Компания «Эвентус-плюс» приступила к контрактному производству на заводе FAVA в Ленинградской области суперпремиального корма для собак под ТМ Doctrine. О своём проекте и его богатом контексте рассказал Марат Тахауров, совладелец компании «Эвентус-плюс» и руководитель зоонаправления.
Справка
Год создания: 2009
Учредители: Татьяна Сергеева, Марат Тахауров, Евгений Сергеев
Виды деятельности: оптовые поставки продуктов питания, организация горячего питания в учреждениях социального характера, производство и дистрибуция зоотоваров
Бренды: Mera (поставки временно остановлены), Statera, Doctrine
– Марат, в двух словах расскажите о вашей компании, вы ведь не только зообизнеcом занимаетесь?
– Компания основана в 2009 году, изначально она занималась поставками продуктов и организацией горячего питания в учреждениях социального характера. Это сложная работа с очень высокой ответственностью. Спустя год мы открыли направление «Корма для домашних животных». У меня уже был достаточный опыт в зообизнесе – с 1996 года, я знал всех значимых игроков нашего рынка зоотоваров, а также имел связи с компанией Mera. Мы отправили им запрос, и оказалось, что в тот момент они не поставляли в Россию свои продукты. Так в 2010 году мы стали эксклюзивными дистрибьюторами кормов этого бренда. Позже начали заниматься собственными торговыми марками.
– Добрым словом вспоминаем корма бренда Meradog. Когда можно ждать их возвращения на российский рынок зоотоваров?
– Позвольте уточнить. После ребрендинга два года назад торговая марка называется просто Mera, под ней выпускаются корма для кошек и собак, в том числе лечебно-диетические, а также лакомства. 1 октября прошлого года Россельхознадзор приостановил сертификацию завода-производителя «по причине выявления в кормах компонентов, не указанных на упаковке». Мы были одними из первых, у кого такое «обнаружили». Завод провёл расследование, выявили причины, сделали так, чтобы в будущем подобных случаев не было. В марте 2022 года должна была быть проведена инспекция РСН на девяти предприятиях в Германии, в том числе на заводе Mera, но из-за известных событий этого не случилось. Сейчас мы работаем над тем, чтобы инспекцию провели удалённо и возобновили сертификацию. До настоящего момента на наши обращения ответа нет, но мы не теряем надежды. Пока корма Mera не завозятся в Россию, они продолжают улучшаться – это касается и рецептур, и технологических процессов. Уверен, потребители нас не забыли и вернутся, как только мы возобновим поставки.
– Как вы переживаете очередное неспокойное время – ажиотажи, спады, страхи, неопределённость на зоорынке и в жизни?
– Для нас масштабный кризис начался ещё два года назад с введением пандемийных ограничений. В период первого локдауна был ажиотаж, сметали все, даже самые дорогие продукты, которые считались на нашем рынке зоотоваров слабо ликвидными. Потом мы восстановили запасы, продажи стабилизировались, и по итогам 2020 года объём продаж вырос. До 1 октября 2021 года, когда наш завод «закрыли», мы успели сделать большие запасы. Далее из-за глобальных последствий пандемии были прерваны логистические цепочки, начались сбои в поставках, всё резко подорожало.
В декабре 2021 года завод поставил в известность своих партнёров по всему миру о значительном подорожании почти всех позиций – дифференцированно, от 10 до 60% с 1 февраля этого года. Причины этого никак не связаны с последними событиями в России. Компания Mera обосновала повышение цен существенным ростом стоимости логистики, сырья, упаковки, электроэнергии, топлива. В Германии, как и по всей Европе, наблюдаются большие проблемы с сырьём и упаковкой.
Чтобы не пугать своих клиентов и конечных потребителей, мы, во-первых, равномерно распределили подорожание по всем позициям и, во-вторых, повышали цены в два этапа – 1 февраля и 1 марта по 10%.
– Производство собственной торговой марки стало вашим ответом на приостановку Mera?
– И да, и нет. Нет, потому что к моменту полного закрытия поставок кормов Mera в Россию мы уже выпускали на заводе FAVA премиальные корма Statera, их презентация состоялась на выставке «ПаркЗоо» осенью прошлого года. Суперпремиальные корма Doсtrine были разработаны ещё раньше, с них всё и началось. Была проведена большая и серьёзная работа: мы нанимали команду маркетологов, вместе с ними прорабатывали нейминг и концепцию продвижения, весь прошлый год искали производителя в России и за рубежом. События этого года показали, что в текущих условиях лучше производить всё-таки в России.
И да – после того как мы лишились нашего основного продукта, нужно было быстро найти другой. В тот момент оперативно мы могли производить только в России и только премиальный корм. Взяв часть наработок, которые делали для Doсtrine, мы запустили корм класса премиум под торговой маркой Statera. От принятия решения до полки прошло три месяца. И нам было очень приятно, что получившийся продукт тепло и с интересом встретили наши клиенты.
На протяжении 2019–2020 годов все наблюдали закрытие иностранных брендов и заводов. Мы понимали, что подобное может случиться и с нами. Корма Mera очень хорошие, но мы зависели от них на 90%, это опасно для устойчивости бизнеса. Решение увеличить долю других продуктов в нашем портфеле было принято в середине 2020 года, и мы начали в спокойном режиме эту работу. Однако события развивались очень быстро. Мы были готовы к закрытию отдельных заводов, но в 2021 году Россельхознадзор начал закрывать страны. Это заставило активизироваться и искать производителей в России.
– Российский суперпремиум – это уже реальность? Как вы оцениваете возможности наших производителей?
– Оценка чего-либо будет точнее, если сравнивать с аналогами. Европейские заводы выпускают корма для животных десятилетиями, имеют отработанные технологии, точные рецептуры, и самое главное – работает целая индустрия, обеспечивающая их сырьём. У нас всё это только формируется. Есть российский рынок сырья, идёт поиск ингредиентов в дружественных странах, но пока нет гарантии в стабильности качества. Я думаю, что российские суперпремиальные корма имеют будущее, но нужно время. А заводы для их производства у нас уже есть.
– В ваших продуктах есть импортные ингредиенты? Можно ли производить корма в России совсем без импорта?
– Мы, совместно с нутрициологом и продакт-менеджером, разрабатывали суперпремиальные корма по самой высокой планке, не ограничивая себя никакими обстоятельствами. Все ингредиенты для них специалисты FAVA нашли в России. Например, в кормах Statera и Doctrine используются как датские дайджесты, так и отечественного производства. (Animal digest – пищевая добавка, ароматизатор – chicken digest и т. д.) Составы и рецептуры кормов Doсtrine европейского уровня, что позволит им замещать импортные продукты, поставки которых приостановлены.
Введённые ограничения на импорт простимулировали нас быстро запустить процесс создания и производства своего продукта в России. Не будь запретов, мы бы ещё долго мешкали с его запуском. Почему у нас прежде не делали суперпремиум? Потому что это сложно и дорого. Мы осознанно пошли именно по такому пути – простые решения всегда временные.
– Производство СТМ теперь ваш основной фронт работ? Остаётесь ли вы дистрибьюторской компанией, ищете ли альтернативные импортные продукты?
– Мы двигаемся во всех направлениях, активно изучаем другие рынки зоотоваров, и вполне возможно, что какие-то бренды сможем завозить в обозримой перспективе. Одновременно с этим, как, наверное, и многие другие, мы думаем о строительстве собственного производства. Ну и, конечно, расширение линеек СТМ, которые у нас уже есть. Чтобы иметь успех на рынке, двух-трёх позиций в ассортименте недостаточно. Клиент сейчас привередливый, ему нужен широкий выбор.
– Как, на ваш взгляд, дальше будет развиваться производство кормов в России? С учётом того, что существующих мощностей не хватает…
– Действительно, это большая проблема. Те игроки рынка зоотоваров, которые успели завязать отношения с производителями, получат выгоду. Где искать производственные мощности всем остальным, пока непонятно. Думаю, что неизбежно появятся новые предприятия и новые игроки, которые максимально закроют потребности рынка.
В любом случае, мы увидим быстрое развитие российского производства кормов. Уже работающие заводы будут наращивать мощности, это проще, чем строить новые предприятия.
Многое будет зависеть от государства, оно должно поддержать зообизнес. Это можно сделать, например, уменьшив НДС и обнулив импортную пошлину. РСН мог бы сделать послабление и снять ограничения хотя бы на те компании, которые не замечены в грубых нарушениях. В случае с компанией Mera, например, не было грубого нарушения. Надеюсь, что через какое-то время хотя бы часть импорта вернётся. Все эти меры помогли бы насытить рынок. Главное, что животные в нашей стране есть почти в каждой семье, их любят, поэтому качественные зоотовары будут всегда востребованы.