Поиск

Маркетплейсы на зоорынке. Отныне и навсегда

Зоорынок и маркетплейсы

Текст: Андрей Ситников

В 2020 году в нашей отрасли было много перемен, но самой большой стала активизация маркетплейсов, которые, вероятнее всего, впредь будут только усиливать своё присутствие на зоорынке. В период острой фазы пандемии крупнейшие из них многократно увеличили ассортимент и объёмы продаж зоотоваров – с одной стороны, а с другой – предложили зоокомпаниям дополнительный растущий канал продаж.

Онлайн-продажи стремительно развиваются. Процесс этот глобальный и необратимый. С 2017 по конец 2020 года мировой объём рынка онлайн-коммерции увеличился почти вдвое – с $2,3 до 4,5 трлн. В прошлом году 15,5% всех розничных продаж в мире были в интернете, и по прогнозам Nasdaq к 2040 году эта цифра достигнет 95%. Сейчас 25% жителей планеты пользуются онлайн-магазинами – это 2 млрд человек, к концу года их будет примерно 2,14 млрд. При этом 48% клиентов при желании что-то купить сразу направляются на известные маркетплейсы. Последние и без того находятся в авангарде глобального тренда, но пандемия усугубила их популярность.

В России работают более 10 маркетплейсов, тройка лидеров – Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет», и категория «Товары для домашних животных» у российских маркетплейсов показала самую высокую динамику. Индекс годового роста у неё составил 1,62*. (На втором и третьем местах – косметика (1,60) и спорттовары (1,59).) Например, продажи зоотоваров у Wildberries по итогам 2020 года увеличились на 550%, до 4,3 млрд рублей.  Индекс рассчитывается как средневзвешенная оценка роста оборота у селлера (стороннего продавца) в категории. Такие результаты могли быть достигнуты только за счёт перетекания части продаж от традиционных продавцов, поскольку объём рынка зоотоваров растёт несущественно. Крупные зоокомпании такую ситуацию называют «новыми вызовами», а компании поменьше просто катастрофой. Особенно остро проблема стоит в регионах, в которых традиционные игроки зоорынка ничего не могут противопоставить неожиданно появившимся интернет-конкурентам. Наши свежие исследования зообизнеса в Великом Новгороде (читайте в  журнале «Зообизнес в России» 1/2021) и Мурманске это подтверждают.

Особенность классического маркетплейса заключается в том, что он может как сам продавать товары, закупив их у производителя или дистрибьютора и разместив на собственных складах, так и предоставлять витрину для продажи третьему лицу, взимая с него определённый процент и предоставляя дополнительные услуги, такие как продвижение, хранение и доставка. В этом случае маркетплейс и селлер с одной стороны являются конкурентами, так как торгуют товарами одних и тех же категорий, с другой стороны, два продавца сотрудничают, зависят друг от друга, заинтересованы в успехе другого. До тех пор, пока маркетплейс не решит, что пришло время ему самому продавать продукцию селлера – тогда он расторгнет соглашение с ним.

зоорынок

Маркетплейсы сами продают массовые товары, которые уже имеют большой и устойчивый спрос. Они используют огромную работу, которую проделали до них производители, дистрибьюторы и розничные продавцы по раскрутке этих товаров. В первую очередь это корма. Правда, в проигрыше по результатам взрывного роста продаж зоотоваров маркетплейсами остаётся только специализированная розница. Но и «чистые» интернет-зоомагазины (те, которые торгуют только зоотоварами) уступают. Во-первых, географией охвата. Крупнейший из специализированных – Petshop.ru – работает в 94 крупнейших городах России (и в шести в Казахстане). Но Wildberries покрывает плотным ковром всю Россию десятками тысяч пунктов выдачи. Во-вторых, маркетплейсы имеют на вооружении кросс-продажи, покупатель заказывает у них одновременно ботинки, шторы, телефон, колбасу и корм для собаки. В пандемию это обстоятельство было одним из самых больших аргументов в пользу новых игроков на зоорынке. В-третьих, у крупнейших маркетплейсов уже сейчас ассортимент зоотоваров больше, чем у специализированных интернет-магазинов. «Яндекс.Маркет» предлагает 128 кормовых брендов для кошек и 160 для собак. Petshop – 71 и 95 соответственно.

товары для животныхОчень многие зоотовары маркетплейсы сами не продают. Например, практически вся аквариумистика и террариумистика у них «чужие», и значительная доля ветпрепаратов, аксессуаров и товаров для груминга тоже. Очевидно, что маркетплейсы только осваивают огромный ассортимент зоотоваров и доля «своих» в этой товарной категории будет у них неуклонно расти. Но нынешней ситуацией, пока есть время, могут воспользоваться сотни зоокомпаний, у которых есть продукт, но недостаточно ресурсов для его раскрутки и продажи в интернете. Также маркетплейс – идеальная площадка для раскрутки дистрибьюторами новых импортных зоотоваров на зоорынке. На примере тех же аквариумистики и террариумистики мы видим десятки малоизвестных компаний и ИП, которые продают аксессуары и оборудование с помощью маркетплейсов. За таких клиентов последние ведут напряжённую конкурентную борьбу.

Основные факторы, определяющие выбор того или иного маркетплейса: его авторитетность и посещаемость, размер комиссии с продаж, степень сложности заключения договора, размещения товаров и управления продажами, возможность хранения товара на складе маркетплейса и доставки его силами, наличие инструментов продвижения, оперативность оплаты проданного товара.Маркетплейсы на зоорынке

С маркетплейсами уже работают сотни зоокомпаний. Среди них есть и небольшие малоизвестные игроки, и лидеры рынка. Для одних такое сотрудничество стало спасительной шлюпкой в мире ожесточённой конкуренции, для других – дополнительным каналом продаж, который позволяет диверсифицировать маркетинговую деятельность и сократить риски ослабления офлайн-розницы.

В который раз зоорынок в нашей стране переживает поворотный момент. И вновь ситуация требует приспосабливаться, менять подходы к работе, искать новые возможности.


В материале использованы данные Nasdaq, Wunderman Thompson Commerce,
Invesp, INFOLine, Statista, Data Insight.

 Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.