убрав их оттуда и положив на их место более продаваемый товар, вы, в лучшем случае больше заработаете, а в худшем – меньше потеряете.
Другим верным способом подтянуть продажи у «слабого» товара является работа по информированию продавцов о нём. Кстати, это одна из главных причин появления плохо продаваемого товара – продавцы его не знают, ничего не могут сказать о нём покупателю, не в состоянии уверенно рекомендовать его.
Необходимо чтобы продавец активно рекомендовал покупателям приобретающим, предположим, корм для собаки, какие-нибудь сопутствующие товары. Нужно провести небольшое занятие с продавцами, лучше совместно с поставщиком товара. Однако следует помнить, что можно рекомендовать плохо продаваемый товар только в том случае, если он уникален для этого магазина, если же есть аналогичный товар, который берут значительно лучше, не следует искусственно навязывать покупателю то, что не продаётся – можно потерять лояльного клиента. Если же плохо продаваемый товар является хотя бы в малейшей степени уникальным, то продавец должен знать об этой уникальности.
Выкладывать и перекладывать
Одной из типичных ошибок является попытка улучшить продажи плохо продаваемого товара за счёт размещения его на уровне глаз и расширения его выкладки. Безусловно, такие действия увеличат продажи этого конкретного товара, но как это скажется на продажах магазина в целом?
Для того, чтобы понять что произойдёт, давайте вспомним школьный курс математики и решим простую задачу. Предположим, увеличение количества фейсингов одного SKU (единица определённого товара) увеличивает продажи этого SKU в два раза. Предположим, у нас есть два SKU, первый из которых продаётся в количестве 1 штука в день, а второй 5 штук в день. Вопрос: какой SKU нужно выложить двойным фейсингом для того, чтобы продажи магазина увеличились максимально? Ответ очевиден. Если удвоить выкладку плохо продаваемого товара, мы получим две продажи в день, то есть на одну больше, если увеличим выкладку ходового товара, получим десять продаж в день, то есть на пять больше. Пять больше чем один. Отсюда следует, что нет никакого смысла расширять выкладку плохо продаваемого товара.
Что же можно сделать? Нужно попробовать разместить плохо продаваемый товар в другом месте, но рядом с товаром той же тематической группы. Например, плохо продается определенный противоблошиный ошейник для кошек. Нужно убрать его из общего ряда ошейников и перенести, например, к щеткам для кошек. Если плохо продаётся целая категория товаров (все ошейники), то, возможно, стоит поменять её местоположение в магазине. Например, плохо продаются клетки для птиц, Поставьте их так, чтобы они были хорошо видны с внешней витрины. Если плохо продаются домики для кошек можно поставить их поближе к корму. Иногда такие перестановки приводят к росту продаж нескольких категорий товаров за счёт импульсных покупок.
И всё же…
…лучший способ борьбы с лежалым товаром – вовсе не иметь такой товар в своём магазине. Рынок зоотоваров сегодня активно развивается, постоянно увеличивают свой ассортимент действующие игроки, появляется всё больше новых производителей. Необходимо заниматься мониторингом новой продукции и выбирать тех поставщиков, которые имеют интересные для покупателей товары и предлагают выгодные условия поставки, включающие возврат непродающегося товара.
Илл.freepik.com