Поиск

Могут ли снижающиеся продажи кормов для птиц вновь взлететь?

По данным 

Автор: Дэмиан Шор, аналитик Euromonitor International
 

Мода на птиц в качестве домашних животных на сегодняшний день стремительно падает, некоторые рынки ощущают моду на диких птиц, другие преследует угроза птичьего гриппа – на этом фоне мировые продажи кормов для птиц вот уже более десятилетия находятся на грани постоянного сокращения.

 

Продажи терпят поражение в Западной Европе и Северной Америке

Реальный денежный объём мировых продаж кормов для птиц с 2011 по 2016 гг. снизился на 6% до 1,1 млрд долларов США. Рынки Западной Европы и Северной Америки показали особенно низкий уровень, в обоих регионах продажи снизились на 13%, до $356 млн и $344 млн соответственно.

В большинстве развитых стран число владельцев птиц снижается или остаётся неизменным, поскольку птицы не особенно популярны в качестве домашних животных у большинства молодых покупателей. Возможно, отчасти это происходит из-за того, что птиц сложно «очеловечить», «гуманизировать», а именно, сделать полноценными членами семьи (чего многие хотят при выборе домашнего животного), в отличие от кошек и собак. Также в этой тенденции играет роль популярность новых видов животных, например, рептилий.

К примеру, популяция рептилий в Великобритании с 2011 по 2016 гг. увеличилась более чем в 2 раза, до 1,5 млн. За тот же период численность мелких млекопитающих увеличилась на 19%, до 3,2 млн, тогда как численность птиц увеличилась всего лишь на 2%, до 982 тыс.

 

Зов природы

Ещё один фактор, который может отрицательно влиять на число владельцев птиц – растущая популярность наблюдения за птицами, живущими в садах, а не в клетках (многие группы борцов за права животных настаивают на том, что держать птицу в клетке – неестественно и жестоко). Об этом говорит и огромная популярность британских телевизионных программ «Весенние наблюдения» и «Осенние наблюдения» на канале BBC, которые вносят вклад в растущий интерес зрителей к наблюдениям за живой природой в садах и за их пределами.

Всё это способствует существенному росту продаж кормов для диких птиц и является серьёзным негативным фактором, влияющим как на численность владельцев декоративных птиц, так и на уровень продаж кормов для них. Например, британский производитель кормов для диких птиц Unipet, работающий также на рынке США, Нидерландов и Гонконга, отмечает ежегодный рост продаж собственной продукции на 21%, до 21 млн фунтов стерлингов (14 млн долларов США) за 12 месяцев к ноябрю 2015-го. Сходным образом, американский ритейлер Central Garden and Pet отмечает в своём последнем квартальном отчёте сильный рост продаж кормов для диких птиц.

 

Неразвитый сегмент на большинстве развивающихся рынков

За явным исключением Латинской Америки, продажи кормов для птиц являются очень низкими на большинстве рынков развивающихся стран. Китай имеет безусловно крупнейшую популяцию домашних птиц в мире (73 млн в 2016 г.), но очень небольшая доля владельцев покупает для своих питомцев готовые корма. Кроме того, большое число вспышек птичьего гриппа за последние годы оказали негативное влияние на численность домашних птиц в большей части Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Китай. Продажи кормов для птиц в Китае в 2016 году оцениваются всего лишь в 400 тыс. долларов США.

С другой стороны, продажи кормов для птиц показывают существенный рост в Латинской Америке, в особенности – в Аргентине и Бразилии. С 2011 по 2016 гг. реальная стоимость продаж в регионе выросла на 25%, составив 234 млн долларов США. Популяция птиц в Бразилии выросла за этот период на 5% и составляет 39 млн, уступая среди всех стран мира только Китаю. В отличие от китайских владельцев, многие Бразильцы кормят своих птиц готовыми кормами, включая специальные корма, созданные для различных видов птиц, например, макао и корелл, тем самым увеличивая продажи.

 

Потенциал – в увеличении продаж лакомств

Некоторые производители уверяют, что оживить продажи в секторе для птиц могут лакомства.

В августе 2016 г. Тери Эпплгейт из компании Volkman Seed Factory заявила журналу Pet Age: «По мере того, как владельцы становятся более образованными в отношении потребностей для своих питомцев, они начинают искать органические и полностью натуральные лакомства и корма. Лакомства, которые стимулируют естественное поведение, например, кормодобывание и разгрызание, также становятся всё более популярными».

Хотя эти продукты нельзя расценивать в качестве «локомотива» для всего сегмента товаров для домашних птиц, они тем или иным образом могут сдержать его снижение; по прогнозам Euromonitor International, с 2016 по 2021 гг. всемирный объём рынка кормов для птиц снизится примерно на 4%, до 1,060 млрд долларов США.