Лакомства для кошек: растущий сегмент зоорынка

Категория лакомств для кошек — растущий сегмент рынка товаров для домашних животных в России. Уже 75% владельцев кошек используют в питании своих любимцев промышленные лакомства*. Доля тех, кто в основном угощает кошек со своего стола, с 2017 года снизилась на 7 п.п. и сегодня составляет 51%. Доля приверженцев исключительно промышленных лакомств выросла на 6 п.п. и составила 24%.
Динамику категории лакомств для кошек с сентября 2018 года по октябрь 2021-го** проанализировала компания NielsenIQ.


* Mars Petcare. Исследование популяции домашних животных, 2020.
** МАТ2 — сентябрь 2018 / октябрь 2019,
МАТ1 — сентябрь 2019 / октябрь 2020,
МАТ — сентябрь 2020 / октябрь 2021;
MAT — скользящая годовая сумма.

Доля продаж и динамика роста лакомств для кошек

Наибольшую долю в рублях в продажах категории занимает офлайновый рынок — почти 98%. Онлайн продаётся 2,3% лакомств для кошек. Совокупная динамика роста офлайн- и онлайн-рынков за период с сентября 2020-го по октябрь 2021 года (далее —рассматриваемый период) составила 11,6% по отношению к периоду с сентября 2019-го по октябрь 2020 года (далее — прошлый период). Наиболее высокую динамику роста продаж год к году в денежном выражении демонстрирует e-commerce — почти 43% по отношению к прошлому периоду. Офлайновый рынок вырос на 11% соответственно (таблицы 1, 2).

Таблица 1. Доля продаж в рублях, %
Продажи в деньгах, %
MAT-2 MAT-1 MAT
Офлайн 98,9 98,2 97,7
Онлайн 1,1 1,8 2,3

 

Таблица 2. Динамика продаж в рублях, %
Продажи в деньгах, %
MAT-2 MAT-1 MAT
Офлайн + онлайн 17,4 11,6
Офлайн 16,5 11
Онлайн 88,9 42,9

Среди каналов распространения продукции в продажах лакомств для кошек в рублях лидируют зоомагазины с долей в 33,8% в октябре 2021 года (таблица 3). Однако доля зооканала с каждым годом сокращается. За последние три года он потерял 6,2 п.п. доли объёма продаж в категории.

Таблица 3. Доля каналов в рублях, %
Продажи в деньгах, %
MAT-2 MAT-1 MAT
Гипермаркеты 20,1 20,7 21,7
Супермаркеты 24,7 28,9 29,3
Минимаркеты 13,1 12,7 12
Зоомагазины 40,0 34,9 33,8
Традиционные продуктовые магазины 0,8 0,9 0,8
Онлайн 1,1 1,8 2,3

Но в денежном выражении в канале отмечается рост продаж, прибавка составила 8,3% к прошлому периоду.

Самый большой рост продаж в денежном выражении аналитики отметили у гипермаркетов — 16,7% и супермаркетов — 12,9%. Они занимают долю в продажах категории в 21,7 и 29,35% соответственно. Небольшую долю по сравнению с ключевыми каналами распространения занимают минимаркеты — 12%. Рост продаж категории здесь всего 5,7% к прошлому периоду (таблица 4).

Таблица 4. Динамика продаж в рублях год к году, %
Продажи в деньгах, %
MAT-2 MAT-1 MAT
Гипермаркеты 20,8 16,7
Супермаркеты 37,6 12,9
Минимаркеты 13,8 5,7
Зоомагазины 2,2 8,3
Традиционные продуктовые магазины 32,1 0,8
Онлайн 88,9 42,9

Виды лакомств для кошек и каналы продаж

Среди видов лакомств на офлайн- и онлайн-рынке преобладают преобразованные*** продукты и выпечка. Доля преобразованных лакомств в продажах категории в денежном выражении на офлайн-рынке составляет 31,5%, в онлайне — 39,9%. Лидер по доле продаж среди всех видов лакомств — выпечка. Её доля в офлайне составила 63,2%, в онлайне — 48,6%.


*** В статье использованы определения видов лакомств компании NielsenIQ.
Для удобства читателей мы расшифровываем некоторые термины.
Преобразованные — лакомства, изготовленные из переработанных мясных ингредиентов, злаков и т. д.
Выпечка — лакомства, изготовленные путём экструдирования и высушенные при высоких температурах
(например, печенье, лакомые подушечки, хрустики, чипсы, рогалики, косички, хотдоги и т. д.).
Части тела — высушенные части туш животных (уши, лёгкие, хвосты и т. д.).
Сливки — кремообразные лакомства.
Крем-суп — лакомства в виде крем-супов.
Пюре — лакомства в виде пюре.

Растёт доля в продажах сливок, за последние 12 месяцев этот вид продукции увеличил свою долю и в офлайне (+0,4%), и особенно в онлайне (+3,1%). Учитывая рост продаж в рублях этого вида лакомств за последние 12 месяцев (офлайн +48%, в онлайне +169%), можно говорить о хороших перспективах этого вида для категории лакомств для кошек.

Сливки, части тела, крем-супы, пюре и прочие лакомства совокупно составляют в офлайне долю в 5,3%, в онлайне — 11,5%.

В продажах такого вида лакомств для кошек, как выпечка, в денежном выражении лидируют минимаркеты, где доля этого вида лакомств в обороте категории составляет 93,3%. Традиционные продуктовые магазины имеют долю в 92,2%, а открытые рынки — 95,1%. Однако совокупная доля двух последних каналов в продажах категории лакомств для кошек в целом в денежном выражении совсем незначительная — 0,9%.

лакомства для кошек

Больше всего преобразованных лакомств продают зоомагазины. Доля в обороте этих продуктов здесь 56,6%.

Среди регионов доля продаж выпечки колеблется от минимальных значений в 62% от всех продаваемых лакомств для кошек в Центре до максимальных — 69,8% на Дальнем Востоке.

Доля продаж регионами преобразованных лакомств варьируется от минимальной на Дальнем Востоке — 22,6% до максимальной в Сибири — 34,8%.

Брендовая продукция и частные торговые марки

Доля в продажах в категории лакомства для кошек брендовой продукции одинакова на офлайн- и онлайн-рынках — 98,9%, частных торговых марок — 1,1%.

Из офлайновых каналов больше всего лакомств для кошек частных марок продаётся в зоомагазинах. Их доля в продажах в денежном выражении составляет 3,1%. В других офлайновых каналах частные марки представлены слабо.

Среди регионов частные торговые марки больше всего продаёт Центр — их доля в продажах категории в рублях здесь составляет 2,6%. В остальных регионах доля частных торговых марок очень маленькая.

Среди брендовой продукции самые продаваемые виды лакомств — выпечка и преобразованные. На офлайн-рынке они занимают долю в продажах в денежном выражении в 63,5% и 31,1% соответственно, в онлайне — 48,7% и 39,7%.

Среди частных марок в лидерах продаж — те же виды, но соотношение долей другое. В офлайне доля выпечки в продажах 36,7%, преобразованных — 63,3%. В онлайне у частных марок лакомств для кошек доля выпечки — 40,6%, преобразованных — 59,4%.

Большая часть брендовых лакомств, порядка 95–96% всей категории, продаётся в пакетах. Коробки, блистеры, банки, тубы и прочие упаковки занимают от 4,3% в онлайне до 5,2% в офлайне.

Частные торговые марки в категории лакомств для кошек продаются преимущественно в пакетах.

лакомства для кошек

Новые продукты в категории

Доля новых продуктов, к которым NielsenIQ относит новинки прошлого и текущего годов, в продаже лакомств для кошек на офлайн-рынке составила 9,4%: новые лакомства прошлого года — 5,7%, текущего — 3,7%. В онлайне новинки текущего года составляют 7,7%, а прошлого — 5,9%.

Больше всего новых продуктов запускается в виде выпечки: в офлайне доля таких продуктов почти 48% относительно других новинок, в онлайне — 53,9%. На втором месте по доле — преобразованные лакомства. В офлайне доля таких новинок 46%, относительно других новинок, в онлайне — 36,6%.

Основная доля новых продуктов в категории лакомств для кошек выпускается в пакетах: офлайн-рынок — 81,5%, онлайн — 91,6%. Упаковки в коробках заняли долю 16,7% в офлайне и 6,2% в онлайне.

Перейти на страницу автора

Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
Теги

Подписка на журнал

зообизнес в россии

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
X
Подписывайтесь на наш канал
Подписаться сейчас
Подписаться позже
Я уже подписан
X
Подписывайтесь на наш канал
Подписаться сейчас
Подписаться позже
Я уже подписан
X
Подписывайтесь на наш канал
Подписаться сейчас
Подписаться позже
Я уже подписан
X
Подписывайтесь на наш канал
Подписаться сейчас
Подписаться позже
Я уже подписан
Close