Поиск

Неупущенные возможности, или Как «Зооинформ» пережил пандемию

Зооинформ

Беседу вёл: Александр Колчин
Фото: Александра Ли

Сейчас принято как можно чаще хвалить себя за достижения, и делать это чуть ли не в конце каждого дня. Мы в «Зооинформе» решили поговорить о том, что нового и хорошего у нас произошло за последние несколько месяцев. Не для того, чтобы похвастаться, хотя мы довольны итогами первого полугодия. Главным образом для того, чтобы рассказать читателям, какие инструменты и новые возможности для коммуникации и получения информации теперь есть в арсенале. Решили, что лучше всего обо всём этом сможет рассказать директор по развитию «Зооинформа» Юлия Долженкова.

Интересный опыт — интервьюировать коллегу, с которой на связи часов по десять в день. И не потому, что известны ответы почти на все вопросы. А потому что надо определиться, я сейчас беспристрастный журналист или член команды, которому тоже хочется успехами похвастаться.

Как «Зооинформ» пережил пандемию– Коронавирус запер сотрудников многих компаний дома и вынужденно привёл к удалённой работе. Кто-то поймал волну и быстро включился в «удалёнку», для кого-то она стала адом. «Зооинформ» вошёл в удалённый режим работы очень быстро и легко. Как думаешь, почему?
– Мы, вероятно, как никто другой были готовы к удалённой работе. Так сложилось, что большинство ключевых членов команды у нас давно работают из дома, некоторые живут не в России. Мы за много лет привыкли к дистанционным продажам, работе с внештатными авторами, виртуальному общению. Поэтому сама по себе удалёнка не вызвала у нас стресса.

Более того, за время карантина мы даже больше сплотились — по утрам все вместе пьём кофе, делимся хорошими новостями и болями, строим планы, обмениваемся идеями. Эти утренние кофепития всегда очень разные: то можем полчаса обсуждать коронавирус или рассказывать ужасные истории болезни знакомых, а иногда спонтанно начинаем «штормить» и накидываем сто интересных идей про то, как и что нам можно развивать. И это нормально, такая жизнь. Самая большая ценность в этом всём — мы лучше узнаём друг друга и всё больше превращаемся в сплочённую мотивированную команду. Для организации, как наша, я считаю это очень важно.

– Я как раз почувствовал, что люди — одна из сильных сторон «Зооинформа». У каждого много зон ответственности, все готовы подстраховать и помочь.
– Это отчасти сложилось исторически — когда нас было пять человек, мы и журналы писали, и разгружали; и ни разу никто не сказал, что не будет чего-то делать, потому что «не моя работа». И конечно, сейчас команду мы стараемся усиливать постоянно. В локдауне это сделать сложно, и я считаю, нам очень повезло. Прямо перед началом пандемии к нашей команде присоединился ты — и это было очень важной точкой «вхождения в карантин». В критической ситуации на первый план вышла оперативность в подаче информации, и неимоверными усилиями всей редакции мы справились. Я тут имею в виду аврал с потенциальным закрытием зоомагазинов в карантин. Экстремально важно было оставаться на связи почти непрерывно, вспомни, как мы «дежурили», сменяли друг друга, когда у кого-то уже не было сил. Даже по ночам мониторили ситуацию, собирали подписи компаний со всей страны, формулировали письма, аргументировали обращения… И это привело к очень значимому результату. Даже страшно подумать, как сейчас обстояли бы дела в отрасли, если бы события развернулись по-другому.

– В этой борьбе «Зооинформ» действительно выступил лидером и представителем целой отрасли. Насколько я знаю, это был не первый подобный опыт. Получается, что «Зооинформ» — это больше чем просто информационный центр или издательство?
– Буквально перед карантином «Зооинформ» разработал стратегию 2024. Важной её частью будет сдвиг парадигмы от просто издательства к более широкому значению для отрасли. Это и коммуникативная роль, и экспертная, и конечно, объединяющая. Её как раз хорошо проиллюстрировала инициатива по борьбе за зоомагазины — именно в «Зооинформ» звонили, как только появилась угроза, «Зооинформ» смог консолидировать отрасль, помогли дать проблеме широкую огласку в СМИ. С огромной поддержкой многих компаний зообизнеса, конечно.

В общем, в наши стратегические планы входит всё то, что мы всегда и делали. Просто теперь мы будем реализовать это по-другому и в комплексе.

– Кризис во многих компаниях подтолкнул изменения, которые назревали давно. «Зооинформ» тоже начал меняться, причем стремительно. Расскажешь, почему и зачем?
– Компании зообизнеса нам доверяют. Поэтому мы точно знаем, что нужны отрасли. Но это также гигантская ответственность. Чтобы её оправдать, чтобы реализовать все наши функции эффективно, нам нужно меняться. Использовать новые техники, современные инструменты, актуальные ресурсы. Честно говоря, мы немного отстали с этим, многое делали по-старому, но на «сесть и подумать», а главное, сделать, вечно не хватало то времени, то сил.

Когда началась пандемия и остановились передвижения, мы застряли по домам. Я имею в виду постоянно бегущих Татьяну Катасонову и себя, ну вот ты ещё, наша третья «свежая» голова присоединилась. А у нас к тому времени уже была готовая стратегия — мы всей командой ринулись реализовывать всё, что напланировали и о чём мечтали. Пахали и продолжаем это делать как заведённые, никогда столько не работали (смеётся).

– Когда я пришел в «Зооинформ» темп работы меня поразил. До сих пор не всегда понимаю, как можно сделать так много за обычное рабочее время. Скажи, что было важно изменить в работе и почему?
– В первую очередь разобрались с контентом — теперь на нашем сайте информация лучше структурирована, статьи разобраны по рубрикам, кроме того, подкрутили кое-что в технической части для оптимизации.

Преобразования коснулись не только формы, но и содержания. Развили новый формат статей-инсайтов — это беседы с игроками рынка и их рассказом о том, что происходит в бизнесе. Всё началось с «кнопки» коронавирус, где мы оперативно публиковали блиц-интервью, и это так понравилось читателям, что мы продолжаем собирать вести из первых уст. Я думаю, что даже когда коронакризис закончится, это будет самый ценный по содержанию контент. Благодаря в том числе этим материалам, сайт «Зооинформ» читают уже более 13 000 людей из зообизнеса и 40 000 ветеринарных специалистов.Зооинформ подкаст

– Если до недавнего времени «Зооинформ» читали, то с мая 2020 года его начали слушать. У нас появились подкасты. Расскажи немного об этом.
– Это оказался, пожалуй, самый сложный наш проект с точки зрения реализации, потому что это совершенно новая деятельность. И тут нам, конечно, ещё работать и работать.

Примерно год назад вдруг к нам стали обращаться с вопросами о подкасте, в зообизнесе, мол, нет ни одного, с болью, что читать некогда, вы бы записали, а я в машине по пути на работу буду слушать. Мы очень боялись, как могли задвигали подальше мысли о новом и непонятном, но понимали, что надо либо вскакивать в последний вагон либо уже совсем забыть про это направление. И снова спасибо тебе за твой приятный голос и настойчивость. Теперь у нас есть «своё радио» и не только читатели, но и слушатели. И нам даже уже самим нравится то, что получается, а помнишь первые пробы? Когда всё было не то и не понятно было, как сделать «то».

– Конечно помню, были и сомнения, и сложности входа в новый формат! Но сейчас звучать мы стали лучше и нашли интересные формы подачи.
– На канале «Зооинформ» регулярно выходят эпизоды «Будь в курсе» — это новости зообизнеса за неделю, с комментариями и оценкой происходящего. «Читаем вслух» — подкаст по просьбам наших коллег, которым некогда читать журнал, кто привык слушать аудиокниги в машине. Мы озвучиваем самые интересные статьи, и более того — когда материал читает автор он всегда делится своими впечатлениями и инсайтами. Собираемся рассматривать и другие темы.

Слушать и подписаться на нас можно почти на всех платформах, где есть подкасты на Google, ITunes, Яндекс.М, конечно, на сайте «Зооинформ».

Обращусь к читателям. Нам очень важно, чтобы вы нас слушали и давали обратную связь: что нравится и не нравится, в каком форме интереснее, и что было скучно, сколько по времени, о чём хотелось бы узнать.

Мы всему ещё учимся, но раз люди хотят слушать про зообизнес, мы будем про него говорить.

– Благо, «Зооинформу» есть что сказать. И ведь не только российским коллегам?
– Абсолютно верно! Тут я сейчас сажусь на своего коня и расскажу о проекте, которым очень горжусь. И совсем не потому, что руковожу им. В первую очередь потому, что он имеет глобальное значение.

Я говорю о сайте Zooinform на английском языке. Он для инострансайте Zooinform на английскомных компаний, которые интересуются российским зоорынком. Огромное число компаний постоянно к нам обращаются, хотят знать цифры, информацию о выставках, потенциальных дистрибьюторах. Всего этого не разместишь на сайте наших партнёров Global PETS Community. И вот мы создали свой информационный хаб, где те, кто не понимает русского языка и не в состоянии ничего найти в рунете, смогут эту информацию получить.

И она уникальная — мы фокусируемся только на новостях, мероприятиях и ситуации отечественного рынка. Также решили расширить географию нашего информационного поля до всего постсоветского пространства, включили Беларусь, Украину, Казахстан.

Так что, если ваши иностранные поставщики спрашивают вас о нашем рынке, можете смело адресовать их на сайт www.zooinform.global.

Этот проект нам тоже ещё предстоит серьёзно развивать, это продукт, ориентированный на будущее и он просто обязан быть успешным.

– Внутренние изменения подкрепляются в «Зооинформе» и внешними. Меняется дизайн в журнале, подход к рекламным модулям, баннерам на сайте. Мы идём к этому целенаправленно или это требование сегодняшнего этапа в развитии отраслевого агентства?
– Мы хотим выглядеть хорошо. И чтобы те, кто доверяет нам свою рекламу и своё продвижение тоже хорошо выглядели. Поэтому нам приходится и над внешним видом постоянно работать. Тут очень помогли наши утренние встречи за кофе. Идея пришла спонтанно — а давайте делиться интересными рекламными идеями, даже если они не связаны с зоотоварами. Просто чтобы понимать, что люди в мире делают, и искать новые возможности для наших рекламодателей. Я никогда не сомневалась в уникальности членов нашей команды, но честно говоря, не перестаю вот уже больше двух месяцев каждое утро приятно удивляться, как творчески и с каких разных сторон мы все смотрим на эту историю. Не буду вдаваться в подробности, но благодаря такому «банку удачных рекламных идей», мы уже изменили дизайн журнала «Зообизнес в России», теперь он нам ещё больше нравится.

Также скоро сможем предлагать компаниям новые комплексные решения. Приведу пример. Раньше компании обращались к «Зооинформу», хотим прорекламировать продукт, увеличить узнаваемость, посоветуйте, как это лучше сделать. Мы всегда предлагали маркетинговое и дизайнерское решение — где, как часто и что размещать. Сейчас мы готовы делать это ещё более эффективно, используя нашу «библиотеку» интересных, нестандартных, креативных, технологичных образцов рекламы. Вдохновляясь сами и вдохновляя наших клиентов, мы готовы вместе придумывать и реализовывать идеи современной, актуальной и запоминающейся, а значит, эффективной, рекламы. Все мы понимаем, что в нашем мире уже недостаточно просто налепить на картинку морду кошки и поставить мешок корма. Такое тоже работает, но уже не «цепляет». Сейчас нужно истории рассказывать или делать такую рекламу, чтобы человек глядя на неё воскликнул «Ух, ты!». И хотя мы себя креативным агентством не называем, да и не хотим им быть, истории придумывать мы умеем, и разных других идей у нас очень много. Теперь мы можем совместно с компаниями, которым важен имидж и эффективность рекламы, придумывать новые подходы.

– Буквально вчера выставка «ПаркЗоо» объявила о том, что не состоится в этом году. Как «Зооинформ» на это отреагировал?
– У меня лично ощущение большой потери. Но я понимаю, что это осознанное и оправданное решение. Для отрасли это правильно.

И в этой ситуации «Зооинформ» становится основной площадкой для коммуникаций игроков отрасли на ближайший сезон. Мы отреагировали очень оперативно и предложили в первую очередь участникам выставки много интересных инструментов для решения их задач. Это и презентация новинок, и продвижение брендов, и поиск новых партнёров, и поддержка и повышение продаж. Нас читают почти 50 тысяч человек их целевой аудитории! Так что все эти инструменты — самый лёгкий способ общаться с бизнес-аудиторией.

– Давай поговорим ещё об одном новом проекте. Знаю, что «Зоомонитор» сулит невероятные возможности для анализа рынка. Ты куратор этого сервиса, поделись тем, что уже сделано и ожиданиями.Зоомонитор
– Проект, который мы реализовали в экспертном направлении, называется «Зоомонитор».

Пока ничего подобного в зообизнесе нет. Статистика для зоорынка всегда была на вес золота, в зооиндустрии цифрами мало кто делится. Именно поэтому мы сделали Зоомонитор. Сервис позволяет анализировать интернет-запросы товаров для домашних животных, пока только для кошек и собак, в 80 крупнейших городах России. Это, в принципе открытые данные, и «Зоомонитор» — это всего лишь простой инструмент, которые эти данные собирает, фиксирует и сравнивает. Понимание спроса на разные товары в разное время и на разных территориях позволяет анализировать и прогнозировать продажи, подстраивать под спрос ассортимент, создавать тактику своих действий на рынке. Словом, палочка-выручалочка по разным поводам. Компании из отрасли уже активно им пользуются и просят добавлять категории и развивать сервис.

– Во время кризиса «Зооинформ» стал интереснее, информативнее и темп развития снижать мы не собираемся. Но всегда в конце беседы следует спросить — а что дальше?
– Дальше? Много работы, развитие и движение вперёд! У нас отличная команда и трудности её только сплотили, мобилизовали ресурсы и мотивировали нас на небольшие каждодневные подвиги. Печально, что это произошло в сложный для страны и людей момент, но что нас не убивает — делает нас сильнее. Сегодня мы ещё больше уверены в своих силах, возможностях и своей значимости для зооиндустрии. И будем поддерживать и развивать отрасль всеми доступными нам средствами.