Поиск

Наполнители. Импорт

В 2018 году импорт наполнителей для кошачьих туалетов в Российскую Федерацию составил 71 776,38 тонны продукции общей стоимостью чуть больше 3 млрд рублей.

 

Статистика ввоза

Почти треть (27,8%) всего импорта наполнителей в натуральном выражении составляет продукция китайского происхождения. В прошлом году производители из Китая обеспечили российский рынок 19 984,43 тоннами данной продукции, таможенная стоимость которой составила порядка 1,3 млрд рублей, что составляет 41% от общей таможенной стоимости наполнителей, ввезённых в РФ.

Пятёрка лидеров ввезла в страну чуть более 6000 тонн наполнителей, таможенная стоимость которых составила 446 130 700 рублей. В 2018 году самыми крупными импортёрами наполнителей для кошачьих туалетов из Китая стали российские компании:

– ООО «Интермекс» (вес нетто 4 775 931 кг; таможенная стоимость 348 759 894 руб.).
– ООО «Лента» (вес нетто 429 900 кг; таможенная стоимость 35 445 111 руб.);
– ООО «Супрэмо» (вес нетто 282 873 кг; таможенная стоимость 34 195 600 руб.);
– ООО «НПО Новые Технологии» (вес нетто 397 340 кг; таможенная стоимость 32 458 569 руб.);
– ООО «Глинопереработка» (вес нет то 204 751 кг; таможенная стоимость 15 205 386 руб.);
– ООО «Радиус» (вес нетто 222 328 кг; таможенная стоимость 14 261 740 руб.).

Помимо китайских наполнителей, в страну также завозилась продукция из США, Европы и ряда других стран (см. таблицу 1).

Таблица 1. Импорт наполнителей для кошачьих туалетов в РФ по таможенной стоимости и по весу (2018 год)*
(* По данным компании «Радиус» и ФТС)

ПО ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ
Китай 1 257 866 045 руб. 41%
США 365 769 450 руб. 12%
Нидерланды 221 353 805 руб. 7,2%
Германия 196 418 000 руб. 6,4%
Польша 183 590 100 руб. 6%
Остальные 835 742 266 руб. 27,4%
ПО ВЕСУ
Китай 19 984 430 кг 27,8%
США 9 753 755 кг 13,6%
Нидерланды 4 414 685 кг 6,2%
Германия 3 313 615 кг 4,6%
Польша 2 362 600 кг 3,3%
Остальные 31 947 290 кг 44,5%

По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2018 году в страну ввозились различные типы наполнителей: силикагель и смеси на его основе, из активированного бентонита и бентонитовой глины, а также из других минеральных продуктов и материалов растительного происхождения. Наибольшую долю импорта составили смесевые силикагелевые наполнители. Ввоз этой категории из Китая составил 10 182 913 кг (51% от всей продукции в натуральном выражении), из США — 9 393 769 кг (96,3%), из Нидерландов — 3 418 729 кг (77,4%). Также из Китая импортировались наполнители из чистого силикагеля — 6 253 533 кг (31%) и бентонитовой глины 1 982 535 кг (9,9%).

Более полная информация по категориям (типу) наполнителей, ввезённых в РФ в 2018 году, сведена в таблицу 2.

Таблица 2. Импорт наполнителей для кошачьих туалетов в РФ (по категориям/типу, 2018 год)*
(*По данным компании «Радиус» и ФТС)

ПО ТИПУ НАПОЛНИТЕЛЯ
Таможенная стоимость Вес
Китай
Наполнитель из диоксида-кремния (смесь) 749 556 837 руб. (59,6%) 10 182 913 кг (51%)
Наполнитель из диоксида-кремния (силикагель) 393 138 238 руб. (31,3%) 6 253 533 кг (31%)
Наполнитель из активированного бентонита 76 184 224 руб. (6%) 1 350 574 кг (7%)
Наполнитель из бентонитовой глины 32 579 628 руб. (2,5%) 1 982 535 кг (9,9%)
Наполнитель из материалов растительного происхождения 6 321 128 руб. (0,5%) 209 424 кг (1%)
Гигиенический наполнитель из минеральных продуктов 85 990 руб. (0,1%) 5 451 кг (0,1%)
США
Наполнитель из диоксида-кремния (смесь) 349 544 815 руб. (95,6%) 9 393 769 кг (96,3%)
Наполнитель из диоксида-кремния (силикагель) 192 053 руб. (0,1%) 124 кг (0,1%)
Наполнитель из активированного бентонита 7 832 065 руб. (2%) 233 793 кг (2,4%)
Наполнитель из бентонитовой глины 7 046 298 руб. (2%) 114 402 кг (1,1%)
Наполнитель из материалов растительного происхождения 7 046 298 руб. (2%) 11 667 кг (0,1%)
Нидерланды
Наполнитель из диоксида-кремния (смесь) 156 957 665 руб. (71%) 3 418 729 кг (77,4%)
Наполнитель из диоксида-кремния (смесь) 40 308 759 руб. (18%) 632 254 кг (14,3%)
Наполнитель из бентонитовой глины 14 007 484 руб. (6%) 259 157 кг (5,9%)
Наполнитель из бентонитовой глины 10 079 897 руб. (5%) 104 545 кг (2,4%)

 

За качество нужно платить

Среди импортируемых наполнителей для кошачьих туалетов можно встретить продукцию любых категорий, разного качества и ценовых сегментов. Например, технологичные продукты, при изготовлении которых используется высококачественное сырьё, самое современное оборудование и технологии, запатентованные компаниями-производителями. Такие наполнители всегда дороже отечественных, но они обладают рядом уникальных преимуществ.

Сегодня на полках магазинов представлено такое количество наполнителей разных типов и торговых марок, что покупателю трудно сделать выбор. В такой ситуации многие руководствуются лишь стоимостью продукта, выбирая в нынешних условиях меньшую цену.

Но, как известно, скупой платит дважды: за одинаковый период времени расход упаковки дешёвого наполнителя может превышать расход премиального в несколько раз. Эксперты констатируют, что всё больше владельцев кошек переходят с российских наполнителей на импортные. И даже относительно недорогие отечественные древесные наполнители начинают сдавать свои позиции в пользу других органических продуктов. Пока это не носит массового характера, но один из наших собеседников указал на этот набирающий силу тренд. Представители компаний-импортёров премиальных наполнителей отмечают рост продаж за последние несколько лет. «Динамика продаж наших высококачественных брендов от года к году разная, но всегда положительная. Это доказывает, что российский потребитель меняет отношение к своему комфорту, потихоньку начинает понимать толк в качественном наполнителе,  — комментирует генеральный директор компании «Супрэмо» Султан Мавлоназаров.  — Тем не менее, если в 2016 и 2017 годах рост продаж составил более чем 10%, то в 2018 году, в связи со всеми экономическими катаклизмами, мы имели 2% роста по Fresh Step и чуть более 6% по Ever Clean».

 

Работа с потребителями и защита своих интересов

Отмечают представители компаний-импортёров наполнителей и необходимость совместных действий на российском рынке. Это касается и «просветительской» работы с потребителями, и, что не менее важно, отстаивания своих интересов перед государством.

В качестве примера можно привести суд, выигранный прошлым летом ГК «ЗООКОНТИНЕНТ» у таможенной службы Пермского края,  — о размере пошлины на ввозимый компанией силикагель. Напомним, что, согласно таможенному коду ТН ВЭД 28.11, пошлина на стандартный силикагель составляет 2%. Однако таможня Пермского края решила, что импортируемый компанией окрашенный силикагелевый наполнитель для кошачьих туалетов подпадает под другую категорию  — 38.24, имеющую более высокую степень опасности, и, соответственно, взимать с неё следует 5%. И только дойдя до Верховного суда РФ, «ЗООКОНТИНЕНТ» сумел добиться восстановления 2%-й таможенной пошлины.

 

Что дальше?

Говоря о перспективах категории импортных наполнителей на ближайшие пять лет, эксперты не сомневаются в том, что рост продаж продолжится, если грамотно продвигать свой продукт. «Благодаря дальнейшей правильной маркетинговой работе и кропотливому подходу к образованию как покупателей, так и продавцов состоится рост. Будет положительная динамика перехода покупателей от дешёвых наполнителей к более качественным премиальным брендам. Ведь наполнитель — это не просто «товар коту под хвост», а прежде всего гигиена и чистота в доме,  — считает Мавлоназаров.  — А наш российский покупатель из года в год становится более грамотным и требовательным к комфорту и чистоте». Считается, что по доходности для зоомагазинов продажи наполнителей стоят на третьем месте после кормов для кошек и собак. Они являются постоянным расходным материалом и будут актуальны всегда. Это означает, что конкуренция в данном сегменте будет только усиливаться.