Корма для котят: динамика сегмента

Питание для молодых животных — один из драйверов роста сегмента кормов для питомцев в России. За последние три года количество кошек в стране увеличилось на 25%. Котята составляют 15% от всей кошачьей популяции. Промышленные корма включают в рацион домашних питомцев 80% владельцев*. Динамику сегмента, который составляют сухие и влажные корма для котят, за период с августа 2018 по сентябрь 2021 года** исследовала компания NielsenIQ.

Доля рынка и каналы продаж сухого корма для котят

По данным NielsenIQ, совокупный рост продаж сухого корма для котят на офлайн- и онлайн рынках в России составил 14,5% по сравнению с сентябрём 2020 года. Онлайн-продажи выросли на 114,5%.

Доля в продажах сухих кормов для котят смещается в сторону онлайн-канала в течение последних трёх лет. С 2018 года доля продаж e-commerce в денежном выражении выросла на 9,7% и сегодня составляет 12,9%. На офлайн приходится 87,1%.

Таблица 1. Доля онлайн- и офлайн-рынка, динамика продаж в денежном выражении
Значимость рынка Продажи в деньгах, %
MAT-2 MAT-1 MAT
Офлайн 96,8 93,1 87,1
Онлайн 3,2 6,9 12,9
Динамика год к году Продажи в деньгах, %
MAT-2 MAT-1 MAT
Офлайн+онлайн 8,7 14,5
Офлайн 4,6 7,1
Онлайн 136,5 114,5

Лидером продаж сухих продуктов для котят остаётся зооканал. За три года он потерял 7,6% в доле продаж в сегменте, но продолжает доминировать с долей почти 60%. Динамика продаж в канале составила плюс 4,6% к сентябрю 2020 года.

Свою долю в продажах увеличивают супермаркеты, сегодня они занимают 9,5% рынка, минимаркеты –7% и e-commerce — 12,9%. Эти три канала могут похвастаться самым высоким на офлайн-рынке ростом продаж в денежном выражении: за год супермаркеты выросли на 21%, минимаркеты на 19,4%. Продажи в онлайне уже второй год растут выше 100%.

Доля гипермаркетов с 2020 года уменьшилась на 1% и составляет 10,8%. Рост продаж категории в этом канале оценивается в 4,7%.

Таблица 2. Доля каналов продаж в денежном выражении в сегменте сухих кормов
Каналы Продажи в деньгах, %
MAT-2 MAT-1 MAT
Гипермаркеты 11 11,8 10,8
Супермаркеты 8,9 9 9,5
Минимаркеты 8,2 6,7 7
Зоомагазины 65,5 63,4 57,9
Традиционные
продуктовые
магазины
3,1 2,2 1,8
Открытые рынки 0,1 0 0
Онлайн 3,2 6,9 12,9

Специализация сегмента сухих кормов для котят

Основную долю сухих кормов для котят на рынке в денежном выражении составляют продукты без дополнительных свойств — 86%. За последнее время увеличилась доля питания для животных до года с проблемами пищеварения – с 2018 года она выросла почти в два раза и составила 9%. Доля продаж продукции для стерилизованных котят достигла 4,7%. Увеличение в продажах доли специализированного корма для котят говорит о фокусировании внимания компаний на проблемах питания молодых животных. Специализация питания в категории — один из самых важных трендов для развития кормового сегмента рынка.

Максимально этот тренд проявляется в продажах зооканала, где доля специализированных кормов для котят составляет 20,5%, и в онлайне, где таких продуктов 18,1%.

Среди регионов выделяется Урал, где продаётся 19,1% специализированных кормов. Минимальная специализация в южных регионах: там продаётся 91,1% продукции без дополнительных свойств. В среднем по регионам России доля в продажах кормов для котят с чувствительным пищеварением колеблется от 6 до 11 %, для стерилизованных — от 2,5 до 9%.

Бренды и СТМ в сегменте

Частные торговые марки в сухих кормах для котят занимают на рынке долю всего в 1,3%. Наибольшее количество СТМ продаётся в зоомагазинах — 1,8%.

Лидером продаж среди регионов аналитики называют Центр с 3,4% СТМ. Доля продаж СТМ других регионов не превышает 0,3%, а на Дальнем Востоке, по данным аналитики, СТМ не продаются вовсе.

Средняя цена килограмма брендового сухого корма для котят в России составляет около 413 рублей, стоимость килограмма СТМ — 508 рублей.

Таблица 3. Средние цены на сухие корма для котят среди брендовой продукции и СТМ
Средняя цена за
килограмм
Городская Россия Гипермаркеты Супермаркеты
MAT-2 MAT-1 MAT MAT-2 MAT-1 MAT MAT-2 MAT-1 MAT
Брендовая продукция 366,6 390 412,9 212 232,3 249,6 233,7 247,1 270,3
Частные марки 539,2 528,3 508,3 128,5 122,8 129,5 118,9 127,8 130,7
Средняя цена за
килограмм
Минимаркеты Зоомагазины Онлайн
MAT-2 MAT-1 MAT MAT-2 MAT-1 MAT MAT-2 MAT-1 MAT
Брендовая продукция 246,3 254 274,1 507,8 539,4 573,4 492 469,3 466,8
Частные марки 634,7 668,9 697,7 472,7 555,4 578

Дешевле всего брендовую продукцию для маленьких питомцев продают гипермаркеты, там килограмм продукта стоит порядка 250 рублей. А СТМ доступнее всего в гипермаркетах и супермаркетах — около 130 рублей за килограмм.

Самые высокие цены на корма для котят в зоомагазинах: 573 рубля за брендовый продукт и почти 700 за СТМ. Среди регионов максимум на брендовую продукцию зафиксирован в Центре и на Северо-Западе. Среди СТМ прайсовый лидер — Центр, килограмм частной марки стоит почти 650 рублей. В остальных регионах цена на СТМ не превышает 130 рублей.

Специализация продуктов для животных до года присутствует только в брендовых кормах: порядка 14% занимает питание, направленное на чувствительное пищеварение и стерилизованных животных. Среди СТМ 100 % продуктов без дополнительных свойств.

Большинство брендовых сухих кормов для котят выпускается в упаковке до 0,4 кг — 45,6%, и от 0,5 до 2,4 кг — 39,4%. Лидерами в сегменте СТМ являются упаковки весом 1,1–2,4 кг — 72,1%. Основной материал — пакет, почти 87% товаров упакованы именно так.

Новые продукты в категории

Доля новых продуктов (товары, вышедшие в предыдущем и текущем году) в сегменте сухого корма для котят в 2020 году составила 27,4% от общего ассортимента и сократилась до 25,4% в 2021-м. Большинство новинок 2021 года, представленных на офлайн-рынке — неспециализированный ассортимент. На долю питания для питомцев с чувствительным пищеварением, продуктов для выведения шерсти и продукции для стерилизованных животных приходится всего 2,8%. В прошлом году эта доля составляла 20%.

На онлайн-рынке в 2021 году 100% новых сухих кормов для котят — неспециализированные, хотя в прошлом году доля специализированных продуктов среди новинок в e-commerce достигала 43,3%.

Все новые товары 2020 и 2021 годов в этом сегменте были выпущены в пакетах. Фасовка 1,1–2,4 кг лидирует в упаковке и занимает долю в 84,4% среди новинок в сухих кормах для котят.

Влажные корма для котят. Доля рынка и каналы продаж

Рост влажного корма для котят на офлайн- и онлайн-рынках составил 8,9% по отношению к сентябрю 2020 года. Почти 96% влажных продуктов в этом сегменте продаются офлайн. Онлайн нарастил свою долю на рынке почти в три раза с 2018 года, но сегодня она не превышает 4,1%. Тем не менее, самый высокий рост продаж категории в денежном выражении наблюдается именно в e-commerce — почти 73%.

Таблица 4. Доля онлайн- и офлайн-рынка, динамика продаж влажных кормов
Значимость рынка Продажи в деньгах, %
MAT-2 MAT-1 MAT
Офлайн 98,6 97,4 95,9
Онлайн 1,4 2,6 4,1
Динамика год к году Продажи в деньгах, %
MAT-2 MAT-1 MAT
Офлайн+онлайн 3,9 8,9
Офлайн 2,6 7,2
Онлайн 88,9 72,9

Продажи влажных кормов наиболее активны в трёх каналах: супермаркеты имеют долю в 35,3%, зоомагазины — почти 24%, минимаркеты — 20,3%. При этом супермаркеты и минимаркеты нарастили долю продаж влажных продуктов соответственно на 2,3% и 2,2% по отношению к 2020 году, а зооканал потерял 3,4%. Вторая позиция спецканала в рейтинге может свидетельствовать о потенциале категории для зооретейла.

В супермаркетах и минимаркетах наблюдается и самый высокий на офлайновом рынке рост продаж — на 16,5% и 21,8% соответственно.

Таблица 5. Доля каналов продаж в денежном выражении в сегменте влажных кормов
Каналы Продажи в деньгах, %
MAT-2 MAT-1 MAT
Гипермаркеты 14,2 16,1 14,3
Супермаркеты 30,4 33 35,3
Минимаркеты 18,9 18,1 20,3
Зоомагазины 31 27,2 23,7
Традиционные
продуктовые
магазины
3,9 3,1 2,3
Открытые рынки 0,1 0 0
Онлайн 1,4 2,6 4,1

Специализация в категории. Бренды и СТМ

Специализация влажных кормов для котят почти отсутствует на рынке. По данным аналитики, питание с особыми свойствами занимает в продажах 0,2%, и это продукты для стерилизованных животных. Больше всего доля специализированных рационов в зоомагазинах (1,6%) и онлайне (4,4%).

Брендовая продукция на рынке России составляет 98,6%. Доля СТМ сократилась с 2018 года на 1,3% и сегодня составляет всего 1,4%.

Самая большая доля СТМ в продажах в зооканале — 4,9% — и интернет-магазинах — 3,4%. Лидером в продажах собственных торговых марок является Центр — 3,6%. В остальных регионах эта доля колеблется от 0,1 до 0,3%.

Выше всего цена за килограмм влажного корма для котят в зоомагазинах. Для брендовой продукции это почти 455 рублей за килограмм, для СТМ — 840 рублей за килограмм. Дороже всего брендовую продукцию продают на Дальнем Востоке — 300 рублей за килограмм, а СТМ в Центре — 548 рублей за килограмм.

Таблица 6. Средние цены на влажные корма для котят среди брендовой продукции и СТМ
Средняя цена за
килограмм
Городская Россия Гипермаркеты Супермаркеты
MAT-2 MAT-1 MAT MAT-2 MAT-1 MAT MAT-2 MAT-1 MAT
Брендовая продукция 251 251,4 242,6 211,1 215,2 222,2 211,4 214,2 203,1
Частные марки 305,2 342,7 445,7 116,1 120,1 118,1 145 124,4 121,7
Средняя цена за
килограмм
Минимаркеты Зоомагазины Онлайн
MAT-2 MAT-1 MAT MAT-2 MAT-1 MAT MAT-2 MAT-1 MAT
Брендовая продукция 213 214,1 208,2 395,9 426,7 454,5 457,2 421,1 370,7
Частные марки 160,6 169,5 176,7 664,7 744,5 839,1 670,3 757,7 780,9

Специализация СТМ в категории влажных кормов для животных до года в России отсутствует. Среди брендовой продукции 0,7% доли в продажах в денежном выражении занимают продукты для стерилизованных животных, 0,2% — для животных с проблемами пищеварения и 0,1% — корма для улучшения качества кожи и шерсти. Учитывая низкую специализацию на рынке в этом сегменте, есть потенциал для роста продаж в категории.

Основная часть как брендовой продукции, так и СТМ продаётся в упаковке до 190 г. Формат упаковки пауч — основной в продажах влажных кормов для котят.

Среди брендовой продукции его доля 92,7%, среди СТМ — 63,8%. В жестяных банках продаётся 6,8% продукции среди брендовых товаров и 23,2% в СТМ. В ламистерах («ванночке») продаётся 13% СТМ.

Новые продукты в сегменте

Количество новинок в категории влажных кормов для котят растёт. В прошлом году доля новинок составляла 11,1%, в этом году — 13,7%. Основная доля новинок — неспециализированное питание в паучах до 190 г.

Заключение

Сухие корма для котят являются лидерами роста в категории питания для кошек до одного года. Продажи сухой продукции активно смещаются в онлайн, но основным их каналом пока остаётся зооканал. Влияние e-commerce на продажи влажных продуктов для маленьких питомцев намного скромнее. Здесь инициатива в руках минимаркетов, супермаркетов и спецканала.

Среди возможностей роста категории сухих и влажных рационов: специализация кормов для котят как в брендовой продукции, так и в сегменте частных марок; развитие СТМ, рынок которых в России весьма скромен; и рост активности спецканала в продажах влажных продуктов.

Перейти на страницу автора

Подпишитесь на наш телеграм-канал и получайте важные отраслевые новости в удобном для вас формате.
Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close