Текст: Александр Колчин
Фото: Depositphotos.com
Вечером 22 июля на сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз. Вывоз. Транзит» все заводы Нидерландов, из которых осуществлялся ввоз кормов и кормовых добавок для продуктивных и непродуктивных животных в Россию, оказались в статусе «приостановка сертификации». Экспорт подконтрольных товаров с этих предприятий на территорию РФ в настоящее время приостановлен по уведомлению компетентного органа страны-экспортёра.
Таможенная стоимость ввезённых из Нидерландов в Россию кормов для кошек и собак в 2019 году, по данным компании «Радиус», составила 1,74 млрд рублей. Это 7% от всего ввезённого в Россию корма. Нидерланды традиционно входят в пятёрку лидеров по импорту продукции в этом сегменте. За первые пять месяцев 2020 года Нидерланды поставили в Россию только сухих кормов на сумму почти в 900 млн рублей в таможенной стоимости.
Впервые приостановлен ввоз кормов не с одного или нескольких заводов, что уже бывало в истории российской зооиндустрии, а заблокированы все производители в «кормовом» сегменте целой страны. Разом. Конечно, у этого события есть предыстория. Как нам рассказал Андрей Кудасов, руководитель компаний Global Pet Products и Scholtus Special Products B.V., находящийся сейчас в Нидерландах, в течение 2019-2020 годов Россельхознадзор выявлял в ряде продуктов из Европы незарегистрированные на территории России ГМО-компоненты. В том числе были обнаружены ГМО и в продуктах из Нидерландов. И в адрес соответствующих служб этой страны весной 2020 года было отправлено письмо, в котором российский регулятор просил усилить контроль за качеством продукции.
По словам Андрея Кудасова, после этого контроль на нидерландских предприятиях действительно был усилен, и экспорт попал под жёсткий контроль ветнадзора. Тем не менее в апреле Россельхознадзор опять выявил два случая наличия ГМО-компонентов в поставляемой продукции из Нидерландов. Судя по письму Россельхознадзора, случаи были выявлены на заводе Vobra Diervoeders Loosbroek B.V., который работает с 1932 года и производит сухие корма для кошек и собак CaroCroc, Casa-Fera, Impress Your Dog и Sanimed. А также на заводе P.C. van Tuijl Kesteren b.v, где производят соевую муку для изготовления кормов для поросят, телят и «молочную продукцию» для молодняка продуктивных животных, от молочного порошка до лактозы. Предприятия-нарушители были заблокированы, а сертификацию остальных заводов приостановили до предоставления материалов расследования по всем выявленным фактам нарушений за 2020 год.
«Под запрет попали предприятия Нидерландов, которые являются добросовестными производителями, и к которым не было претензий, — говорит Андрей Кудасов. — Например, Scholtus Special Products B.V. осуществляет должный контроль и не использует в производстве ГМО-компоненты, что мы регулярно подтверждаем, подписывая декларацию. Наша компания и многие другие в полном недоумении».
Ассоциация производителей кормов для домашних животных Нидерландов обратилась к главному ветеринарному врачу Министерства сельского хозяйства страны Кристиане Бруске и попросила её содействия в ускорении процесса проведения проверок и подготовки ответа Россельхознадзору РФ. Бизнесмены даже предлагают свой план выхода из сложной ситуации и готовы, при восстановлении ввоза кормов в Россию, производить анализ на ГМО в уполномоченной лаборатории в Нидерландах первых 5-ти отправок экспортных грузов каждого производителя.
Не надеясь всё же на быстрое решение проблемы, предприятия готовят и запрошенные Минсельхозом Нидерландов отчёты, которые будут изучены и послужат основанием для обращения Агентства по безопасности пищевых продуктов Нидерландов в Россельхознадзор.
Решение о приостановлении ввоза кормов из Нидерландов для российских дистрибьюторов оказалось абсолютной неожиданностью. Как правило, в таких ситуация Россельхознадзор прекращает сертификацию или останавливает ввоз продукции, давая некоторое упреждение по дате, чтобы компании, всё же смогли выполнить обязательства, например, поставить заказчику отгруженную и оплаченную продукцию. Кто-то из российских компаний за отпущенный срок ранее успевал сделать солидный запас товара, найти альтернативное решение. В нынешнем случае для производственников Нидерландов новость была как гром среди ясного неба и отрезала все возможности поставок с 23 июля 2020 года.
По мнению экспертов, с которыми нам удалось поговорить, есть ряд российских предприятий и компаний, которые пострадают от этой ситуации сильнее прочих. Например, ключевые розничные сети и интернет-магазины, которые работают с Jonker Petfood B.V. — крупным изготовителем частных торговых марок.
Из-за ограничений, касающихся ввоза кормов, могут пострадать производители и дистрибьюторы кормов для птиц и грызунов, потому что Нидерланды являются поставщиками сырья №1 для России в этом сегменте.
«Это не первый запрет, и я убеждён, что не последний, — считает председатель правления СПЗ Кирилл Дмитриев. — Решения Россельхознадзора вводят зооиндустрию в «мир случайных чисел» — невозможно предположить, какие заводы, из каких стран закроют, когда закроют и на какой срок. Игрокам рынка непонятна система мониторинга, на основе которой принимаются решения. Результаты анализов, взятых проверяющими органами, предприятиями и дистрибьюторами, не совпадают. Поэтому процедура выявления ГМО должна быть открытой и гласной. Должны быть созданы специальные регламенты. Зообизнес — это сегмент непродуктивных животных, а меряют нас по регламентам индустрии для продуктивных. Я думаю, что пора уже сформулировать позицию отрасли по этому поводу, и выработать понятные правила игры с государством».