Наполнители для кошачьего туалета: российский рынок. Часть 1

Наполнители для кошачьего туалета — большой и стабильный сектор зообизнеса. Даже сейчас ему ничто не угрожает, во всяком случае, тут не штормит, как в кормах. Причины этого — малая доля импорта готовых продуктов, не критически большая доля импортного сырья и растущее число кошек в домохозяйствах. Однако же перемены и в наполнителях налицо. О том, что происходит на этом рынке, мы спросили у российских производителей с разной глубиной переработки сырья — от полного цикла до полностью контрактного производства. Все они единогласно оценивают происходящее, имеют схожие прогнозы и делают однонаправленные выводы.

Перемены на рынке наполнителей вызваны почти полным прекращением ввоза сырья и готовой продукции с запада, подорожанием сырья, ввозимого с востока, усложнением и, как следствие, удорожанием логистики, а также ростом цен на упаковочные материалы.

Силикагелевые наполнители для кошачьего туалета

В Россию ежегодно поставлялось около 50 тысяч тонн силикагеля (данные за 2019 год), и не только для зообизнеса. Этот продукт потребляют многие отрасли экономики, начиная от нефтегазовой и заканчивая пищевой промышленностью. В Китае, у основного производителя этого продукта, ввели дополнительные требования к силикагелевым заводам, ограничивая добычу сырья, заставляя использовать более экологичное оборудование, закрывая производства, не отвечающие новым требованиям. Добавился кризис с электроэнергией, а производство силикагеля весьма энергозатратно, в результате чего некоторые заводы приостановили работу или перешли на сокращённую рабочую неделю, следовательно, снизились объёмы производства наполнителей для кошачьего туалета и начали расти цены. Всё это российские импортёры почувствовали уже до пандемии.

Теперь ударили два новых фактора — подорожала валюта и изменились условия поставок. В итоге за пару лет силикагель стал дороже в два–три раза — и российские компании начали от него отказываться.

Для справки, в России крупнейшим производителем силикагеля (20 тысяч тонн в год) является Салаватский катализаторный завод (ООО «СкатЗ»). В небольших объёмах порошковый силикагель для пищевой промышленности производят Башкирская содовая компания (г. Стерлитамак, Башкортостан) и ООО «Экокремний» (Брянская область).

Минеральные наполнители

С импортом бентонитовых, цеолитовых и других минеральных наполнителей для кошачьего туалета (упакованных и в виде сырья) примерно такая же картина. Из Европы поток прекратился. Крупным поставщиком была и остаётся Турция, которая не закрывает с нами границу, но здесь тоже подорожали газ и электричество, отчего выросло в цене всё турецкое. Но главная проблема с логистикой. Для работы с Россией остался порт Измир, где из кораблей выстроилась очередь. В российском порту Кавказ тоже столпотворение. Следовательно — задержки и подорожание. Ждём обещанного экспертами роста объёма автоперевозок из Турции.

наполнители для кошачьего туалета

Впрочем, осложнения с импортом минеральных наполнителей не могут сильно повлиять на рынок, поскольку сырьё для таких продуктов в больших объёмах добывается у нас (о чём ниже). Есть разница в качестве переработки сырья, но в нынешних условиях этот фактор незначительный.

Древесные

Самые популярные древесные наполнители для кошачьих туалетов (более половины от всех продаж в кубометрах и тоннах) приезжают в наши зоомагазины откуда-нибудь из России. Этот товар в целом мало мобильный — из-за низкой себестоимости, большого объёма и веса его невыгодно транспортировать. Поэтому в каждом регионе есть компании, которые на местном сырье выпускают древесные наполнители. Отдельные предприятия, достигшие значительных объёмов продаж и более озабоченные качеством, могут закупать сырьё или уже готовый продукт в промышленной упаковке в дальних регионах — в Вологодской, Архангельской областях, в Сибири. В этом секторе рынка наполнителей зависимость от импорта минимальная.

Растительные

В первую очередь имеются в виду наполнители из тофу — продукта переработки сои. Основной поставщик — Китай. Также в продаже были японские наполнители для лотков. Наполнители из этого сырья в последние годы быстро набирали популярность, но теперь значительно подорожали, и поставки усложнились. Появляются источники российского растительного сырья — различные комбинации из продуктов переработки древесины, кукурузы, зерна, крахмала. Их стоимость пока высокая, практически такая же, как на китайский тофу. Однако многие компании считают именно такие наполнители наиболее вероятными сменщиками премиальных наполнителей из силикагеля и тофу.

Оборудование и упаковка

Проблема импортного оборудования коснулась не всех производителей. Некоторые заявили, что пользуются только отечественным, правда, признались, что не знают, из каких комплектующих оно сделано. У ряда компаний весь технический парк импортный. В целом зависимость от зарубежных поставок оборудования велика, и чем более технологичный продукт выпускается, тем она выше. Пока этот фактор не сказывается на ценах и масштабах производства, но обязательно скажет своё слово позже.

И наконец, растут цены на упаковку, особенно бумажную и картонную, в этой области тоже много импортного со всё теми же последствиями. Упаковка уже добавила от 5 до 10% к ценам на все наполнители, включая полностью отечественные.

Спрос на наполнители для кошачьего туалета

Шурум-БурумВышеперечисленные обстоятельства вместе с общей инфляцией и падением доходов населения оказывают большое влияние на спрос. Подорожание импортных наполнителей для лотков не помешало кратковременному увеличению спроса на них, вызванному страхом дефицита, но затем спрос стал быстро падать. Однако потребитель дорогих, качественных товаров наиболее консервативный, поэтому полного обвала рынка премиальных наполнителей не будет. Далее все ждут смещения потребительских предпочтений в сторону более доступных продуктов с готовностью жертвовать качеством. Владельцы животных начали искать новое идеальное соотношение цены и качества, исходя из своей меняющейся финансовой ситуации.

Производители с производственной базой

В связи с импортоосложнениями у российских производителей появляются новые возможности для импортозамещения. Смогут ли они быстро и правильно реагировать на перемены? Компаний, выпускающих наполнители, в России много, мы получили актуальную информацию лишь от небольшой их части, но представляющей весь спектр производителей. В первых рядах — те, что имеют собственную сырьевую базу, за ними компании, которые перерабатывают покупное сырьё, и далее те, что только фасуют или же пользуются контрактным производством.

«Сибирская кошка»

Крупный российский производитель, который работает на рынке наполнителей 20 лет, и чья продукция широко представлена по всей стране, а также в ближнем зарубежье. Выпускаются древесные, впитывающие, комкующиеся, силикагелевые и растительные (тофу) наполнители под ТМ «Сибирская кошка», HAKASE AREKKUSU и CATLITTER. Компания имеет собственный карьер бентонитовой глины с подтверждёнными запасами более 4 715 000 м3. Ежемесячная выработка около 5 тысяч м3. Кроме этого компания в больших объёмах закупает различное сырьё для наполнителей кошачьего туалета в России и значительные объёмы в Китае (силикагель и тофу). Важное стабилизирующее обстоятельство — поставки сырья из этой страны не нарушены, все партнёры компании продолжают в полной мере выполнять свои обязательства. Естественно, увеличились сроки доставки. Оборудование, которое использует компания, исключительно российское.

К середине апреля цены выросли на всю продукцию компании, но в разной степени, в зависимости от сырья. Меньше всего подорожали (на 5–10%) бентонитовые наполнители, и только за счёт упаковки, которая выросла в цене на 40%. Рост стоимости другой продукции значительнее и соответствует падению рубля.

«Лидинг»

Компания «Лидинг» работает с 2004 года и является одним из лидеров рынка наполнителей. Имеет собственные месторождения бентонитовых глин в России и странах СНГ, полный цикл производства минеральных наполнителей, современное оборудование, применение стандартов ISO 9001:2015. Всё это позволяет обеспечивать высокий уровень качества продукции.

В год объём производства только бентонитовых наполнителей и гранул составляет свыше 60 тысяч тонн. В компании на постоянной основе реализуется программа по увеличению производственных мощностей.

pi pi bent наполнитель

На протяжении последних пяти лет целенаправленно снижается доля зарубежных поставщиков, например, упаковка и отдушки теперь российские. Это даёт возможность быстро перестраиваться и одновременно наращивать объёмы производства. Складские комплексы рассчитаны на хранение около 5 тысяч тонн продукции.

Компания выпускает широкий ассортимент наполнителей всех ценовых категорий и типов — комкующихся, впитывающих, древесных, в том числе по контракту, в общей сложности более 50 SKU. Идёт систематическая работа над новыми видами продукции и улучшением прежних. Не так давно представлен новый наполнитель в премиальной линейке Pi-Pi Bent Deluxe. Компания видит сейчас уникальную для себя возможность для дальнейшего развития.

ООО «НПО Новые Технологии»

Компания тоже входит в число крупнейших и старейших российских производителей, а также имеет собственный карьер с подтверждёнными запасами 3 172 790 м3. Ежемесячная выработка наполнителей — 1,5 тысячи м3. Без существенного обновления оборудования компания может добывать в два раза больше необходимого сырья для производства.

В общем объёме выпуска конечной продукции российское сырьё составляет 70%, импортное — 30%. Ведётся строительство новых производственных помещений общей площадью 1,9 тысячи м2. В них будут выпускаться новые натуральные биоразлагаемые комкующиеся наполнители — от 300 тонн в месяц.

Производство наполнителей — основной вид деятельности компании, поэтому все свободные ресурсы направляются на расширение ассортимента, повышение качества продукции, на обновление и модернизацию производственных процессов. Важный акцент делается на экологических решениях, не только применительно к окружающей среде, но и к продукции.

Ashi Ashi наполнитель

Относительно недавно запущено производство принципиально нового для компании вида наполнителя на основе пищевого и растительного сырья «БАРСИК ToFu Комкующийся». Импортное сырьё составляет в нём всего 5%. Ещё одна новинка компании — наполнитель «БАРСИК Эконом», созданный по инновационной технологии — прессования высокого давления, в результате чего минеральные гранулы поглощают больше влаги и лучше удерживают запах.

Премиальные продукты компании, выпускаемые под ТМ N1 CRYSTAL и N1 NATUREL, производятся только из импортного сырья, их конечная стоимость полностью зависит от курса валют.


Благодарим за помощь в подготовке статьи
компанию Zoki (Киров), Корпорацию «Тавела» (Барнаул).


Продолжение статьи про рынок наполнителей читайте здесь.

Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
Теги

Подписка на журнал

зообизнес в россии

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
X
Подписывайтесь на наш канал
Подписаться сейчас
Подписаться позже
Я уже подписан
X
Подписывайтесь на наш канал
Подписаться сейчас
Подписаться позже
Я уже подписан
X
Подписывайтесь на наш канал
Подписаться сейчас
Подписаться позже
Я уже подписан
X
Подписывайтесь на наш канал
Подписаться сейчас
Подписаться позже
Я уже подписан
Close