Поиск

Новые покупатели эпохи коронавируса

Текст: Наталия Ришина, автор проекта «DOG-ПРОФИ»,
организатор ежегодной Конференции для заводчиков собак и кошек

Фото: Depositphotos.com

Эпидемия коронавируса COVID-19 затронула зообизнес значительно меньше, чем многие другие отрасли. И даже дала новые перспективы.

С первых дней режима самоизоляции ряды собачников и кошатников значительно пополнились новыми владельцами домашних питомцев. Будучи вырванными из привычного ритма жизни, пролистывая ленты соцсетей и видя красивые картинки щенков и котят, российские семьи неожиданно задумались о покупке домашнего животного. Тем более что многие были вынуждены отложить летний отдых, а значит, у них появилась долгожданная возможность уделить время воспитанию питомца. Не стали преградой и условия жёсткой экономии, в которые попали многие россияне в период карантина. Средства для реализации своей детской мечты — приобретения животного — люди нашли, потому что питомец, появившийся в доме в момент общего эмоционального стресса от вынужденного затворничества, помогает коммуникации между всеми членами семьи. В эти два месяца впервые за многие годы ленты социальных сетей были переполнены не предложениями о продаже щенков и котят, а запросами на их приобретение.

Анализируя характер покупок домашних животных в кризис, стремясь выяснить, действительно ли повысился спрос на питомцев и кто и за какие суммы их приобретал, я провела опрос 50 заводчиков собак, 20 заводчиков кошек. Все опрошенные — профессионалы с опытом работы более 10 лет. На момент проведения опроса — с первых дней самоизоляции и до сегодняшнего дня — у всех опрошенных щенки и котята были проданы или находились в резерве. Те заводчики, у которых все собственные щенки/котята были проданы, занимались пристройством животных из дружественных питомников. В ходе опроса каждый заводчик отметил, что такой быстрой и ажиотажной продажи не было никогда, у некоторых питомников появилась возможность выбирать покупателей или поднять цену. Многих заводчиков такой высокий спрос насторожил, но покупатели объясняли интерес вынужденно изменённым образом жизни. В числе опрошенных оказались владельцы питомников, в которых за время изоляции было продано от 10 до 20 животных со средней ценой от 25 до 70 тысяч рублей, в зависимости от породы и качества щенка/котёнка. Также были проданы и высококачественные особи популярных пород по цене свыше 100 тысяч рублей. В то же время заводчики, ранее продававшие животных за границу, были вынуждены снизить цену и продать щенков/котят в пределах страны.

Результаты опроса показали, что особой популярностью пользовались недорогие породистые животные. Хорошо покупали котят и щенков в первые месяцы изоляции: с марта по начало мая. К концу мая интерес к покупке домашних питомцев стал постепенно сокращаться.

С началом июня ситуация изменилась, спрос на щенков опять возрос. В связи с летними каникулами стало больше запросов на покупку собак для детей. При этом многие интересовались именно породистыми щенками высокого уровня. Но заводчикам уже нечего было предложить — большинство животных к этому моменту было распродано. Отсутствие пополнения было вызвано ещё и тем, что во время карантина во многих питомниках не стали проводить запланированные вязки по ряду причин.

Заводчики отмечают, что никогда ещё не наблюдали такого интереса к приобретению домашних питомцев, причём рост продаж наблюдается не только в Москве, но и в регионах. Большинство покупателей не пугают ни перспектива ожидания, ни отсутствие скидок.

Повышение продаж отмечалось не у всех заводчиков, а только в питомниках с хорошей репутацией, с большим стажем работы, а также у тех, кто широко представлен в интернете и умеет качественно предлагать свой товар. У таких заводчиков щенки разъезжались в новые дома сразу же, как только это позволяли условия питомника, а в резерв ставились щенки с ещё не отсохшей пуповиной.

Как правило, питомцы — щенки и котята — приобретались в семьи с детьми и в семьи, где до этого момента не было животных. Пожилые и одинокие люди приобретали собак намного реже, чем семьи. Многие обзаводились четвероногим другом, чтобы получить возможность лишний раз выйти на улицу.

Среди кошек особым спросом пользовались мейн-куны, британцы, голые, абиссинские, шотландские кошки, а среди собак были популярны породы мини, среднего размера и собаки-компаньоны: померанский шпиц, вельш-корги-пемброк, джек-рассел-терьер, русский той, чихуахуа, лабрадор, сиба-ину, японская акита. Собаки крупных пород приобретались в основном в загородные дома.

Как утверждают психологи, приобретение нового животного в семью во многом может быть продиктовано эмоциями. И здесь встаёт одна очень важная проблема, которую особенно хотелось бы подчеркнуть. Среди покупателей, ставших новыми владельцами домашних питомцев в период коронавирусного кризиса, были люди, готовые тратить время на поиски и ждать подходящего щенка или котёнка, но были и те, которым животное требовалось «здесь и сейчас». Люди, купившие собаку или котёнка «на эмоциях», руководствуясь мысленно представляемым себе образом послушного животного «без проблем», могут, столкнувшись с первыми же трудностями, разочароваться в питомце, в результате чего многие животные впоследствии окажутся ненужными.

И в этом случае перед зообизнесом встаёт важная задача — на волне повышенного эмоционального спроса на домашних питомцев поддержать и удержать тех, кто сейчас приобрёл животных. Важно в первые же дни дать новоиспечённому владельцу правильные и ценные рекомендации, оказать помощь и поддержку. Необходимо разъяснить тем, кто на эмоциональной волне стал владельцем домашнего питомца, что животное останется с ними на долгие годы и потребует постоянной заботы и грамотного отношения. Важно с первых дней жизни питомца в доме выделять время на его воспитание, правильный уход и профилактику заболеваний. Культура общения с животным не ограничивается безмерной любовью и бесконечным балованием питомца.

Помочь в этом зообизнес может, используя все уровни общения с владельцами: от просветительской работы на интернет-ресурсах до общения в зоомагазинах. Особенно наглядно два с половиной месяца самоизоляции показали, насколько важно для отрасли поддерживать заводчиков, представляющих качественных животных, ведущих активную работу по повышению грамотности будущих владельцев. Только в таком случае они не будут испытывать разочарований от общения с питомцами и приведут впоследствии в круг грамотных и ответственных владельцев животных своих друзей и близких, таким образом способствуя увеличению продаж зоотоваров. Задача компаний — поддержать тех, кто осознанно или неосознанно стал владельцем домашних животных, пришёл на наш рынок на эмоциональной волне. Если представители зообизнеса будут стремиться понять страхи и опасения владельцев, стараться помочь им решать возникающие вопросы, то отрасль получит стабильный и долгосрочный прилив покупательской активности. Не об этом ли стоит мечтать?