Поиск

Паскаль Никельсон: открытое лицо компании Savic («Зообизнес в России» №5’14)

ТЕКСТ: Юлия Долженкова
ФОТО: Юлия Долженкова,
из личного архива Паскаля Никельсона

Очень занятой и невероятно обаятельный человек, он был, пожалуй, первым иностранным зообизнесменом, посетившим Россию в поисках партнёров. Именно с его приезда началась эпоха цивилизованного импорта товаров для домашних животных в Россию. Знакомьтесь — Паскаль Никельсон, руководитель отдела продаж компании Savic.

Паскаль родился в бельгийской деревушке Waregeem, около границы с Францией. Эта часть Бельгии издавна славится большим количеством производств, специализирующихся на изготовлении ковров и текстиля для одежды. Даже сейчас, несмотря на то, что некоторые предприятия закрылись, не выдержав конкуренции с Китаем, здесь нет безработицы.

Родители мальчика занимались бизнесом. А Паскаль, окончив школу, решил пойти учиться на переводчика, но не потому, что хотел стать переводчиком, а просто потому, что очень любил языки.

В дополнение к своему родному фламандскому он выучил французский, английский, немецкий, испанский, итальянский, немного русский и турецкий — однако «книжная» работа была слишком скучна для активного и деятельного парня.

Поработав переводчиком всего полгода, Паскаль Никельсон устроился на предприятие по продаже ковров, но продержался там не слишком долго. В 1985 году он стал менеджером по продажам продукции в компании Savic, затем возглавил отдел продаж, а вскоре был назначен генеральным директором по продажам. Г-н Никельсон гордится тем, что работает в одной фирме уже более 28 лет. В начале его работы экспорт осуществлялся в 17 стран, а сейчас товары Savic продаются в 81 стране мира. И в этом прогрессе «виноват» в большой степени Паскаль — не зря он учился иностранным языкам и умению общаться с людьми.


На Interzoo-2014

Добрый знак на московской «Птичке»

«Однажды в 1993 году мне позвонил заводчик кошек из Брюсселя, — вспоминает Паскаль. — Он сказал, что собирается ехать со своим животным в Москву на выставку, у него переноска Savic, и ему нужны запасные части для неё. Я не только обеспечил запчасти, но и решил поехать вместе с ним…

Выставка проходила на Ленинградском проспекте, организатором был клуб «Кошкин дом», им руководила Наталья Храмешина (Паскаль так легко произносит названия и фамилию по-русски, будто и не прошло этих 20 лет — Прим. авт.). Мне удалось организовать доставку паллеты с образцами нашей продукции. Люди никогда не видели таких товаров, для них это было невероятно интересно. По окончании выставки они подходили ко мне и просили продать образцы. Но я не имел права их продавать, а потому раздавал желающим просто так».


C Натальей Храмешиной, 1993 год

Паскаль до сих пор помнит, как неистово люди благодарили его, некоторые даже плакали от счастья. Это потрясло.

Однако из той поездки г-н Никельсон привёз не только впечатление о сентиментальности российских владельцев животных. Уже на выставке он нашёл двух клиентов. А после шоу переводчик пригласил его съездить на Птичий рынок. Он поехал из чистого интереса, не подозревая, к чему приведёт эта «авантюра». И вдруг прямо у входа случилось странное — входные билеты нужно было бросать в коробку с прорезью из-под… клетки Savic! «Я не имею понятия, откуда она взялась там, эта коробка, но это был добрый знак для меня, — рассказывает Паскаль. — На Птичьем рынке я познакомился с Валентиной Рыбцовой, тогдашней владелицей «Птички» и компании «Артемида». Мы очень быстро договорились и начали работать».


Г-н Никельсон досконально знает процесс производства: и экскурсию по заводу может провести сам…


…и на всех выставках всегда общается с клиентами лично

С этой поездки, со знакомства с Валентиной Рыбцовой начался большой этап, важный не только для компаний Savic и «Артемида», но и для всего российс­кого рынка. Из зарубежных товаров в то время на рынке был один лишь корм Pedigree. Самая передовая на тот момент компания «Артемида» всячески пыталась наладить импорт другой продукции из Европы, но никак не могла найти партнёра, который поверил бы, заинтересовался и начал работать с Россией. Много лет назад, давая интервью нашему журналу, Рыбцова вспоминала: «Сложность заключалась в том, что западные компании не знали нашего рынка и не доверяли нам. Попытки работать через посредников нас не устроили. Дело сдвинулось с мёртвой точки, когда к нам приехал представитель компании Savic и увидел своими глазами, как построена работа. Мы быстро заключили договор, и с этого началось продуктивное сотрудничество с Западом. Дело в том, что в сообщество зоокомпаний, как и в любое другое, трудно попасть. Но уже попав, можно рассчитывать на помощь и поддержку партнёров».

Так неожиданно и стремительно Паскаль Никельсон стал тем самым первым партнёром, «прорубил окно в Европу» для «Артемиды»… В конце 1993 года состоялась первая крупная поставка продукции Savic в Россию.

Если бы не Паскаль, это наверняка был бы кто-то другой, но любознательность и в хорошем смысле слова авантюризм этого человека повернули колесо истории именно в таком направлении.


Паскаль Никельсон, Николас Коларц и Вим Крюкемайер обсуждают детали будущих поставок продукции Savic в Россию

Вскоре после первой поставки товаров Savic начали появляться конкуренты — на российский рынок пришёл Ferplast, затем другие европейские производители. Однако соперничество было относительным — рынок рос, и места хватало всем. У Savic появился второй партнёр — в Санкт-Петербурге: сначала это была «Золотая рыбка», а с 2006 года — компания «Иванко».

После закрытия «Артемиды» угрозы прекращения поставок в Россию для компании Savic не было. Сотрудничество по импорту перешло к компании «Деметра». «Всё прошло очень гладко, так как мы продолжили работать с прежними руководящими менеджерами — с теми, с кем строили бизнес-отношения, кому доверяли. Мы постоянно контактируем, вместе решаем глобальные вопросы и довольны работой», — комментирует г-н Никельсон.

Сейчас Россия для компании Savic — четвёртый по величине экспортный партнёр после Франции, Англии и Германии.

Дуэт велосипеда и бильярда

У Паскаля жена и двое сыновей 30 и 25 лет. Супруга владеет большим текстильным магазином на севере Бельгии. Старший сын имеет историческое и философское образование, работает политическим консультантом.

Бизнес младшего сына — продажа велосипедов под собственной торговой маркой Nichelson. Глава семьи тоже участвует в этом бизнесе, но для него это просто хобби, в основном всеми делами заправляет сын. Паскаль любит велоспорт, летом проезжает каждую неделю по 250 км на велосипеде, украшенном собственной фамилией. Г-н Никельсон в прекрасной форме, в свои 57 лет выглядит подтянуто и спортивно.

Ещё одно его хобби — бильярд. В 15–16 лет Пас­каль был одним из лучших игроков страны, дважды завоёвывал титул чемпиона Бельгии в 3-м дивизионе. Но в профессионалы не пошёл, остался любителем. Сейчас он — член бильярдного клуба и зимой отдыхает, катая шары.

Паскаль очень любит животных. В его семье долго жил золотистый ретривер, но он умер, и какое-то время животных больше не заводили — жена была против, она не большая любительница живности. Однако по прошествии нескольких лет Паскаль снова начал разговор о собаке. Предыдущий пёс жил только на улице, теперь же Паскаль настаивал, чтобы собаку пускали и в дом. Выбрали породу с прекрасным характером — новошотландского ретривера (Nova Scotia Toller Duck Retriever) и нашли компромисс — поставили в доме перегородку Savic между кухней и гостиной, чтобы не допускать питомца туда, где, по представлению хозяйки, ему быть не положено. В результате остались довольны все три стороны, включая полуторагодовалую собаку Эклер, которую в конце концов полюбила и жена.


С семьёй на бельгийском побережье: (слева направо) младший сын Томас, жена Катье, Паскаль, старший сын Саймон с девушкой Терезой, собаки Эклер и Аргос

…У каждой компании есть ценные активы. Паскаль Никельсон, несомненно, является таковым в компании Savic. Он — доброжелательное и очень приятное лицо компании. Развитие и увеличение продаж, завоевание новых рынков — его заслуга. Паскаль прекрасно находит общий, часто — иностранный, язык со всеми и делает это с большой ответственностью и удовольствием.