ТЕКСТ: Андрей Ситников
1 июля нынешнего года все торговые предприятия в нашей стране, использующие контрольно-кассовую технику, должны будут перейти на онлайн-кассы. Для остальных — тех, кто на «вменёнке» и «патенте» или же оказывает услуги, «день Х» назначен на 1 июля 2018 года. Владельцы зоомагазинов осведомлены о переменах и сохраняют спокойствие, ожидая развития событий, которые пока не способствуют определённости.
Вступившие 15 июля 2016 года изменения в Закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» вносят пять радикальных изменений:
- Допускаются к использованию только модели ККТ с функцией онлайн-передачи данных.
- В новых или обновлённых кассах должен быть установлен фискальный накопитель (ФН), который заменит электронную контрольную ленту защищённую (ЭКЛЗ). В ФН будут храниться данные о пробитых чеках, и во время проверок налоговые инспекторы смогут их считывать.
- Центры технического обслуживания (ЦТО) прекратят существование, вместо них появятся операторы фискальных данных (ОФД), которые будут получать данные чеков, обрабатывать их и отправлять в налоговую инспекцию. В настоящий момент пять организаций получили на это право (их реестр есть на сайте ФНС).
- В фискальных чеках необходимо будет отображать ставку НДС и товарные позиции.
- По требованию покупателя продавец будет обязан отправить ему чек в электронном виде.
Регистрация онлайн-кассы возможна и в прежнем порядке, и с помощью интернета, для чего нужно зарегистрировать личный кабинет на сайте nalog.ru, оставить заявку, подписав её электронной подписью. Регистрация онлайн-кассы в ФНС бесплатная. Операторы фискальных данных тоже получили право проводить регистрацию, но у них это стоит 2–3 тыс. рублей.
Кому и зачем это нужно?
Всего в России придётся поменять или обновить около 3 млн касс, из них к 1 июля этого года, по подсчётам экспертов, замене или обновлению подлежит примерно 1 млн касс, и ещё 2 млн — к середине следующего года. Зачем нужна эта гигантская операция? Вводя онлайн-кассы, государство намерено помешать бизнесу занижать продажи и, соответственно, налоги. Кроме того, имея возможность в режиме реального времени видеть все кассовые операции на своей территории, налоговые инспекции, вероятно, снизят число выездных налоговых проверок.
Но зачем всё это бизнесу? Первое — чтобы контролировать продавцов и сокращать объёмы воровства, если оно есть. Второе — теоретически должны сократиться ежегодные расходы на обслуживание кассовых аппаратов. В результате эксперимента, проведённого в Москве и ещё в трёх регионах в 2014 году, крупные торгующие организации сократили ежегодные издержки на каждую кассу на 7 тыс. рублей, а малый бизнес — на 3 тыс. Третий плюс — отпадает необходимость в заполнении сразу 9 форм первичной учётной документации. И четвёртый — различные сервисы для бизнеса и сами предприниматели смогут получать данные о продажах, автоматически проводить аналитику и строить прогнозы. Крупные игроки и сегодня всё это делают, а теперь смогут и мелкие. Наверняка появятся мобильные приложения, которые будут показывать владельцу магазина выручку в режиме реального времени.
Расходы и штрафы
Имеющиеся сегодня в продаже онлайн-кассы стоят от 19 до 40 тыс. рублей. Комплект модернизации старых касс, в зависимости от их моделей, обойдётся в 10–20 тыс. рублей, в эту стоимость входит и отдельно приобретаемый фискальный накопитель. Правительство России обещает предприятиям малого бизнеса, которые применяют патентную систему налогообложения или ЕНВД, для компенсации части их расходов на модернизацию касс уменьшить сумму налога, вносимого в бюджет, на 18 тыс. рублей. Соответствующий законопроект, вносящий изменения в Налоговый кодекс, разработан Минфином, но пока не принят.
Для установки и наладки оборудования, а также для обучения персонала большинству торговых точек понадобится привлечение сторонних технических специалистов, такие услуги на платной основе оказывают в том числе продавцы новой ККТ. Кроме того, ежемесячно необходимо будет оплачивать услуги ОФД, абонентскую плату операторы фискальных данных определяют сами, она составит по 3–4 тыс. рублей в месяц на каждую подключённую кассу. И ещё один новый постоянный расход — необходимость регулярной замены ФН. ИП должны будут делать это раз в 36 месяцев, остальные — раз в 13 месяцев.
Таким образом, разовые первоначальные расходы на каждую новую кассу составят от 25 до 50 тыс. рублей, если ориентироваться на цены, которые приводятся сейчас в интернете. Но цены на оборудование непредсказуемы и находятся под большим давлением спроса, который многократно превышает предложение.
Александр Фаткулин, менеджер компании «Авангард Сервис», специализирующейся на продаже и обслуживании ККТ нескольких производителей, сказал, что сегодня онлайн-касс в его компании и в большинстве аналогичных попросту нет в наличии, их можно приобрести только по предварительному заказу, то есть примерно через месяц после оплаты. Он добавил, что несколько перекупщиков заблаговременно (в октябре и ноябре 2016 года) скупили большие партии онлайн-касс и сегодня продают их по спекулятивным ценам — в 2, а то и в 3 раза дороже той стоимости, которая сформировалась в конце прошлого года.
Это подтвердил и Сергей Бушин, генеральный директор компании ООО «АСТОР ТРЕЙД» — производителя ККТ «Меркурий»: «Десять тысяч касс, которые у нас имелись на складе в конце прошлого года, были выкуплены за несколько дней. Заказы, которые мы получили в феврале, будем отгружать в марте. Мы не можем удовлетворить сегодняшний спрос, потому что невозможно быстро увеличить масштабы производства по причине определённого технологического цикла. У нас около 200 поставщиков, такую «телегу» сразу не сдвинешь. Особенно узкое место — фискальный накопитель, его производит только одна компания — ООО «РИК», которая также не может быстро нарастить производство.
Производители онлайн-касс и фискальных накопителей не видели реального спроса на свою продукцию, не вкладывали средства в расширение производства. Соответственно, когда спрос у предпринимателей, выжидавших определённости ситуации, резко вырос, производители оказались к нему не готовы.
Тем более что не утихают разговоры о том, что введение онлайн-касс или отложат, или вовсе отменят, в этом особенно заинтересованы крупные торговые сети: ведь им предстоят огромные расходы. Также большой шум поднялся в регионах, где есть проблемы с интернетом, особенно в сельской местности. Например, в Тюменской области предпринимательское сообщество добилось от местного правительства составления списка из 100 населённых пунктов, в которых торгующим организациям достаточно будет установить ФН.
На значительно возросшую стоимость онлайн-касс повлияло, кроме спекулятивного эффекта, ещё одно обстоятельство. Долгие годы производители ККТ работали на грани рентабельности (5–7%), и теперь у них наконец появилась возможность поднять цены, а за счёт этого вырастет и рентабельность до 15–20%. Виновных в сложившейся ситуации двое.
Виновато, во-первых, государство, которое, не учло особенности национального менталитета и слишком быстро проводит «кассовую реформу». При этом действует непоследовательно. После принятия закона об онлайн-кассах президент В. Путин, а затем и премьер Д. Медведев заявили, что представители малого и среднего бизнеса не должны пострадать от реформы, и обещали, что государство до конца 2016 года примет поправки о компенсации расходов на новые кассы. Однако поправки в Налоговый кодекс так и не были приняты. Может, принятие закона действительно отменят или перенесут?
Второй виноватый — массовый российский предприниматель, то есть владельцы сотен тысяч маленьких магазинов, которые до последнего будут ждать «грома». Все они знают о введении онлайн-касс, но практически ничего не предпринимают в надежде «на авось». А «авось», если реформу не отменят и не перенесут, может обернуться штрафами и даже приостановкой деятельности (см. таблицу). При этом рассматривать дела будут налоговые органы.
Штрафы за неприменение ККТ
Неприменение ККТ (в первый раз)
• организация — от 75 до 100% суммы расчёта, но не менее 30 000 рублей;
• должностные лица (руководитель организации, его заместитель) — от 25 до 50% суммы расчёта, но не менее 10 000 рублей;
• индивидуальный предприниматель — от 25 до 50% суммы расчёта, но не менее 10 000 рублей.
Повторное неприменение ККТ (если сумма расчётов без кассовых чеков составит 1 млн рублей и более)
• денежные штрафы, как и в случае первого неприменения ККТ;
• организации и ИП — приостановка деятельности до 90 суток;
• должностные лица (руководитель, его заместитель) — дисквалификация от 1 до 2 лет.
Штрафы за кассы, не отвечающие требованиям или зарегистрированные с нарушением порядка и сроков регистрации
• организации — предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей;
• ИП и должностные лица организации (руководитель или заместитель) — штраф от 1500 до 3000 рублей.
Штрафы за ненаправление покупателю чека в электронном виде по его требованию
• организации — предупреждение или штраф 10 000 рублей;
• ИП и должностные лица (руководитель или заместитель) — предупреждение или штраф 2000 рублей.
Покупать или подождать?
Сказать определённо, когда и при каких условиях исчезнет дефицит на онлайн-кассы и когда их стоимость не будет спекулятивной, никто не может. Это зависит от объёма и устойчивости спроса. Если в ближайшее время предприниматели в массовом порядке обратятся в специализированные торгово-сервисные компании или напрямую к производителям и оставят свои заявки, то у тех сформируется более точная картина спроса на их продукцию, что и позволит наращивать производство. Сергей Бушин: «Сейчас мы производим около 10 тысяч ККТ в месяц. Если будет устойчивый спрос на протяжении 3–4 месяцев, выйдем на выпуск порядка 60 тысяч. А с ростом объёмов и цены будут снижаться. Если же сохранятся метания на уровне власти или на уровне бизнеса, мы не станем вкладываться в производство». Александр Фаткулин не рекомендует затягивать до лета и ждать более подходящего момента, чтобы купить и установить оборудование: «Не нужно ждать, как всё обернётся, возможно, ближе к лету вы купите втридорога, а возможно, вообще не купите. Ситуация абсолютно непредсказуема».
Реакция зоорынка и возможные последствия
Все зоопредприниматели давно привыкли к реформаторскому зуду государства, считают, что бывали нововведения и похуже, а эти они как-нибудь переживут, тем более, что большинство зоомагазинов в России работают по упрощённым системам налогообложения и для них «день Х» наступит через полтора года. Одни предприниматели выказали спокойствие в связи с грядущими переменами и расходами, другие не скрывают раздражения.
Елена Чучина, совладелец сети московских магазинов «Марквет», сказала, что уже в этом году замене подлежат все кассовые аппараты магазинов сети. Полного понимания, что и как нужно делать, у неё пока нет. Поэтому началась замена только одной кассы, и уже на её примере будут проводиться замены всех остальных.
Генеральный директор сети магазинов «Зоогалерея» Сергей Демченко надеется на возможность апгрейда и дооснащения кассовых аппаратов, это обойдётся примерно в 15 тыс. рублей для каждой кассы: «Мы установили срок — в апреле начнём либо покупать новые кассы, либо делать апгрейд».
Джамиль Валишин, совладелец сети «ВЕТНА», в которой сегодня 62 зоомагазина, с большим раздражением воспринял новость о введении онлайн-касс. Ему единовременно придётся выложить минимум 1,5 млн рублей без всякой, как он считает, пользы для бизнеса. Он заявил, что все эти расходы, естественно, будут переложены на покупателей.
Генеральный директор компании «Пет Ритейл» Александр Олейников сказал, что магазины «Бетховен» будут работать на старых кассах, пока это возможно. Компания рассчитывает на обновление касс, хотя нужного ПО пока нет. Рассматривается и вариант покупки новых касс, тем более что они не сильно дороже обновления — 25 и 22,5 тыс. рублей соответственно, но и новых касс нет в продаже. При этом Александр заметил, что цены по предзаказу на то и другое растут. Если считать по ценам середины февраля, реформа обойдётся сети магазинов «Бетховен» примерно в 4 млн рублей.
Сергей Горбунов, владелец воронежского аквасалона «Арована», подробно ещё не интересовался онлайн-кассами, как и владельцы зоомагазинов «Ксения» из Астрахани, у них есть время. Александр Пантюхин, владелец компании «Зоомаркет Немо» из Ижевска, уже в этом году должен будет перевести на онлайн-кассу свой интернет-магазин. Он подал заявку на приобретение оборудования и ждёт. Елена Макарова из Кирова, владелец сети магазинов Zoki, в этом году должна будет модернизировать три кассы, что потребует примерно 50 тыс. рублей. Но производитель касс, которые установлены в этих магазинах, пока сам не знает точно, как их можно обновить до соответствия новым требованиям, поэтому Елена спокойна. В следующем году ей придётся устанавливать новые онлайн-кассы сразу как минимум в 17 торговых точках, эти затраты она называет «подъёмными», но неприятными. Татьяна Лысых из Воронежа, владелец сети магазинов «Нора», также готовится к замене касс в следующем году, её расходы составят примерно 300 тыс. рублей.
Комментарий Екатерины Бойцовой, генерального директора розничной зоосети «Ле’Муррр»:
«Для такой крупной розничной сети, как наша, процесс перехода на онлайн-кассы будет непростым и достаточно затратным. Нашим двум сетям («Ле’Муррр» и Cats & Dogs) только до июля 2017 года необходимо модернизировать около 100 касс собственной розничной сети, что с подключением составит 2,5–3 млн руб. Вопрос возникает и о возможности купить фискальный накопитель со сроком действия 36 месяцев. Насколько мы знаем, сейчас это только теория, а на практике только один монополист выпускает ФН со сроком действия 13 месяцев и пока не планирует его увеличивать. И это только затраты на первый этап.
Также у нас увеличиваются расходы на содержание онлайн-касс. Почему? Без ЦТО всё-таки не обойтись, т. к. связь ККМ–ОФД–ИННС очень тонкая и вопрос корректного закрытия смены стоит очень остро. ЦТО взаимодействуют с ОФД по всем вопросам сбоев при закрытии смены и корректной передаче данных в ИФНС. При малейшем сбое происходит блокировка ФН, что влечёт за собой покупку и регистрацию нового ФН. Цена вопроса — 9 тыс. руб.
До нововведений у нас стоимость обслуживания ЦТО одной ККМ была 600 руб. в месяц. Теперь к 600 руб. ЦТО добавится 3000 руб. в год — ОФД. А так как покупатель имеет право затребовать электронную версию чека, а мы обязаны выполнить это требование, то, если станет много запросов от покупателей на отправку чеков по СМС, ОФД выставит нам ещё и дополнительный счёт на компенсацию расходов на СМС.
Пока мы не планируем перекладывать эти затраты на стоимость товара.
После введения онлайн-касс мы предполагаем, что наступит некое облегчение в части заполнения учётной документации, а также снизится количество выездных проверок ИФНС.
По поводу сбора информации о продажах и аналитических возможностей, которые мы можем получить, наша учётная система и сейчас позволяет видеть магазин в реальном времени. Также очень важным для любого бизнеса является сохранение коммерческой тайны.
Отдельный разговор по нашим партнёрам-франчайзи. А так как у нас немало магазинов, работающих по этой схеме (более шестидесяти, и их число продолжает постоянно расти), то для нас вопрос их перехода является очень важным. Поскольку это некрупные организации, работающие на системах налогообложения УСН и ЕНВД, переход на онлайнкассы у них будет происходить только к июлю 2018 года. Будем надеяться, что к этому моменту все проблемы, возникающие сейчас, решат, и всё будет происходить проще. Пока наши партнёры этот вопрос только изучают и никаких действий не предпринимают. Мы, в свою очередь, будем готовы помочь им пройти этот непростой этап».
Пользы для себя от введения онлайн-касс никто из опрошенных представителей зообизнеса не видит, разве что сократится время на оформление отчётности. Особых проблем (кроме дополнительных расходов) с введением новых касс никто из предпринимателей пока не ожидает. Но в целом общее отношение зоопредпринимателей к реформе отрицательное. Реформа проводится в неудачное время (кризис в экономике и переход на новую ставку НДС на корма), она плохо подготовлена, не учтены все возможные последствия, и проводится в спешке: новые правила лишены преемственности, не предусмотрены надёжные варианты решения технических задач. Контакты со специалистами налоговых служб, сервисных компаний и производителей тоже не успокаивают, поскольку те сами до сих пор не могут ответить на многие вопросы. Высказываются даже предположения о коррупционной природе реформы. Розница и без того одна из самых белых зон российской экономики, значительно больше налогов из неё не выжать. Напротив, тотальный контроль за магазинами за их же деньги может только ухудшить их положение и сократит налоговые отчисления.
Реформа грозит оказать большое влияние на структуру зоорынка. Как всегда, больше всего пострадают мелкие торговые точки и оптовики, которые с ними работают. Николай Крятов, владелец многопрофильной воронежской зоокомпании «Аква Лайф», заявил: «К 20-му году умрёт большая часть ИП, с которыми я работаю как оптовик, у некоторых из них до сих пор электронной почты нет, следовательно, нет навыков работы с какой-либо сложной техникой. Это удар по очень мелким, это вытравливание их с рынка. Не вся страна — Москва. Если у человека 10 маленьких точек, он может и выживет, а если одна — вряд ли». Елена Макарова допускает, что розничный зоорынок г. Кирова, и так поделённый между тремя крупными сетями, окончательно лишится мелких зоомагазинов: «Они и сейчас выживают с горем пополам, а потом и вовсе уйдут в подполье».
Большая проблема таится в интернет-торговле, например, непонятно, к кому привязывать кассу — к курьеру или к автомашине. Не все интернет-магазины захотят решать эту и другие проблемы, связанные с реформой. И отсюда возникнут проблемы у всего рынка. Не секрет, что сегодня многие небольшие онлайн-продавцы не открывают государству свои истинные продажи, и реформа ещё дальше загонит их в серую или даже чёрную зону, тем более что их бизнес государство с трудом может контролировать, особенно если это маленький интернет-магазин, которых у нас сотни. Напротив, офлайн-магазинам, даже самым мелким, от реформы не скрыться, и они вынужденно понесут все связанные с ней расходы. Многие наши собеседники из числа владельцев офлайн-магазинов подтвердили, что расходы, связанные с реформой, они намерены перенести на цену товаров. Это ещё больше увеличит разницу между ценами в офлайне и онлайне.