Поиск

Кирилл Дмитриев: большой человек в зообизнесе

Кирилл Дмитриев

Текст: Юлия Севалкина
Фото: Юлии Кривич

Крупный и самоуверенный, честолюбивый и компанейский, жизнелюб и прекрасный собеседник, спорщик и шутник — таким знают Кирилла Дмитриева его друзья. Таким он знаком и мне — Кирилл любит путешествовать и объездил с нашей группой полмира. Как-то во время последней поездки в Прагу, на Global Pets Forum, Кирилл пригласил нас в гости. Мы воспользовались возможностью пообщаться «на его территории» и рассказать, что он за человек, тем, кто знает его только как жесткого, дальновидного бизнесмена.​

Львиное сердце

Мы напросились приехать в выходной день, когда дети и все домашние в сборе, чтобы посмотреть на Кирилла Дмитриева как на главу семейства. Дом — под стать хозяину — большой, просторный, устроен так, чтобы всем было комфортно — в этой семье ценят качество жизни! Бассейн, баня, библиотека, а у сыновей, Артема и Ильи, кроме своих комнат — огромная игровая. Говорят, мужчины до старости дети, поэтому «игровая комната» есть и у самого Кирилла. Там он проводит время за бильярдом, шахматами или преферансом. Не один, конечно, — в компании. Честно говоря, его трудно представить в одиночестве, он всегда окружен людьми, вокруг него шумно и весело. Разве что кабинет, солидный и помпезный, позволяет на минутку увидеть Кирилла в уединении — за работой или с книгой.

К нашему приезду уже был накрыт огромный стол, готовились шашлыки, варились раки, а пока мы бродили по дому и участку и знакомились с домочадцами, на столе появлялись все новые закуски и соленья. Не секрет, что Кирилл (Гаргантюа российского зообизнеса) любит вкусно поесть, и его хлебосольность – не показная, просто человек он такой: радушный и гостеприимный.

Лев по гороскопу, Кирилл и в семье ведет себя, как лев – все замечает, все контролирует и обо всех заботится. А заботиться есть о ком – за большим столом собралась немаленькая компания, и никто не оставался без его внимания. Здесь он был не только добрым папой двоих детей, но и сыном и племянником, братом, дядей, соседом и другом.

И, как истинный Лев, с удовольствием купался в общем обожании…

Школы жизни

Разговор о бизнесе возникает сам собой, но не сразу. И начинается он, как ни странно, с упоминания о школе, где Кириллу Дмитриеву по его словам преподали азы бизнеса – научили думать, анализировать.

– Сейчас об этом немодно говорить, но у нас была очень сильная школа, она научила нас работать и так воспитала, что мы любим и ценим ее до сих пор. – Рассказывая о преподавателях, Кирилл легко вспоминает все фамилии, имена и отчества учителей. – Многие люди из моего нынешнего окружения, очень интересные люди, – именно из той жизни. Еще в школе у нас начала формироваться компания из тех, кто обладал независимым мышлением и собственным мнением, часто шедшим в разрез с тем, что нам пытались внушить «идеологи», от чего, в общем, часто доставалось…

Среднюю школу сменила другая «школа жизни» – мехмат МГУ, а в перерыве еще и армия. Кирилл рассказывает увлеченно с нескрываемым удовольствием.

– Я два года служил в пограничных войсках КГБ СССР на границе с Ираном. Московский такой мальчик из семьи преподавателей оказался на заставе – там много было интересного. (смеется) Свиньи, овцы, коровы, лошади, горы, лес, стреляют… Положительный ли был опыт? На 100% – да. Я считаю, что если уж служить в армии, то в серьезных подразделениях, а не где-нибудь на складе, масло резать…

После армии желание быть в центре жизни и невероятная активность находили воплощение в общественной работе – в комитете комсомола, студенческом совете. Да и учеба никогда не отходила на второй план.

А когда в 1992 году Кирилл Дмитриев окончил университет, уже никому не нужны были математики.

– Это грустно, потому что государство потратило колоссальные деньги на наше образование, а мы оказались не востребованы. Когда я пришел получать диплом, мне предложили в учебной части найти его на столе среди других – возьми, мол, и иди с богом. Ни распределения не предложили, ничего. Я, может, и поработал бы математиком или программистом. Не учителем, конечно, двигать науку в средней школе – это не для меня. У нас вообще тогда было мнение такое, пафосно-университетское, что большая наука существует только в МГУ.

Конструктивная концепция

Такое положение не могло удовлетворить амбициозного молодого человека. Кроме того, Кирилл Дмитриев всегда был авантюристом и искателем приключений. Поэтому, оказавшись в ситуации, когда нужно было принимать решение о дальнейшей жизни, он его принял.

– В 92 году мы с другом, Димой Трохиным, организовали компанию. Долго стоял вопрос, как ее назвать. Мы считали себя концептуалами – людьми с независимым мышлением и независимым поведением. Поэтому и для фирмы был вариант названия – «Концепция». Но мой отец, наблюдая наш размашистый, разгульный образ жизни, дабы наставить нас на путь истинный, все время говорил: «Неправильно вы, ребята, живете, в вашем поведении конструктива нет». Мы с ним на эту тему много дискутировали, и когда встал вопрос о названии компании, решили: пусть будет «Конструктив». И в следующий раз, когда Игорь Павлович будет говорить, что у нас конструктива нет, мы сможем ответить, что есть у нас «Конструктив». Так родилось это название, которое очень емко отражало нашу жизненную позицию и олицетворяло нечто правильное в большом мире хаоса.

А через месяц после регистрации фирмы, Кирилл Дмитриев с другом попали в автомобильную катастрофу. Дмитрий Трохин погиб. Осталась компания, а о том, чем она будет заниматься, тогда всерьез никто не задумывался. И получилось так, что трагедия объединила многих одноклассников и друзей. Некоторые из них до сих пор работают в «Конструктиве».

Уже в начале 93 года начали импорт маринованных огурцов из Швейцарии. «Лучше никогда в жизни не ел», – говорит Кирилл. Видимо, именно тогда и сформировалась концепция качественного продукта.

– Я считаю, что если ты занимаешься продажей или производством товара, тебе за него как минимум должно быть не стыдно – перед людьми, кошками, собаками. Огурцы были действительно очень хорошие. Убеждая директора магазина их купить, мы просто заходили в кабинет, открывали банку и предлагали попробовать.

А заниматься кормами для домашних животных «Конструктив» начал случайно. Знакомые предложили попробовать, обещали помочь. Обещание оказалось мыльным пузырем, и все пришлось делать самим. Найдя выходы на финский концерн «Райсио, заняв у влиятельных людей 30 тысяч долларов, за которые у него «отрезали голову и положили ее в сейф до момента возвращения долга”, Кирилл Дмитриев начал завоевание своего места под солнцем.

Первую партию товара продавали несколько месяцев, заказы развозили сами сотрудники на собственном транспорте. Приходилось несладко. Но к тому времени уже вникли в зообизнес, и глупо было бросать.

Математическое образование дало Кириллу умение мыслить масштабно и не позволяло ему работать, полагаясь только на интуицию. Проанализировав ситуацию, Кирилл понял, что ни у одной категории товаров в тот момент не было такой динамики роста продаж, и просчитал перспективность бизнеса. А еще ему нравилось, что забота о братьях наших меньших – дело благородное. Но это уже не от образования, а, наверное, от воспитания.

Вверх по лестнице, ведущей вверх

Рассказывая о бизнесе и о принадлежащей ему одному компании, Кирилл Дмитриев всегда говорит «мы. Он ценит людей, которые работают в «Конструктиве», свою команду, которая вместе с ним добивалась успеха.

– За три года мы стали самым крупным из четырех основных дистрибьюторов «Райсио». Это было непросто и безумно интересно, потому что там работали консервативные люди, с недоверием относившиеся ко всем новичкам. На нашу долю к тому времени приходилось больше 40% продаж от всего их экспорта в России. Тогда мы начали переговоры об эксклюзивной дистрибуции их кормов, и финны это восприняли не совсем адекватно. Мы сделали беспрецедентный шаг – пообещали и объединились с фирмой «Лидер», еще одним из их дистрибьюторов, на невыгоднейших условиях – наши 55% против их 45%. А когда дошло до совместной работы, оказалось, что «Лидер» финансово несостоятелен и в этой борьбе с нами соревноваться не может. Мы просто прекратили сотрудничество с ними, оставшись эксклюзивным дистрибьютором.

Этот момент совпал с кризисом 1998 года. Он стал для «Конструктива» болезненным, но не фатальным событием. Компания продолжала работать, правда, некоторое время без прибыли, все сотрудники получали прежние зарплаты. В активе фирмы уже было собственное фасовочное производство, что и позволило «Конструктиву» сохранить коллектив и остаться на плаву.

Начав собственное дело, чтобы выжить, Кирилл Дмитриев постепенно втянулся в бизнес, словно в азартную игру с целью победить конкурентов и стать лучшим! А в процессе этой борьбы оказалось еще и очень интересно учиться. Такой уж у Кирилла склад характера и жажда узнавать новое. Учились сначала у «Райсио». Взрослели и росли, ведь положение обязывает, и необходимо было соответствовать зарубежным стандартам. Постоянно кому-то что доказывали. А через какое-то время поняли, что уже могут кое-чему научить и «Райсио». Тогда и появились у «Конструктива» другие серьезные зарубежные партнеры, IPH Group, Midwestern Pet Food, Mervo Products, Monge, которые, наблюдая за ситуацией в России и выбирая для работы лучших, сами выходили с предложениями о сотрудничестве.

В поисках приключений

Что для честолюбивого Кирилла Дмитриева бизнес сейчас, когда «Конструктив» занимает 4-е место в России по объемам импорта кормов, когда все игроки на рынке заняли свои ниши, когда покупатели во всем разобрались, и не надо уже так оголтело всем всё доказывать?

– В зообизнесе ощущается сейчас определенный застой и в Европе, и у нас. Если вспомнить выставку в Нюрнберге несколько лет назад – это был фейерверк! Новые разработки, идеи! Сейчас – ничего интересного, рынок уже сформировался, все поделено. То же самое и в России.

Сейчас жизнь становится интересней с точки зрения взаимоотношений с партнерами. Появился теперь и другой интерес – соревноваться темпами роста (не объемами, потому что с ними все понятно) с дистрибьюторами Pro Pac среди стран Восточной Европы. Собираемся, рассказываем, кто чего и как добился. У Польши, Чехии объемы на 25% выросли, а у нас на 75%!

Более того, мы начали очень глобальные проекты дальнейшего развития компании, строительства нового склада. Это интересно, это жизнь!

А зообизнес как сфера, в которой не происходит бурных событий, меня начинает разочаровывать, не хватает эмоций, встрясок что ли… Должны появляться новые лица, новые компании, должны компании кем-то покупаться, происходить слияния, приходить к управлению умные люди. Хочется прогресса! Конкуренция огромная, рынок забит брендами и брендиками. Да, есть компании, которые беспокоятся о своем будущем, чего-то ищут, но дальше-то ничего не происходит!

Недостаток острых ощущений в бизнесе, который, однако, приносит материальный достаток, Кирилл Дмитриев восполняет «на стороне». Человеку увлекающемуся и разностороннему интересно многое, и о своих хобби Кирилл может рассказывать часами. Вспоминает курьезные случаи, захватывающие истории… Рассказчик он – каких поискать, умеет увлечь и насмешить до слез. И нет у него единственного любимого занятия, все, чем занимается, делает со вкусом и со знанием дела. Когда строил баню, изучил до мельчайших подробностей, что и как должно быть в ней устроено. Любит пить виски – посещал шотландские винокурни и досконально расскажет о процессе и сортах. Курит сигары – для их хранения в доме есть специальная комната, где соблюдается необходимый температурный режим и влажность. А еще Кирилл – профессионал в преферансе (это наследство, доставшееся от alma mater), ас в бильярде (у лучших игроков учился), любит азартную игру.

Среди любимых увлечений Кирилла Дмитриева – рыбалка и охота. Несколько раз в год он с друзьями ездит в Астрахань.

Но и это еще не все. Модные ныне, экстремальные и не очень виды спорта и отдыха не остались вне поля зрения и действия нашего героя. Кирилл любит играть в гольф, катается на горных лыжах, совсем недавно увлекся парусным спортом.

А если в ближайшее время изобретут новое развлечение или придумают новую игру, угадайте, кто первым станет в них специалистом?!

«Зообизнес в России» №3’06