Питание для молодых животных — один из драйверов роста сегмента кормов для питомцев в России. За последние три года количество кошек в стране увеличилось на 25%. Котята составляют 15% от всей кошачьей популяции. Промышленные корма включают в рацион домашних питомцев 80% владельцев*. Динамику сегмента, который составляют сухие и влажные корма для котят, за период с августа 2018 по сентябрь 2021 года** исследовала компания NielsenIQ.
Доля рынка и каналы продаж сухого корма для котят
По данным NielsenIQ, совокупный рост продаж сухого корма для котят на офлайн- и онлайн рынках в России составил 14,5% по сравнению с сентябрём 2020 года. Онлайн-продажи выросли на 114,5%.
Доля в продажах сухих кормов для котят смещается в сторону онлайн-канала в течение последних трёх лет. С 2018 года доля продаж e-commerce в денежном выражении выросла на 9,7% и сегодня составляет 12,9%. На офлайн приходится 87,1%.
Таблица 1. Доля онлайн- и офлайн-рынка, динамика продаж в денежном выражении | |||
Значимость рынка | Продажи в деньгах, % | ||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Офлайн | 96,8 | 93,1 | 87,1 |
Онлайн | 3,2 | 6,9 | 12,9 |
Динамика год к году | Продажи в деньгах, % | ||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Офлайн+онлайн | – | 8,7 | 14,5 |
Офлайн | – | 4,6 | 7,1 |
Онлайн | – | 136,5 | 114,5 |
Лидером продаж сухих продуктов для котят остаётся зооканал. За три года он потерял 7,6% в доле продаж в сегменте, но продолжает доминировать с долей почти 60%. Динамика продаж в канале составила плюс 4,6% к сентябрю 2020 года.
Свою долю в продажах увеличивают супермаркеты, сегодня они занимают 9,5% рынка, минимаркеты –7% и e-commerce — 12,9%. Эти три канала могут похвастаться самым высоким на офлайн-рынке ростом продаж в денежном выражении: за год супермаркеты выросли на 21%, минимаркеты на 19,4%. Продажи в онлайне уже второй год растут выше 100%.
Доля гипермаркетов с 2020 года уменьшилась на 1% и составляет 10,8%. Рост продаж категории в этом канале оценивается в 4,7%.
Таблица 2. Доля каналов продаж в денежном выражении в сегменте сухих кормов | |||
Каналы | Продажи в деньгах, % | ||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Гипермаркеты | 11 | 11,8 | 10,8 |
Супермаркеты | 8,9 | 9 | 9,5 |
Минимаркеты | 8,2 | 6,7 | 7 |
Зоомагазины | 65,5 | 63,4 | 57,9 |
Традиционные продуктовые магазины |
3,1 | 2,2 | 1,8 |
Открытые рынки | 0,1 | 0 | 0 |
Онлайн | 3,2 | 6,9 | 12,9 |
Специализация сегмента сухих кормов для котят
Основную долю сухих кормов для котят на рынке в денежном выражении составляют продукты без дополнительных свойств — 86%. За последнее время увеличилась доля питания для животных до года с проблемами пищеварения – с 2018 года она выросла почти в два раза и составила 9%. Доля продаж продукции для стерилизованных котят достигла 4,7%. Увеличение в продажах доли специализированного корма для котят говорит о фокусировании внимания компаний на проблемах питания молодых животных. Специализация питания в категории — один из самых важных трендов для развития кормового сегмента рынка.
Максимально этот тренд проявляется в продажах зооканала, где доля специализированных кормов для котят составляет 20,5%, и в онлайне, где таких продуктов 18,1%.
Среди регионов выделяется Урал, где продаётся 19,1% специализированных кормов. Минимальная специализация в южных регионах: там продаётся 91,1% продукции без дополнительных свойств. В среднем по регионам России доля в продажах кормов для котят с чувствительным пищеварением колеблется от 6 до 11 %, для стерилизованных — от 2,5 до 9%.
Бренды и СТМ в сегменте
Частные торговые марки в сухих кормах для котят занимают на рынке долю всего в 1,3%. Наибольшее количество СТМ продаётся в зоомагазинах — 1,8%.
Лидером продаж среди регионов аналитики называют Центр с 3,4% СТМ. Доля продаж СТМ других регионов не превышает 0,3%, а на Дальнем Востоке, по данным аналитики, СТМ не продаются вовсе.
Средняя цена килограмма брендового сухого корма для котят в России составляет около 413 рублей, стоимость килограмма СТМ — 508 рублей.
Таблица 3. Средние цены на сухие корма для котят среди брендовой продукции и СТМ | |||||||||
Средняя цена за килограмм |
Городская Россия | Гипермаркеты | Супермаркеты | ||||||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | MAT-2 | MAT-1 | MAT | MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Брендовая продукция | 366,6 | 390 | 412,9 | 212 | 232,3 | 249,6 | 233,7 | 247,1 | 270,3 |
Частные марки | 539,2 | 528,3 | 508,3 | 128,5 | 122,8 | 129,5 | 118,9 | 127,8 | 130,7 |
Средняя цена за килограмм |
Минимаркеты | Зоомагазины | Онлайн | ||||||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | MAT-2 | MAT-1 | MAT | MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Брендовая продукция | 246,3 | 254 | 274,1 | 507,8 | 539,4 | 573,4 | 492 | 469,3 | 466,8 |
Частные марки | – | – | – | 634,7 | 668,9 | 697,7 | 472,7 | 555,4 | 578 |
Дешевле всего брендовую продукцию для маленьких питомцев продают гипермаркеты, там килограмм продукта стоит порядка 250 рублей. А СТМ доступнее всего в гипермаркетах и супермаркетах — около 130 рублей за килограмм.
Самые высокие цены на корма для котят в зоомагазинах: 573 рубля за брендовый продукт и почти 700 за СТМ. Среди регионов максимум на брендовую продукцию зафиксирован в Центре и на Северо-Западе. Среди СТМ прайсовый лидер — Центр, килограмм частной марки стоит почти 650 рублей. В остальных регионах цена на СТМ не превышает 130 рублей.
Специализация продуктов для животных до года присутствует только в брендовых кормах: порядка 14% занимает питание, направленное на чувствительное пищеварение и стерилизованных животных. Среди СТМ 100 % продуктов без дополнительных свойств.
Большинство брендовых сухих кормов для котят выпускается в упаковке до 0,4 кг — 45,6%, и от 0,5 до 2,4 кг — 39,4%. Лидерами в сегменте СТМ являются упаковки весом 1,1–2,4 кг — 72,1%. Основной материал — пакет, почти 87% товаров упакованы именно так.
Новые продукты в категории
Доля новых продуктов (товары, вышедшие в предыдущем и текущем году) в сегменте сухого корма для котят в 2020 году составила 27,4% от общего ассортимента и сократилась до 25,4% в 2021-м. Большинство новинок 2021 года, представленных на офлайн-рынке — неспециализированный ассортимент. На долю питания для питомцев с чувствительным пищеварением, продуктов для выведения шерсти и продукции для стерилизованных животных приходится всего 2,8%. В прошлом году эта доля составляла 20%.
На онлайн-рынке в 2021 году 100% новых сухих кормов для котят — неспециализированные, хотя в прошлом году доля специализированных продуктов среди новинок в e-commerce достигала 43,3%.
Все новые товары 2020 и 2021 годов в этом сегменте были выпущены в пакетах. Фасовка 1,1–2,4 кг лидирует в упаковке и занимает долю в 84,4% среди новинок в сухих кормах для котят.
Влажные корма для котят. Доля рынка и каналы продаж
Рост влажного корма для котят на офлайн- и онлайн-рынках составил 8,9% по отношению к сентябрю 2020 года. Почти 96% влажных продуктов в этом сегменте продаются офлайн. Онлайн нарастил свою долю на рынке почти в три раза с 2018 года, но сегодня она не превышает 4,1%. Тем не менее, самый высокий рост продаж категории в денежном выражении наблюдается именно в e-commerce — почти 73%.
Таблица 4. Доля онлайн- и офлайн-рынка, динамика продаж влажных кормов | |||
Значимость рынка | Продажи в деньгах, % | ||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Офлайн | 98,6 | 97,4 | 95,9 |
Онлайн | 1,4 | 2,6 | 4,1 |
Динамика год к году | Продажи в деньгах, % | ||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Офлайн+онлайн | – | 3,9 | 8,9 |
Офлайн | – | 2,6 | 7,2 |
Онлайн | – | 88,9 | 72,9 |
Продажи влажных кормов наиболее активны в трёх каналах: супермаркеты имеют долю в 35,3%, зоомагазины — почти 24%, минимаркеты — 20,3%. При этом супермаркеты и минимаркеты нарастили долю продаж влажных продуктов соответственно на 2,3% и 2,2% по отношению к 2020 году, а зооканал потерял 3,4%. Вторая позиция спецканала в рейтинге может свидетельствовать о потенциале категории для зооретейла.
В супермаркетах и минимаркетах наблюдается и самый высокий на офлайновом рынке рост продаж — на 16,5% и 21,8% соответственно.
Таблица 5. Доля каналов продаж в денежном выражении в сегменте влажных кормов | |||
Каналы | Продажи в деньгах, % | ||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Гипермаркеты | 14,2 | 16,1 | 14,3 |
Супермаркеты | 30,4 | 33 | 35,3 |
Минимаркеты | 18,9 | 18,1 | 20,3 |
Зоомагазины | 31 | 27,2 | 23,7 |
Традиционные продуктовые магазины |
3,9 | 3,1 | 2,3 |
Открытые рынки | 0,1 | 0 | 0 |
Онлайн | 1,4 | 2,6 | 4,1 |
Специализация в категории. Бренды и СТМ
Специализация влажных кормов для котят почти отсутствует на рынке. По данным аналитики, питание с особыми свойствами занимает в продажах 0,2%, и это продукты для стерилизованных животных. Больше всего доля специализированных рационов в зоомагазинах (1,6%) и онлайне (4,4%).
Брендовая продукция на рынке России составляет 98,6%. Доля СТМ сократилась с 2018 года на 1,3% и сегодня составляет всего 1,4%.
Самая большая доля СТМ в продажах в зооканале — 4,9% — и интернет-магазинах — 3,4%. Лидером в продажах собственных торговых марок является Центр — 3,6%. В остальных регионах эта доля колеблется от 0,1 до 0,3%.
Выше всего цена за килограмм влажного корма для котят в зоомагазинах. Для брендовой продукции это почти 455 рублей за килограмм, для СТМ — 840 рублей за килограмм. Дороже всего брендовую продукцию продают на Дальнем Востоке — 300 рублей за килограмм, а СТМ в Центре — 548 рублей за килограмм.
Таблица 6. Средние цены на влажные корма для котят среди брендовой продукции и СТМ | |||||||||
Средняя цена за килограмм |
Городская Россия | Гипермаркеты | Супермаркеты | ||||||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | MAT-2 | MAT-1 | MAT | MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Брендовая продукция | 251 | 251,4 | 242,6 | 211,1 | 215,2 | 222,2 | 211,4 | 214,2 | 203,1 |
Частные марки | 305,2 | 342,7 | 445,7 | 116,1 | 120,1 | 118,1 | 145 | 124,4 | 121,7 |
Средняя цена за килограмм |
Минимаркеты | Зоомагазины | Онлайн | ||||||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | MAT-2 | MAT-1 | MAT | MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Брендовая продукция | 213 | 214,1 | 208,2 | 395,9 | 426,7 | 454,5 | 457,2 | 421,1 | 370,7 |
Частные марки | 160,6 | 169,5 | 176,7 | 664,7 | 744,5 | 839,1 | 670,3 | 757,7 | 780,9 |
Специализация СТМ в категории влажных кормов для животных до года в России отсутствует. Среди брендовой продукции 0,7% доли в продажах в денежном выражении занимают продукты для стерилизованных животных, 0,2% — для животных с проблемами пищеварения и 0,1% — корма для улучшения качества кожи и шерсти. Учитывая низкую специализацию на рынке в этом сегменте, есть потенциал для роста продаж в категории.
Основная часть как брендовой продукции, так и СТМ продаётся в упаковке до 190 г. Формат упаковки пауч — основной в продажах влажных кормов для котят.
Среди брендовой продукции его доля 92,7%, среди СТМ — 63,8%. В жестяных банках продаётся 6,8% продукции среди брендовых товаров и 23,2% в СТМ. В ламистерах («ванночке») продаётся 13% СТМ.
Новые продукты в сегменте
Количество новинок в категории влажных кормов для котят растёт. В прошлом году доля новинок составляла 11,1%, в этом году — 13,7%. Основная доля новинок — неспециализированное питание в паучах до 190 г.
Заключение
Сухие корма для котят являются лидерами роста в категории питания для кошек до одного года. Продажи сухой продукции активно смещаются в онлайн, но основным их каналом пока остаётся зооканал. Влияние e-commerce на продажи влажных продуктов для маленьких питомцев намного скромнее. Здесь инициатива в руках минимаркетов, супермаркетов и спецканала.
Среди возможностей роста категории сухих и влажных рационов: специализация кормов для котят как в брендовой продукции, так и в сегменте частных марок; развитие СТМ, рынок которых в России весьма скромен; и рост активности спецканала в продажах влажных продуктов.