Неудачник, добившийся всего

ТЕКСТ: Андрей Ситников

Джек Ма, создавая компанию Alibaba, не был техническим гением, и даже став мультимиллиардером, продолжал бояться гаджетов и не понимал, как устроена Всемирная паутина. Не отличался он и выдающимися предпринимательскими способностями: за свою карьеру, он совершил «тысячу и одну ошибку». Для успеха ему хватило энтузиазма, трудолюбия и предвидения. Книга Кларка Дункана «Alibaba. История мирового восхождения от первого лица» доказывает, что интернет всем даёт возможность взлететь.

Ма Юнь родился в 1964 году в городе Ханчжоу. Ему очень повезло с временем и местом рождения — в 80-е именно провинция Чжэцзян станет колыбелью китайского капитализма. Повезло Ма и с родителями — от них у него красноречие, коммуникабельность и талант нравиться людям. Ещё будут написаны книги о том, как Джек Ма создаёт коллективы и управляет ими, как договаривается и работает с партнёрами, как принимает ключевые решения. А пока такие книги не появились, представляем вашему вниманию общую историю восхождения этого человека на бизнес-олимп. Большим достоинством работы Дункана является то, что в ней отражены приметы времени, складывающиеся по мере чтения в большую и сложную китайскую мозаику, без понимания которой трудно понять успех Ма.

Реформы Дэн Сяопина, начавшиеся в 1978 году, запустили процесс постепенной и дозированной выдачи китайскому населению экономических свобод. Джек Ма своими глобальными проектами через 40 лет довёл эти реформы до логического конца и предложил уже не только Китаю, но всему миру новый «курс партии» — «мир онлайн». Конечно, он был не первым и не единственным на этом пути, но по праву стоит в одном ряду с другими иконами IT-индустрии.

Автор предполагает, что читатели знают биографию героя в общих чертах, задача книги — раскрыть секрет этого человека, понять причины его достижений. Дункан «не заморачивается» строгой структурой текста, порой «грешит» лирическими отступлениями, которые даже украшают книгу, и уравновешивает её документальностью: датами, названиями мест и заведений, в которых проходили важные события, а также цитатами свидетелей.


Дункан Кларк. Окончил Лондонскую школу экономики. Инвестор и ведущий консультант по технологиям и потребительским рынкам Китая, признанный эксперт по интернету и предпринимательству в Китае.
Проработал в Пекине и Шанхае более 20 лет. Привлекался Джеком Ма в качестве бизнес-консультанта.
Автор и соавтор 24 книг. «Alibaba. История мирового восхождения от первого лица», вышедшая в 2016 году, названа «Книгой года» журналом The Economist.


 

Упорный неудачник

Если сжать все выводы книги в одно предложение, то секрет успеха Alibaba Group кроется в характере Джека Ма. В нём сочетаются личная скромность и дерзость в сокрушении стереотипов, невероятное обаяние и твёрдость в отстаивании своих принципов. Одно из главных его достоинств — умение «заманивать» людей и делать их своими адептами. Например, когда Alibaba.com был ещё стартапом и никто, кроме Джека, не предполагал, во что превратится этот проект, он переманил на должность технического директора Джона У, занимавшего пост исполнительного директора Yahoo! — в тот момент уже многомиллиардной компании и самого желанного работодателя в IT-индустрии.

Вот что сказал один из соратников Ма: «Я испытываю к нему сильнейшее уважение за его силу мотивировать людей и способность давать тому, что кажется безнадёжным, удивительные возможности. Он делает так, что окружающие начинают получать удовольствие от жизни».

Свою карьеру Ма начал ещё в юности, бесплатно оказывая услуги гида-переводчика иностранным туристам. Он занимался этим восемь лет, поднаторел в английском и нашёл друзей-иностранцев, которые в будущем ему помогут. Несколько раз он пытался сдать экзамены в престижные вузы, но из-за математики, в которой ничего не понимал, всякий раз проваливался. Пришлось поступить в худший в Ханчжоу университет — педагогический. Уже тогда он говорил своим друзьям, что обязательно разбогатеет и будет завтракать — в одной стране, а ужинать — в другой. После учёбы Ма остался в университете преподавать английский за $12 в месяц. Он много раз поступал в Гарвард — безрезультатно. И наконец, в 1994 году, Ма в возрасте 29 лет пошёл в бизнес, открыв бюро переводов, чтобы помочь местным производителям делать рекламные объявления на английском и находить с их помощью покупателей за границей. Аренда офиса обходилась в $300 в месяц, а выручка составляла чуть больше $20. Чтобы не закрыться сразу, Джек продавал на улицах цветы, книги и пластиковые коврики. Годы спустя с таким же набором товаров стартует Taobao.com, ставший со временем крупнейшим интернет-магазином Китая.

В 1995 году Ма случайно оказался переводчиком в составе китайской делегации, отправленной в США. Там он узнал о существовании интернета и вернулся на родину с компьютером и планом создания первого китайского электронного справочника компаний — China Pages. Чтобы начать бизнес, Ма занял баснословную сумму в $2 тыс. Однако он столкнулся с китайской стеной проблем: местные предприниматели ничего не знали об интернете, кроме того, он в ту пору был невероятно дорогой и медленный. Презентуя свой проект друзьям, Ма загружал одну страницу по три часа.


Если вы расходуете деньги, чтобы решить проблемы, то зачем тогда вообще в этом мире существуют бизнесмены?


Дело шло медленно, прибылью не пахло, и Джек вместе с небольшой группой единомышленников был вынужден подрабатывать созданием сайтов для правительственных структур. Госкомпания China Telecom заинтересовалась его бизнесом и инвестировала в него $185 тыс., а Ма был оттеснён от управления и, по сути, превратился в госчиновника.

Интернет-предпринимательство в стране набирало обороты. Появились китайские порталы аналогичные Yahoo! и крупнейшие из них — Sina, Sohu и NetEase. Примечательно, что многие пионеры интернет-индустрии Китая, в отличие от Джека, получили прекрасное техническое образование и реэмигрировали из США, Гонконга и Тайваня. Они уже имели представление о возможностях и перспективах интернет-индустрии. Ма тоже это понимал, как и то, что ещё немного — и время для реализации его мечты стать великим бизнесменом будет упущено.

 

Рождение легенды

В начале 1999 года Ма решил бросить всё и создать компанию Alibaba, которая позволит китайским производителям и продавцам находить друг друга и заключать сделки онлайн. Идея витала в воздухе, в Калифорнии уже родился аналогичный проект MeetChina.com, получивший более $40 млн инвестиций. У Джека не было денег, чтобы начать дело, зато он находился в Китае и знал потребности и возможности здешней предпринимательской среды. Написав кое-как бизнес-план, он отправился в Кремниевую долину в надежде найти инвестора. Вернулся ни с чем — бизнес-план выглядел непродуманным и рискованным. Согласно легенде, именно тогда он решил больше никогда не писать бизнес-планов. Джек пошёл другим путём: собрал у себя дома знакомых и друзей и предложил им стать сотрудниками и акционерами новой компании. Его заряженность идеей и красноречие (он говорил три часа) позволила убедить семнадцать человек из двадцати трёх присутствовавших, и все вместе они наскребли по сусекам $60 тыс.


Китай изменился из-за нас за последние 15 лет. Мы надеемся, что в последующие 15 лет из-за нас изменится мир.


Особенностью Alibaba.com стал отказ от копирования западных проектов. Джек понимал, что инвесторам нужна понятная бизнес-модель с конкретными способами монетизации, но выбрал другой путь и с самого начала ориентировался только на клиентов. Он настоял на том, чтобы сайт был бесплатным для продавцов и не взимал процентов от продажи. Этот принцип использовался во всех других проектах Alibaba Group. Со временем появятся и платные сервисы, но они возникнут только тогда, когда клиенты будут исчисляться миллионами. В результате большая часть малого бизнеса в Китае не просто использует сайты Alibaba как канал маркетинга, но и полностью зависит от них.

Первое время компания не зарабатывала, хотя и росла китайскими темпами, будущий многомиллиардный бизнес ютился в квартире Джека Ма. Компания оставалась убыточной даже после того, как он нашёл инвесторов: в конце 1999 года $5 млн вложил американский банк Goldman Sachs, а в следующем году $20 млн — японский Softbank. Впрочем, это не помешало Джеку первым из китайских бизнесменов оказаться в 2000 году на обложке Forbs. И только по итогам 2002 года компания впервые показала прибыль в $1.

 

Взлёт

Всё, что происходило потом, кажется чудом. В 2003 году запущен аналог eBay Taobao.com, работающий в сегменте c2c. Благодаря «китайскому» дизайну, наличию собственной платёжной системы AliPay и мессенджеру Wangwang, с помощью которого продавцы и покупатели могли общаться, Taobao.com стал теснить eBay, контролировавший 85% китайского рынка электронной коммерции. Большой вклад в победу над «заморским монстром» внесла система логистики Taobao.com и Alibaba.com. Ма заключил соглашения с крупнейшими в Китае торговыми сетями, благодаря чему значительно сократились сроки доставки товаров, повысилась доступность онлайн-покупок для жителей даже самых отделённых уголков страны. Одновременно началось строительство собственных логистических центров (сегодня их более 20 тыс.). В итоге в 2006 году eBay пришлось закрыть своё китайское подразделение — и безоговорочным лидером рынка (с долей 82%) стал Taobao. В 2007 году Yahoo! купила 43% Alibaba Group за $1 млрд. В 2008 году заработал проект b2c T-Mall, который предлагал китайцам товары многих известных мировых брендов.


Если ты не можешь терпеть своих противников, то точно будешь ими раздавлен… Если ты обращаешься со своими противниками как с врагами — ты уже проиграл в начале игры.


Тысячелетия китайцы были бедными, но когда в XXI веке они стали зарабатывать, то по привычке продолжали экономить на себе. Кризис 2008 года привёл к значительному сокращению китайского экспорта и направил взоры бесчисленных местных производителей на внутренний рынок. Джек Ма с помощью своих интернет-магазинов высвободил потребительскую энергию Китая и оказал решающее влияние на формирование новой модели экономики этой страны, основанной на обслуживании среднего класса, который к 2015 году достиг 500 млн человек.

Покорение мира началось в 2010 году, когда AliExpress предложил жителям других стран простой и удобный способ покупать товары, произведённые в Китае. Этот проект не получил должного развития в США, но был принят на ура в других странах, став особенно популярным в России и Бразилии. Компания постепенно превращалась в глобальную экосистему электронной коммерции. Сначала она только связывала продавцов с покупателями, но с появлением новых технологий в онлайн уходило всё больше функций бизнеса: реклама, маркетинг, логистика, финансы, система рекомендаций. Джек Ма, пожалуй, первый в мире, кто построил умный бизнес, в котором все участники, благодаря технологиям машинного обучения, используют большие данные в режиме реального времени. Большинство оперативных решений принимается компьютером, что позволяет компаниям быстро адаптироваться к меняющимся рыночным условиям и предпочтениям клиентов. Благодаря этим новациям розничная торговля в Китае полностью преобразилась, и то же самое происходит сейчас на глобальном уровне.

В 2014 году было проведено IPO Alibaba Group: компания привлекла на бирже рекордные для мирового бизнеса $21,8 млрд. С 2013 года Джек Ма начал отходить от дел, перестав быть исполнительным директором, а в 2019 году оставил и пост председателя Совета директоров. Стоимость созданной им компании приблизилась к $500 млрд, она входит в десятку крупнейших в мире по капитализации. Сейчас Ма планирует вернуться к тому, с чего начинал, — вновь стать учителем. Его интересы уже на протяжении многих лет смещаются в сторону защиты окружающей среды и здоровья человека.

Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close