Лакомства для животных по росту продаж в денежном выражении опережают категорию товаров для животных в целом и ряд сегментов внутри неё в частности. О росте категории «лакомства для собак» сообщает компания NielsenIQ в своём отчёте за период с сентября 2018 года по октябрь 2021 года*.
* |
МАТ2 — сентябрь 2018 / октябрь 2019,
МАТ1 — сентябрь 2019 / октябрь 2020,
МАТ — сентябрь 2020 / октябрь 2021;
MAT — скользящая годовая сумма. |
|
Анализ ведётся на основе сравнения совокупной цифры продаж за выбранные 12 месяцев к аналогичному предыдущему периоду.
|
Лакомства для собак: каналы и динамика продаж
Лакомства для собак показывают высокую динамику роста в рублях за последние 12 месяцев. Продажи в период с сентября 2020 года по октябрь 2021 года увеличились на 12,4% по отношению к сентябрю 2019-го — октябрю 2020 года (далее — предыдущему периоду).
Основным каналом реализации для категории остаются офлайновые магазины. Они занимают 96,5% в продажах в денежном выражении в сегменте. В e-commerce продаётся всего 3,5% от всего объёма лакомств. Продажи выросли за последние 12 месяцев в офлайне на 11,4%, в онлайне на 53,6% по сравнению с предыдущим периодом (таблицы 1, 2).
Таблица 1. Доля продаж в рублях, % |
|
Продажи в деньгах, % |
|
MAT-2 |
MAT-1 |
MAT |
Офлайн |
98,3 |
97,5 |
96,5 |
Онлайн |
1,7 |
2,5 |
3,5 |
Таблица 2. Динамика продаж в рублях, % |
|
Продажи в деньгах, % |
|
MAT-2 |
MAT-1 |
MAT |
Офлайн + онлайн |
— |
5,5 |
12,4 |
Офлайн |
— |
4,6 |
11,4 |
Онлайн |
— |
56,9 |
53,6 |
В рейтинге каналов распространения продукции лидируют специализированные зоомагазины — они занимают долю в 54,8%. Для гипермаркетов этот показатель равняется 22,9%, для супермаркетов — 13,9%. Доля минимаркетов в сбыте лакомств для собак — 4,6%. Традиционные продовольственные магазины обладают долей всего в 0,4% (таблица 3).
Таблица 3. Доля каналов в рублях, % |
|
Продажи в деньгах, % |
|
MAT-2 |
MAT-1 |
MAT |
Гипермаркеты |
23,4 |
22,7 |
22,9 |
Супермаркеты |
12,3 |
13,7 |
13,9 |
Минимаркеты |
5,2 |
5,5 |
4,6 |
Зоомагазины |
57,2 |
55,2 |
54,8 |
Традиционные продуктовые магазины |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
Онлайн |
1,7 |
2,5 |
3,5 |
Несмотря на маленькую долю, самый высокий рост продаж за сентябрь 2020-го — октябрь 2021 года зафиксирован именно в традиционных продовольственных магазинах — 34,1%. В предыдущем периоде реализация в этом канале выросла в денежном выражении на 74,9%.
Зоомагазины за последние 12 месяцев показали рост продаж в денежном выражении в 11,5% по сравнению с предыдущим периодом.
Примерно одинаково выросли продажи в рублях в гипермаркетах и супермаркетах — 13,5% и 14,2% соответственно (таблица 4).
Таблица 4. Динамика продаж в рублях год к году, % |
|
Продажи в деньгах, % |
|
MAT-2 |
MAT-1 |
MAT |
Гипермаркеты |
— |
2,2 |
13,5 |
Супермаркеты |
— |
17,6 |
14,2 |
Минимаркеты |
— |
12,1 |
–7,6 |
Зоомагазины |
— |
1,9 |
11,5 |
Традиционные продуктовые магазины |
— |
74,9 |
34,1 |
Онлайн |
— |
56,9 |
53,6 |
За последние 12 месяцев, по оценкам специалистов NielsenIQ, в перераспределении долей каналов сбыта произошли изменения. Сдвиги основных каналов не превысили 0,5 п.п., но доля минимаркетов уменьшилась на 1 п.п. по сравнению с прошлым годом, а онлайн увеличил долю в сбыте в категории на 0,9 п.п.
Лакомства для собак: виды и доли в продажах
Среди видов лакомств большую долю в реализации категории в денежном выражении занимают преобразованные** лакомства для собак. В продажах офлайн она составляет 65%, в онлайне 52,8%. Следующая по популярности — продукция «части тела»**. В офлайновых магазинах они занимают в продажах в рублях 20%, а в онлайне почти 29%.
** |
В статье использованы определения видов лакомств компании NielsenIQ.
Для удобства читателей мы расшифровываем некоторые термины.
Преобразованные — лакомства, изготовленные из переработанных мясных ингредиентов, злаков и т. д.
Выпечка — лакомства, изготовленные путём экструдирования и высушенные при высоких температурах
(например, печенье, лакомые подушечки, хрустики, чипсы, рогалики, косички, хотдоги и т. д.).
Части тела — высушенные части туш животных (уши, лёгкие, хвосты и т. д.).
Сливки — кремообразные лакомства.
Крем-суп — лакомства в виде крем-супов.
Пюре — лакомства в виде пюре. |
Кости** в продажах офлайн составляют 9,5%, выпечка** — 5%, а сладости** — всего 0,2%. В онлайне доля костей и выпечки составляет в продажах в денежном выражении соответственно 9,9% и 8,4%. Сладости в онлайн-канале, по данным NielsenIQ, продаются в небольших количествах — 0,04%.

Больше всего лакомств для собак в виде костей и сладостей продаётся в зооканале — 12,9% и 0,3% соответственно. Интернет-магазины активнее остальных продают части тела — 28,9%. Больше всего переработанной продукции продаётся в минимаркетах, их доля продаж в рублях здесь составляет 96,3%. Выпечку активнее всего, с долей в 8,6%, продают гипермаркеты.
Наибольший рост продаж в денежном выражении за период 09.2020–10.2021 в офлайне показывают сладости — 75%, а в онлайне выпечка — 112%.
Бренды и частные торговые марки
Доля брендовой продукции, которую составляют лакомства для собак на офлайн-рынке, составляет 99,1%. Частные торговые марки на октябрь 2021 года занимают всего 0,9%. При этом рост доли ЧТМ за последние 12 месяцев оценивается почти в 50%, а брендовой продукции — в 11,1%.
В онлайне доля брендовой продукции ещё больше — 99,7%. Частные марки составляют всего 0,3%. Здесь рост продаж в денежном выражении брендовой продукции среди лакомств для собак за последние 12 месяцев составил 54%, а частные марки показали отрицательную динамику: их продажи уменьшились на 8,1%.
Таблица 4. Доля сегмента в продажах, рубли, % |
Брендовая продукция |
|
Офлайн |
Онлайн
|
Тип лакомства |
MAT-2 |
MAT-1 |
MAT |
MAT-2 |
MAT-1 |
MAT |
Преобразованные |
60,1 |
61,8 |
64,8 |
58,2 |
55,9 |
52,6 |
Части тела |
23,7 |
22,3 |
20,2 |
25,8 |
26,4 |
29 |
Кости |
10 |
9,8 |
9,8 |
10,3 |
11,6 |
9,9 |
Выпечка |
6 |
6 |
5,1 |
5,5 |
6,1 |
8,4 |
Сладости |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,04 |
|
|
|
|
|
|
|
Частные марки |
|
Офлайн
|
Онлайн
|
Тип лакомства |
MAT-2 |
MAT-1 |
MAT |
MAT-2 |
MAT-1 |
MAT |
Преобразованные |
98,6 |
95,4 |
90 |
100 |
99 |
99,5 |
Части тела |
0 |
0 |
0,7 |
0 |
1 |
0,5 |
Кости |
1,4 |
4,6 |
9,3 |
0 |
0 |
0 |
Выпечка |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Сладости |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Наибольшее число частных торговых марок продаётся в Центральном регионе — доля в продажах в рублях 1,6%. В остальных регионах этот показатель колеблется от 0,2% до 0,4%.
Средняя цена за килограмм лакомств для собак в офлайне: брендовые продукты — 1570 рублей, ЧТМ — 1720 рублей. В онлайне — 1332 рубля и 1182 рубля соответственно.

Новинки в лакомствах для собак
Новые продукты в общем ассортименте в сегменте лакомств для собак в октябре 2021 года в офлайне составили 14,3%, из них 6,1% — новинки текущего года. В онлайне доля новинок в ассортименте лакомств для собак — 23,8%, из них 11,7% — продукты, запущенные в продажу в 2021 году.
Таблица 6. Доля продаж новинок в рублях, % |
|
Офлайн |
Онлайн |
|
MAT-1 |
MAT |
MAT-1 |
MAT |
Основной ассортимент |
97,6 |
85,7 |
96,3 |
76,2 |
Новинки прошлого года |
2,4 |
8,3 |
3,7 |
12,1 |
Новинки текущего года |
0 |
6,1 |
0 |
11,7 |
На офлайновом рынке среди новинок текущего года большинство лакомств преобразованные — около 58%, части тела составили почти 29%. Кости, выпечка и сладости занимают долю в реализации новинок в 9,1%, 2,8% и 1,3% соответственно. В онлайне среди новинок выше всего доля у частей тела — 45,4%, преобразованных лакомств — 30,8% и выпечки — 19,4%.
Подпишитесь на наш телеграм-канал и получайте важные отраслевые новости в удобном для вас формате.