Кирилл Дмитриев: «Важно было продолжать бороться и верить в то, что мы делаем!»

Текст: Александр Колчин

Страна в необъявленном карантине. Новости о заболевших, как сводки с фронта. Идёт война с коварным врагом ‒ коронавирусом. Самоизоляция, закрыты торговые центры и предприятия, которые не связаны с продажей продуктов первой необходимости. Некоторые бизнесы несут огромные потери и находятся на грани жизни и смерти. Зооиндустрия, к счастью, продолжает работать. Для того чтобы зоомагазины оставались открытыми, а оптовые компании могли снабжать их товарами для животных, были потрачены усилия многих людей и задействованы серьёзные ресурсы. Но успех, несмотря на интенсивную работу над проблемой, был неочевиден.
О том, как это было, рассказывает главный участник этих событий, председатель правления СПЗ Кирилл Дмитриев.

‒ Ещё в середине марта, когда отрасль переживала отмену и перенос знаковых мероприятий, таких как Саммит зообизнеса, Ветеринарный конгресс, InterZoo, и думала, как существовать без привычного течения жизни, со мной связалась Татьяна Катасонова. Ей позвонили из компании Petshop.ru и поделились серьёзными опасениями, что при объявлении карантинных мероприятий розничные зоомагазины могут закрыть, потому как товары для животных законодательно не относятся к продуктам первой необходимости.

Анализ действия властей показал, что эти опасения небеспочвенны. Зоомагазины, видимо, из-за неполного представления чиновников о значимости этого сегмента розничной торговли, действительно планировалось закрыть.

Понимая всю серьёзность последствий такого решения, мы быстро подключились к работе. Первые письма, подписанные мной как председателем правления СПЗ, в Правительство РФ и мэрию Москвы были направлены уже 20 марта. В них мы настоятельно просили при планировании карантинных мероприятий не закрывать зоомагазины, поскольку они продают необходимые домашним животным товары и имеют большую социальную значимость для их владельцев.

‒ Вы действовали от лица Союза предприятий зообизнеса или вас поддерживала вся отрасль?
‒ Несомненно, в этом вопросе нас поддержала вся отрасль. Татьяна Катасонова, чтобы продемонстрировать единодушие зооиндустрии, составила обращение для сбора подписей от имени отраслевого информационного агентства «Зооинформ». Первыми компаниями, которым мы позвонили, были MARS и Nestle. Они поддержали инициативу, но решили, что будут выступать единым фронтом в лице Ассоциации производителей кормов (АПК).

Крупнейшие представители отрасли, которые тоже задумывались о грядущей проблеме с возможным закрытием зоорозницы, после обращения «Зооинформа» также оказали нам серьёзную поддержку и помощь.

В итоге письмо было подписано мной, Татьяной Катасоновой, Александром Жарковым (председатель Совета московского городского отделения «ОПОРЫ России»), Фёдором Борисовым (исполнительный директор Ассоциации производителей кормов для домашних животных), компаниями «Бетховен», Petshop.ru, «Четыре Лапы» и многими другими производителями, дистрибьюторами и розничными предприятиями.

Нам удалось собрать более 60 подписей от ведущих предприятий российского зообизнеса, но даже после того как письмо было отправлено, всё больше и больше компаний продолжали выражать поддержку. И это наглядно продемонстрировало, что это не просто позиция отраслевого союза, а отрасли в целом.

Мы понимали, что ответ из Правительства быстро не получить, но в то же время осознавали, что у нас очень мало времени для решения вопроса. Поэтому для создания общественного мнения мы подключили прессу, и в этом нам очень помогла компания «Четыре Лапы», у которой налажены отношения со многими изданиями. В результате публикации о том, что зооиндустрия обратилась с такой просьбой в Правительство, появились отклики на многих центральных информационных ресурсах.

‒ Кирилл, получается, что вы предвидели серьёзные ограничительные меры в связи с эпидемией коронавируса?
‒ Да, конечно, мы отлично знали, что карантин рано или поздно будет введён и при этом пострадают все те непродовольственные товары, которые не будут внесены в список товаров первой необходимости. Поэтому, когда Президент выступил с обращением к гражданам России и было объявлено о выходной неделе, закрытии ряда предприятий, процесс борьбы за отрасль уже шёл полным ходом и все возможные ресурсы были задействованы.

Для того чтобы наше обращение максимально быстро попало в нужные инстанции и мнение отрасли при принятии решений услышали, была задействована «тяжёлая артиллерия» в лице «ОПОРЫ России», членом президиума которой я являюсь.

Не получив ответа от властей и понимая, что у нас остаются считанные дни, мы попросили президента «ОПОРЫ» Александра Калинина также направить письмо мэру Москвы с просьбой рассмотреть позицию отрасли. Буквально накануне субботы, первого нерабочего дня из карантинной недели, он также смог рассказать о просьбе зооиндустрии на совещании в Правительстве по вопросу оказания поддержки бизнесу. Мне кажется, что именно там была поставлена решающая точка в нашем давлении на систему.

Теперь мы уже знаем, что многие зоокомпании действовали в этом же направлении самостоятельно. Например, сеть «Бетховен» обратилась в Роспотребнадзор, а многие региональные компании обращались с такой же инициативой на местах к губернаторам. Так что на власти оказывалось давление со всех возможных сторон.

Борьба за интересы зообизнеса была длительной, было задействовано много людей и организаций, которые делали всё, что могли, для достижения цели. И все продолжали работу даже в тот момент, когда казалось, что надежда потеряна. Никто не остановился, все делали своё дело. Писались письма, выверялись тексты. Большую работу проделали юридические службы Центра экспертиз «ОПОРЫ России», изучая аспекты законодательства и давая рекомендации по формулировкам наших предложений, обоснованию нашей позиции.

‒ Когда вы узнали, что зоомагазинам разрешат работать?
‒ Мы узнали об этом по неофициальным каналам. О том, что Минпромторг включил зоотовары в список товаров первой необходимости, информация у нас появилась ночью с пятницы на субботу. И поскольку была уверенность в том, что этот документ обретёт официальный статус, мы начали звонить по зоомагазинам, которые с нами ранее связывались, и сообщать им, что они могут продолжать работать. Благодаря этому многие региональные розничные магазины не потеряли время на получение разрешения на работу. Мы знаем, что некоторые просто распечатывали этот список из письма Минпромторга, вешали на дверях ‒ и проверяющие не требовали закрытия магазинов.

‒ Ну и как это получило дальнейшее развитие, это было подтверждено официально?
‒ Да, разумеется. Уже к середине дня субботы это появилось на всех официальных ресурсах. Но, к сожалению, от Правительства РФ это было оформлено в виде рекомендации. Большинство губернаторов и руководителей регионов внесли зоотовары в свои списки продуктов первой необходимости. Однако так случилось не везде, и мы поняли, что праздновать победу рано. С помощью «Зооинформа» мы мониторили ситуацию по всей России. В проблемные регионы, такие как Крым, Ростовская, Тюменская области, мы дополнительно направили письма с просьбой губернаторам включить, по рекомендации Правительства России, зоотовары в перечень продуктов первой необходимости. 30 марта Крым и Ростовская область нас услышали. А вот с Тюменской областью пока проблемы, там губернатор категорически не хочет вносить зоотовары в список товаров первой необходимости, видимо, не любит животных. Но мы продолжаем работать, ведём диалог с местной властью, привлекаем к проблеме внимание общественности и прессы. Я верю, что здравый смысл восторжествует.

‒ Кирилл, а как вы думаете, что же в большей степени повлияло на принятие Правительством решения в пользу зооиндустрии?
‒ Многие коллеги из других отраслей меня спрашивают, как нам удалось это сделать и в такой короткий промежуток времени. Я честно отвечаю, что у меня нет рецепта. Мне трудно сказать, что было ключевым моментом. Наверное, то, что мы выступили единым фронтом. Твёрдая и принципиальная позиция СПЗ, профессионализм «Зооинформа», прогрессивная часть зооиндустрии, которая поддержала инициативу, участие АПК, «ОПОРЫ России» и её президента Александра Калинина, поддержка российских СМИ, которые создали определённый информационный фон, благодаря которому власти уже не могли отмахнуться от наших предложений и вынуждены были реагировать.

Лично я верил до последнего в нашу правоту и здравомыслие власти. Даже вечером в пятницу, 27 марта, когда, казалось бы, надежды уже не было, отвечая на вопрос телекомпании РЕН-ТВ о закрытии зоомагазинов, я говорил о том, что этого не должно случиться. Хотя на тот момент положительного ответа ещё не было. Но важно было продолжать бороться и верить в то, что мы делаем.

Что ещё отрадно, было огромное количество людей из отрасли, которые следили за ходом нашей борьбы, писали нам письма, звонили, размещали посты в соцсетях со словами поддержки. Даже, когда не было надежды. Это воодушевляло, окрыляло и придавало нам сил для того, чтобы двигаться вперёд. И этим людям я глубоко благодарен за их поддержку и веру в отрасль.

‒ Но, как я понимаю, борьба за интересы зооиндустрии не закончена, и она продолжится?
‒ Да, мы продолжаем держать руку на пульсе. Оперативно реагируем на сложные ситуации. Но сейчас уже понятно, что для решения сложных вопросов и воздействия на органы власти на всех уровнях, нам необходимо объединиться. Совместные усилия СПЗ и АПК при активном участии крупных компаний зообизнеса дадут возможность решать проблемы отрасли эффективнее.

 

Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close