Поиск

Поставки иностранных ветпрепаратов в Россию в 2022 году

ветпрепаратов
Фото: Freepik

Текст: Беспалов Николай, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

После старта специальной военной операции международная логистика претерпела колоссальные изменения, которые коснулись и поставок ветпрепаратов в Россию, особенно для лечения мелких домашних животных. Произошли разные перемены, начиная с маршрутов и заканчивая оплатой, при этом себестоимость доставки продукции заметно выросла, что сказалось на ассортименте товаров на российском рынке.

Объём и динамика поставок

Общий объём поставок ветеринарных лекарственных препаратов (ВЛП) в 2022 году составил 38,2 млрд рублей (в ценах с учётом стоимости таможенной очистки, включая НДС), при этом динамика относительно 2021 года в рублёвом выражении — 2,8% (рис. 1). Натуральный объём отгрузок вырос за год на 6,8%. Всего в прошлом году в Россию завезли порядка 34 млн упаковок ВЛП. Абсолютные объёмы поставок в 2022 году уступают рекордному показателю 2019 года, который был установлен на фоне изменений в регулировании процесса допуска ветпрепаратов на российский рынок. Но надо констатировать, что отрасли удалось пройти прошлый год без значительных потерь, несмотря на все сложности, с которыми пришлось столкнуться участникам внешнеэкономической деятельности.

Рис. 1. Объём и динамика поставок импортных ветпрепаратов в Россию (кроме отгрузок из стран ЕАЭС),
в ценах с учётом стоимости таможенной очистки, включая НДС

ветпрепаратов

Общую динамику поставок ветпрепаратов определяет всё-таки продукция для сельскохозяйственных животных (СХЖ), на них в 2022 году приходилось более 77% от всего денежного объёма отгрузок. По группе лекарственных средств для СХЖ она в прошлом году была положительной – поставки выросли на 6,9% в рублях. Ввоз препаратов для мелких домашних животных (МДЖ) сократился за год на 9,1%.

Финансовые условия поставок

Логистика в 2022 году существенно подорожала, произошло это из-за того, что маршруты стали длиннее и изменились условия поставок — отправители стали требовать предоплату, дополнительного страхования грузов и т. п. Поменялась и структура платежей по типам валют, в частности, основной объём договоров на отгрузку ветпрепаратов номинирован в рублях. Максимальные объёмы рублёвых платежей зафиксированы в 2019 году, тогда 64% всех ввезённых в Россию иностранных препаратов (с точки зрения денежного объёма) был оплачен российской валютой (рис. 2).

Рис. 2. Структура платежей за поставки ветпрепаратов в Россию по типам валют (в денежном выражении),
кроме отгрузок из ЕАЭС

ветпрепаратов

В 2022 году ситуация изменилась, доля рублёвых платежей упала до 53,5%. Расчёты стали производить в других валютах. Больше всего выросло их количество в долларах США, на них в прошлом году приходилось 19,8% всех транзакций, и это абсолютный максимум за последние шесть лет. Заметно увеличились объёмы сделок в китайских юанях, но значимой доли в общем объёме платежей они пока не занимают. Немногочисленные китайские производители ветеринарных препаратов предпочитали получать оплату за товар в долларах. В смежных отраслях процесс переключения на юани происходит активнее, в частности, объём расчётов в китайской валюте за поставки субстанций для производства лекарств для животных в 2022 году вырос почти в 64 раза. Сейчас это вторая по значимости денежная единица, на которую приходится более 17% всех транзакций.

Разговор о платёжных валютах интересен также в контексте понимания ситуации с ценами на рынке ветпрепаратов. Курс рубля в прошлом году претерпевал значительные изменения, от обвала весной до тотального укрепления летом. К осени ситуация стабилизировалась, и сейчас соотношение рубля к доллару и евро находится на уровне, очень близком к докризисному периоду.

Ситуация на валютном рынке, который штормило весь 2022 год, сказалась на ценовой политике производителей. Средняя стоимость за условную упаковку импортных ВЛП по итогам прошлого года составила 1124,4 рубля, при этом относительно показателей 2021 года она уменьшилась на 43,8 рубля. Динамика средних цен в отношении препаратов, предназначенных для СХЖ и МДЖ, различалась с точностью до наоборот. Если стоимость лекарственных средств для продуктивных животных в 2021 году выросла, то на препараты для питомцев она достигла минимальных за последние пять лет значений. Происходило это на фоне довольно заметной инфляции, цены на зарубежную продукцию для МДЖ по итогам 2022 года выросли на 5,2%. Единственной причиной падения средней стоимости стало прекращение или приостановка поставок ряда ветпрепаратов в Россию, причём речь идёт о нескольких топовых позициях, которые в значительной степени формировали рынок и определяли основные тенденции на нём. Конечно, данные продукты довольно быстро начали замещаться на альтернативы, но всё же полностью этот процесс в прошлом году не завершился.

Рис. 3. Динамика средних цен на ветпрепараты, поставляемые в Россию (кроме отгрузок из стран ЕАЭС),
в ценах с учётом стоимости таможенной очистки, включая НДС

ветпрепаратов

Изменения логистики

Наиболее чувствительными стали последствия санкционных мер, касающиеся логистических ограничений в отношении грузоперевозчиков, ориентированных на российский рынок. Были заблокированы авиационные и морские перевозки, процесс доставки наземным транспортом стал сложнее и дороже.

Поставки ветеринарных препаратов самолётами составляли в докризисный период порядка 7,8% от натурального объёма. После начала СВО доля этого канала упала до 5,9%, в основном грузопоток был перераспределён на автомобильный транспорт, на который сейчас приходится почти 88% всех грузоперевозок. В случае с ветпрепаратами это не критично, т. к. объём отгрузок небольшой, в год в Россию ввозится порядка 15 тысяч тонн лекарственных средств для животных — 500–600 фур. В общем-то организация отправки одного-двух грузовиков в день особых проблем не составляет даже с учётом всех существующих сложностей.

Вслед за логистикой поменялась структура поставок по странам отправления. Во-первых, их стало меньше, если в марте–декабре 2021 года отгрузки велись из 41 государства, то в марте–декабре 2022 года – уже только из 34. Во-вторых, серьёзно изменилась роль разных направлений, так, например, колоссальную динамику показали поставки из Венгрии (рост в 6,8 раз), а из Бельгии они упали на 79% (рис. 4). Венгрия стала абсолютным рекордсменом с точки зрения увеличения поставок ветеринарных лекарственных средств, в частности, из этой страны ввозился в Россию ветпрепарат «Синулокс» («Зоэтис»), который ранее поступал через Бельгию. Также выросли отгрузки продукции из Словакии (в 4,8 раза), Польши (в 4,4 раза) и Уругвая (в 2,9 раза), но в число топовых поставщиков эти страны пока не попадают.

Рис. 4. Структура поставок ветпрепаратов в Россию (по странам отправления)
после 24.02.2022, кроме отгрузок из стран ЕАЭС

ветпрепаратов

Изменения в ассортименте

Как уже говорилось выше, изменения в логистике стали одним из очень важных факторов повышения себестоимости поставок тех или иных ветпрепаратов в Россию, и здесь вполне закономерно произошёл пересмотр ассортимента тех иностранных компаний, которые продолжили свою работу на российском рынке. В 2022 году общее количество международных непатентованных наименований (МНН) зарубежных ветеринарных препаратов составило 303 штуки, это на 35 позиций меньше, чем в 2021 году. Аналогичным образом сократилось число импортируемых торговых марок: в 2022 году их было 556, в 2021 году — 656 (рис. 5). Нельзя сказать, что это абсолютный антирекорд, в 2020 году рынок лекарственных препаратов для животных переживал похожую ситуацию, но в прошлом году проблемы коснулись сразу нескольких топовых наименований.

Рис. 5. Изменение ассортимента поставляемых в Россию иностранных ветпрепаратов,
кроме отгрузок из стран ЕАЭС

ветпрепаратов

Начиная с августа 2022 года в Россию не ввозился абсолютный лидер ветеринарной розницы – инсектоакарицидный ветпрепарат «Бравекто» («МСД»). Похожие проблемы наблюдались в отношении линейки вакцин «Нобивак» той же компании, здесь объёмы отгрузок с июня по октябрь в сумме были втрое меньше обычных показателей. Но к концу года поставки вакцин начали восстанавливаться.

Сложности были и с ввозом препаратов для наркоза, в частности, «Золетила» («Вирбак») и «Телазола» («Зоэтис»). Особенно острой ситуация была летом. В осенне-зимний период отгрузки возобновились, но проблемы с доступностью этих ЛС до сих пор актуальны.

С поставками антибактериальных ветпрепаратов на основе амоксициллина и клавулановой кислоты тоже было непросто. Но это было связано с техническими проблемами у производителей сырья. Серьёзный дефицит антибиотиков также наблюдался на медицинском рынке.

Естественно, указанные препараты замещались на аналоги. Отдельные отечественные лекарственные средства для животных в прошлом году сделали серьёзный рывок в продажах. Но здесь стоит отметить, что, во-первых, не всегда можно оперативно обеспечить выпуск выпадающего объёма импорта, а, во-вторых, далеко не вся номенклатура производится в России. Даже сам административный процесс организации выпуска требует временных и финансовых затрат, не говоря уже о вопросах доступности сырья и наличия патентной защиты у оригинальных продуктов. Так что вопросы полноты ассортимента на рынке ветеринарных препаратов, особенно для домашних животных, будут одними из ключевых в 2023 году.