Поиск

Лакомства для собак: активизация роста продаж

Лакомства для собак

Текст: Александр Колчин

Лакомства для животных по росту продаж в денежном выражении опережают категорию товаров для животных в целом и ряд сегментов внутри неё в частности. О росте категории «лакомства для собак» сообщает компания NielsenIQ в своём отчёте за период с сентября 2018 года по октябрь 2021 года*.


* МАТ2 — сентябрь 2018 / октябрь 2019,
МАТ1 — сентябрь 2019 / октябрь 2020,
МАТ — сентябрь 2020 / октябрь 2021;
MAT — скользящая годовая сумма.
  Анализ ведётся на основе сравнения совокупной цифры продаж за выбранные 12 месяцев к аналогичному предыдущему периоду.

Лакомства для собак: каналы и динамика продаж

Лакомства для собак показывают высокую динамику роста в рублях за последние 12 месяцев. Продажи в период с сентября 2020 года по октябрь 2021 года увеличились на 12,4% по отношению к сентябрю 2019-го — октябрю 2020 года (далее — предыдущему периоду).

Основным каналом реализации для категории остаются офлайновые магазины. Они занимают 96,5% в продажах в денежном выражении в сегменте. В e-commerce продаётся всего 3,5% от всего объёма лакомств. Продажи выросли за последние 12 месяцев в офлайне на 11,4%, в онлайне на 53,6% по сравнению с предыдущим периодом (таблицы 1, 2).

Таблица 1. Доля продаж в рублях, %
Продажи в деньгах, %
MAT-2 MAT-1 MAT
Офлайн 98,3 97,5 96,5
Онлайн 1,7 2,5 3,5

 

Таблица 2. Динамика продаж в рублях, %
Продажи в деньгах, %
MAT-2 MAT-1 MAT
Офлайн + онлайн 5,5 12,4
Офлайн 4,6 11,4
Онлайн 56,9 53,6

В рейтинге каналов распространения продукции лидируют специализированные зоомагазины — они занимают долю в 54,8%. Для гипермаркетов этот показатель равняется 22,9%, для супермаркетов — 13,9%. Доля минимаркетов в сбыте лакомств для собак — 4,6%. Традиционные продовольственные магазины обладают долей всего в 0,4% (таблица 3).

Таблица 3. Доля каналов в рублях, %
Продажи в деньгах, %
MAT-2 MAT-1 MAT
Гипермаркеты 23,4 22,7 22,9
Супермаркеты 12,3 13,7 13,9
Минимаркеты 5,2 5,5 4,6
Зоомагазины 57,2 55,2 54,8
Традиционные продуктовые магазины 0,2 0,3 0,4
Онлайн 1,7 2,5 3,5

Несмотря на маленькую долю, самый высокий рост продаж за сентябрь 2020-го — октябрь 2021 года зафиксирован именно в традиционных продовольственных магазинах — 34,1%. В предыдущем периоде реализация в этом канале выросла в денежном выражении на 74,9%.

Зоомагазины за последние 12 месяцев показали рост продаж в денежном выражении в 11,5% по сравнению с предыдущим периодом.

Примерно одинаково выросли продажи в рублях в гипермаркетах и супермаркетах — 13,5% и 14,2% соответственно (таблица 4).

Таблица 4. Динамика продаж в рублях год к году, %
Продажи в деньгах, %
MAT-2 MAT-1 MAT
Гипермаркеты 2,2 13,5
Супермаркеты 17,6 14,2
Минимаркеты 12,1 –7,6
Зоомагазины 1,9 11,5
Традиционные продуктовые магазины 74,9 34,1
Онлайн 56,9 53,6

За последние 12 месяцев, по оценкам специалистов NielsenIQ, в перераспределении долей каналов сбыта произошли изменения. Сдвиги основных каналов не превысили 0,5  п.п., но доля минимаркетов уменьшилась на 1  п.п. по сравнению с прошлым годом, а онлайн увеличил долю в сбыте в категории на 0,9  п.п.

Лакомства для собак: виды и доли в продажах

Среди видов лакомств большую долю в реализации категории в денежном выражении занимают преобразованные** лакомства для собак. В продажах офлайн она составляет 65%, в онлайне 52,8%. Следующая по популярности — продукция «части тела»**. В офлайновых магазинах они занимают в продажах в рублях 20%, а в онлайне почти 29%.


** В статье использованы определения видов лакомств компании NielsenIQ.
Для удобства читателей мы расшифровываем некоторые термины.
Преобразованные — лакомства, изготовленные из переработанных мясных ингредиентов, злаков и т. д.
Выпечка — лакомства, изготовленные путём экструдирования и высушенные при высоких температурах
(например, печенье, лакомые подушечки, хрустики, чипсы, рогалики, косички, хотдоги и т. д.).
Части тела — высушенные части туш животных (уши, лёгкие, хвосты и т. д.).
Сливки — кремообразные лакомства.
Крем-суп — лакомства в виде крем-супов.
Пюре — лакомства в виде пюре.

Кости** в продажах офлайн составляют 9,5%, выпечка** — 5%, а сладости** — всего 0,2%. В онлайне доля костей и выпечки составляет в продажах в денежном выражении соответственно 9,9% и 8,4%. Сладости в онлайн-канале, по данным NielsenIQ, продаются в небольших количествах — 0,04%.

Больше всего лакомств для собак в виде костей и сладостей продаётся в зооканале — 12,9% и 0,3% соответственно. Интернет-магазины активнее остальных продают части тела — 28,9%. Больше всего переработанной продукции продаётся в минимаркетах, их доля продаж в рублях здесь составляет 96,3%. Выпечку активнее всего, с долей в 8,6%, продают гипермаркеты.

Наибольший рост продаж в денежном выражении за период 09.2020–10.2021 в офлайне показывают сладости — 75%, а в онлайне выпечка — 112%.

Бренды и частные торговые марки

Доля брендовой продукции, которую составляют лакомства для собак на офлайн-рынке, составляет 99,1%. Частные торговые марки на октябрь 2021 года занимают всего 0,9%. При этом рост доли ЧТМ за последние 12 месяцев оценивается почти в 50%, а брендовой продукции — в 11,1%.

В онлайне доля брендовой продукции ещё больше — 99,7%. Частные марки составляют всего 0,3%. Здесь рост продаж в денежном выражении брендовой продукции среди лакомств для собак за последние 12 месяцев составил 54%, а частные марки показали отрицательную динамику: их продажи уменьшились на 8,1%.

Таблица 4. Доля сегмента в продажах, рубли, %
Брендовая продукция
  Офлайн Онлайн
Тип лакомства MAT-2 MAT-1 MAT MAT-2 MAT-1 MAT
Преобразованные 60,1 61,8 64,8 58,2 55,9 52,6
Части тела 23,7 22,3 20,2 25,8 26,4 29
Кости 10 9,8 9,8 10,3 11,6 9,9
Выпечка 6 6 5,1 5,5 6,1 8,4
Сладости 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,04
Частные марки
Офлайн
Онлайн
Тип лакомства MAT-2 MAT-1 MAT MAT-2 MAT-1 MAT
Преобразованные 98,6 95,4 90 100 99 99,5
Части тела 0 0 0,7 0 1 0,5
Кости 1,4 4,6 9,3 0 0 0
Выпечка 0 0 0 0 0 0
Сладости 0 0 0 0 0 0

Наибольшее число частных торговых марок продаётся в Центральном регионе — доля в продажах в рублях 1,6%. В остальных регионах этот показатель колеблется от 0,2% до 0,4%.

Средняя цена за килограмм лакомств для собак в офлайне: брендовые продукты — 1570 рублей, ЧТМ — 1720 рублей. В онлайне — 1332 рубля и 1182 рубля соответственно.

Новинки в лакомствах для собак

Новые продукты в общем ассортименте в сегменте лакомств для собак в октябре 2021 года в офлайне составили 14,3%, из них 6,1% — новинки текущего года. В онлайне доля новинок в ассортименте лакомств для собак — 23,8%, из них 11,7% — продукты, запущенные в продажу в 2021 году.

Таблица 6. Доля продаж новинок в рублях, %
Офлайн Онлайн
MAT-1 MAT MAT-1 MAT
Основной ассортимент 97,6 85,7 96,3 76,2
Новинки прошлого года 2,4 8,3 3,7 12,1
Новинки текущего года 0 6,1 0 11,7

На офлайновом рынке среди новинок текущего года большинство лакомств преобразованные — около 58%, части тела составили почти 29%. Кости, выпечка и сладости занимают долю в реализации новинок в 9,1%, 2,8% и 1,3% соответственно. В онлайне среди новинок выше всего доля у частей тела — 45,4%, преобразованных лакомств — 30,8% и выпечки — 19,4%.