Лакомства для животных по росту продаж в денежном выражении опережают категорию товаров для животных в целом и ряд сегментов внутри неё в частности. О росте категории «лакомства для собак» сообщает компания NielsenIQ в своём отчёте за период с сентября 2018 года по октябрь 2021 года*.
Лакомства для собак: каналы и динамика продаж
Лакомства для собак показывают высокую динамику роста в рублях за последние 12 месяцев. Продажи в период с сентября 2020 года по октябрь 2021 года увеличились на 12,4% по отношению к сентябрю 2019-го — октябрю 2020 года (далее — предыдущему периоду).
Основным каналом реализации для категории остаются офлайновые магазины. Они занимают 96,5% в продажах в денежном выражении в сегменте. В e-commerce продаётся всего 3,5% от всего объёма лакомств. Продажи выросли за последние 12 месяцев в офлайне на 11,4%, в онлайне на 53,6% по сравнению с предыдущим периодом (таблицы 1, 2).
Таблица 1. Доля продаж в рублях, % | |||
Продажи в деньгах, % | |||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Офлайн | 98,3 | 97,5 | 96,5 |
Онлайн | 1,7 | 2,5 | 3,5 |
Таблица 2. Динамика продаж в рублях, % | |||
Продажи в деньгах, % | |||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Офлайн + онлайн | — | 5,5 | 12,4 |
Офлайн | — | 4,6 | 11,4 |
Онлайн | — | 56,9 | 53,6 |
В рейтинге каналов распространения продукции лидируют специализированные зоомагазины — они занимают долю в 54,8%. Для гипермаркетов этот показатель равняется 22,9%, для супермаркетов — 13,9%. Доля минимаркетов в сбыте лакомств для собак — 4,6%. Традиционные продовольственные магазины обладают долей всего в 0,4% (таблица 3).
Таблица 3. Доля каналов в рублях, % | |||
Продажи в деньгах, % | |||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Гипермаркеты | 23,4 | 22,7 | 22,9 |
Супермаркеты | 12,3 | 13,7 | 13,9 |
Минимаркеты | 5,2 | 5,5 | 4,6 |
Зоомагазины | 57,2 | 55,2 | 54,8 |
Традиционные продуктовые магазины | 0,2 | 0,3 | 0,4 |
Онлайн | 1,7 | 2,5 | 3,5 |
Несмотря на маленькую долю, самый высокий рост продаж за сентябрь 2020-го — октябрь 2021 года зафиксирован именно в традиционных продовольственных магазинах — 34,1%. В предыдущем периоде реализация в этом канале выросла в денежном выражении на 74,9%.
Зоомагазины за последние 12 месяцев показали рост продаж в денежном выражении в 11,5% по сравнению с предыдущим периодом.
Примерно одинаково выросли продажи в рублях в гипермаркетах и супермаркетах — 13,5% и 14,2% соответственно (таблица 4).
Таблица 4. Динамика продаж в рублях год к году, % | |||
Продажи в деньгах, % | |||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Гипермаркеты | — | 2,2 | 13,5 |
Супермаркеты | — | 17,6 | 14,2 |
Минимаркеты | — | 12,1 | –7,6 |
Зоомагазины | — | 1,9 | 11,5 |
Традиционные продуктовые магазины | — | 74,9 | 34,1 |
Онлайн | — | 56,9 | 53,6 |
За последние 12 месяцев, по оценкам специалистов NielsenIQ, в перераспределении долей каналов сбыта произошли изменения. Сдвиги основных каналов не превысили 0,5 п.п., но доля минимаркетов уменьшилась на 1 п.п. по сравнению с прошлым годом, а онлайн увеличил долю в сбыте в категории на 0,9 п.п.
Лакомства для собак: виды и доли в продажах
Среди видов лакомств большую долю в реализации категории в денежном выражении занимают преобразованные** лакомства для собак. В продажах офлайн она составляет 65%, в онлайне 52,8%. Следующая по популярности — продукция «части тела»**. В офлайновых магазинах они занимают в продажах в рублях 20%, а в онлайне почти 29%.
Кости** в продажах офлайн составляют 9,5%, выпечка** — 5%, а сладости** — всего 0,2%. В онлайне доля костей и выпечки составляет в продажах в денежном выражении соответственно 9,9% и 8,4%. Сладости в онлайн-канале, по данным NielsenIQ, продаются в небольших количествах — 0,04%.
Больше всего лакомств для собак в виде костей и сладостей продаётся в зооканале — 12,9% и 0,3% соответственно. Интернет-магазины активнее остальных продают части тела — 28,9%. Больше всего переработанной продукции продаётся в минимаркетах, их доля продаж в рублях здесь составляет 96,3%. Выпечку активнее всего, с долей в 8,6%, продают гипермаркеты.
Наибольший рост продаж в денежном выражении за период 09.2020–10.2021 в офлайне показывают сладости — 75%, а в онлайне выпечка — 112%.
Бренды и частные торговые марки
Доля брендовой продукции, которую составляют лакомства для собак на офлайн-рынке, составляет 99,1%. Частные торговые марки на октябрь 2021 года занимают всего 0,9%. При этом рост доли ЧТМ за последние 12 месяцев оценивается почти в 50%, а брендовой продукции — в 11,1%.
В онлайне доля брендовой продукции ещё больше — 99,7%. Частные марки составляют всего 0,3%. Здесь рост продаж в денежном выражении брендовой продукции среди лакомств для собак за последние 12 месяцев составил 54%, а частные марки показали отрицательную динамику: их продажи уменьшились на 8,1%.
Таблица 4. Доля сегмента в продажах, рубли, % | ||||||
Брендовая продукция | ||||||
Офлайн | Онлайн |
|||||
Тип лакомства | MAT-2 | MAT-1 | MAT | MAT-2 | MAT-1 | MAT |
Преобразованные | 60,1 | 61,8 | 64,8 | 58,2 | 55,9 | 52,6 |
Части тела | 23,7 | 22,3 | 20,2 | 25,8 | 26,4 | 29 |
Кости | 10 | 9,8 | 9,8 | 10,3 | 11,6 | 9,9 |
Выпечка | 6 | 6 | 5,1 | 5,5 | 6,1 | 8,4 |
Сладости | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,04 |
Частные марки | ||||||
Офлайн |
Онлайн |
|||||
Тип лакомства | MAT-2 | MAT-1 | MAT | MAT-2 | MAT-1 | MAT |
Преобразованные | 98,6 | 95,4 | 90 | 100 | 99 | 99,5 |
Части тела | 0 | 0 | 0,7 | 0 | 1 | 0,5 |
Кости | 1,4 | 4,6 | 9,3 | 0 | 0 | 0 |
Выпечка | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Сладости | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Наибольшее число частных торговых марок продаётся в Центральном регионе — доля в продажах в рублях 1,6%. В остальных регионах этот показатель колеблется от 0,2% до 0,4%.
Средняя цена за килограмм лакомств для собак в офлайне: брендовые продукты — 1570 рублей, ЧТМ — 1720 рублей. В онлайне — 1332 рубля и 1182 рубля соответственно.
Новинки в лакомствах для собак
Новые продукты в общем ассортименте в сегменте лакомств для собак в октябре 2021 года в офлайне составили 14,3%, из них 6,1% — новинки текущего года. В онлайне доля новинок в ассортименте лакомств для собак — 23,8%, из них 11,7% — продукты, запущенные в продажу в 2021 году.
Таблица 6. Доля продаж новинок в рублях, % | ||||
Офлайн | Онлайн | |||
MAT-1 | MAT | MAT-1 | MAT | |
Основной ассортимент | 97,6 | 85,7 | 96,3 | 76,2 |
Новинки прошлого года | 2,4 | 8,3 | 3,7 | 12,1 |
Новинки текущего года | 0 | 6,1 | 0 | 11,7 |
На офлайновом рынке среди новинок текущего года большинство лакомств преобразованные — около 58%, части тела составили почти 29%. Кости, выпечка и сладости занимают долю в реализации новинок в 9,1%, 2,8% и 1,3% соответственно. В онлайне среди новинок выше всего доля у частей тела — 45,4%, преобразованных лакомств — 30,8% и выпечки — 19,4%.