Категория лакомств для кошек — растущий сегмент рынка товаров для домашних животных в России. Уже 75% владельцев кошек используют в питании своих любимцев промышленные лакомства*. Доля тех, кто в основном угощает кошек со своего стола, с 2017 года снизилась на 7 п.п. и сегодня составляет 51%. Доля приверженцев исключительно промышленных лакомств выросла на 6 п.п. и составила 24%.
Динамику категории лакомств для кошек с сентября 2018 года по октябрь 2021-го** проанализировала компания NielsenIQ.
Доля продаж и динамика роста лакомств для кошек
Наибольшую долю в рублях в продажах категории занимает офлайновый рынок — почти 98%. Онлайн продаётся 2,3% лакомств для кошек. Совокупная динамика роста офлайн- и онлайн-рынков за период с сентября 2020-го по октябрь 2021 года (далее —рассматриваемый период) составила 11,6% по отношению к периоду с сентября 2019-го по октябрь 2020 года (далее — прошлый период). Наиболее высокую динамику роста продаж год к году в денежном выражении демонстрирует e-commerce — почти 43% по отношению к прошлому периоду. Офлайновый рынок вырос на 11% соответственно (таблицы 1, 2).
Таблица 1. Доля продаж в рублях, % | |||
Продажи в деньгах, % | |||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Офлайн | 98,9 | 98,2 | 97,7 |
Онлайн | 1,1 | 1,8 | 2,3 |
Таблица 2. Динамика продаж в рублях, % | |||
Продажи в деньгах, % | |||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Офлайн + онлайн | — | 17,4 | 11,6 |
Офлайн | — | 16,5 | 11 |
Онлайн | — | 88,9 | 42,9 |
Среди каналов распространения продукции в продажах лакомств для кошек в рублях лидируют зоомагазины с долей в 33,8% в октябре 2021 года (таблица 3). Однако доля зооканала с каждым годом сокращается. За последние три года он потерял 6,2 п.п. доли объёма продаж в категории.
Таблица 3. Доля каналов в рублях, % | |||
Продажи в деньгах, % | |||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Гипермаркеты | 20,1 | 20,7 | 21,7 |
Супермаркеты | 24,7 | 28,9 | 29,3 |
Минимаркеты | 13,1 | 12,7 | 12 |
Зоомагазины | 40,0 | 34,9 | 33,8 |
Традиционные продуктовые магазины | 0,8 | 0,9 | 0,8 |
Онлайн | 1,1 | 1,8 | 2,3 |
Но в денежном выражении в канале отмечается рост продаж, прибавка составила 8,3% к прошлому периоду.
Самый большой рост продаж в денежном выражении аналитики отметили у гипермаркетов — 16,7% и супермаркетов — 12,9%. Они занимают долю в продажах категории в 21,7 и 29,35% соответственно. Небольшую долю по сравнению с ключевыми каналами распространения занимают минимаркеты — 12%. Рост продаж категории здесь всего 5,7% к прошлому периоду (таблица 4).
Таблица 4. Динамика продаж в рублях год к году, % | |||
Продажи в деньгах, % | |||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Гипермаркеты | — | 20,8 | 16,7 |
Супермаркеты | — | 37,6 | 12,9 |
Минимаркеты | — | 13,8 | 5,7 |
Зоомагазины | — | 2,2 | 8,3 |
Традиционные продуктовые магазины | — | 32,1 | 0,8 |
Онлайн | — | 88,9 | 42,9 |
Виды лакомств для кошек и каналы продаж
Среди видов лакомств на офлайн- и онлайн-рынке преобладают преобразованные*** продукты и выпечка. Доля преобразованных лакомств в продажах категории в денежном выражении на офлайн-рынке составляет 31,5%, в онлайне — 39,9%. Лидер по доле продаж среди всех видов лакомств — выпечка. Её доля в офлайне составила 63,2%, в онлайне — 48,6%.
Растёт доля в продажах сливок, за последние 12 месяцев этот вид продукции увеличил свою долю и в офлайне (+0,4%), и особенно в онлайне (+3,1%). Учитывая рост продаж в рублях этого вида лакомств за последние 12 месяцев (офлайн +48%, в онлайне +169%), можно говорить о хороших перспективах этого вида для категории лакомств для кошек.
Сливки, части тела, крем-супы, пюре и прочие лакомства совокупно составляют в офлайне долю в 5,3%, в онлайне — 11,5%.
В продажах такого вида лакомств для кошек, как выпечка, в денежном выражении лидируют минимаркеты, где доля этого вида лакомств в обороте категории составляет 93,3%. Традиционные продуктовые магазины имеют долю в 92,2%, а открытые рынки — 95,1%. Однако совокупная доля двух последних каналов в продажах категории лакомств для кошек в целом в денежном выражении совсем незначительная — 0,9%.
Больше всего преобразованных лакомств продают зоомагазины. Доля в обороте этих продуктов здесь 56,6%.
Среди регионов доля продаж выпечки колеблется от минимальных значений в 62% от всех продаваемых лакомств для кошек в Центре до максимальных — 69,8% на Дальнем Востоке.
Доля продаж регионами преобразованных лакомств варьируется от минимальной на Дальнем Востоке — 22,6% до максимальной в Сибири — 34,8%.
Брендовая продукция и частные торговые марки
Доля в продажах в категории лакомства для кошек брендовой продукции одинакова на офлайн- и онлайн-рынках — 98,9%, частных торговых марок — 1,1%.
Из офлайновых каналов больше всего лакомств для кошек частных марок продаётся в зоомагазинах. Их доля в продажах в денежном выражении составляет 3,1%. В других офлайновых каналах частные марки представлены слабо.
Среди регионов частные торговые марки больше всего продаёт Центр — их доля в продажах категории в рублях здесь составляет 2,6%. В остальных регионах доля частных торговых марок очень маленькая.
Среди брендовой продукции самые продаваемые виды лакомств — выпечка и преобразованные. На офлайн-рынке они занимают долю в продажах в денежном выражении в 63,5% и 31,1% соответственно, в онлайне — 48,7% и 39,7%.
Среди частных марок в лидерах продаж — те же виды, но соотношение долей другое. В офлайне доля выпечки в продажах 36,7%, преобразованных — 63,3%. В онлайне у частных марок лакомств для кошек доля выпечки — 40,6%, преобразованных — 59,4%.
Большая часть брендовых лакомств, порядка 95–96% всей категории, продаётся в пакетах. Коробки, блистеры, банки, тубы и прочие упаковки занимают от 4,3% в онлайне до 5,2% в офлайне.
Частные торговые марки в категории лакомств для кошек продаются преимущественно в пакетах.
Новые продукты в категории
Доля новых продуктов, к которым NielsenIQ относит новинки прошлого и текущего годов, в продаже лакомств для кошек на офлайн-рынке составила 9,4%: новые лакомства прошлого года — 5,7%, текущего — 3,7%. В онлайне новинки текущего года составляют 7,7%, а прошлого — 5,9%.
Больше всего новых продуктов запускается в виде выпечки: в офлайне доля таких продуктов почти 48% относительно других новинок, в онлайне — 53,9%. На втором месте по доле — преобразованные лакомства. В офлайне доля таких новинок 46%, относительно других новинок, в онлайне — 36,6%.
Основная доля новых продуктов в категории лакомств для кошек выпускается в пакетах: офлайн-рынок — 81,5%, онлайн — 91,6%. Упаковки в коробках заняли долю 16,7% в офлайне и 6,2% в онлайне.