Производители кормов и импортёры попали под «смертельный» эксперимент

9

В начале февраля в Торгово-промышленной палате состоялось экстренное заседание круглого стола Комитета палаты по развитию АПК. Темой стало проведение на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации широкого перечня товаров. Импортёры и производители кормов стали невольными участниками эксперимента, поскольку в список маркируемых товаров попали и рационы для домашних животных, расфасованные в потребительскую упаковку.

Кирилл ДмитриевВ заседании круглого стола Торгово-промышленной палаты приняли участие представители отраслевых союзов российского агропромышленного комплекса, общественных объединений, региональных торгово-промышленных палат, а также эксперты в области предпринимательства. Зооиндустрию представлял Кирилл Дмитриев, председатель правления СПЗ / председатель Комиссии по зообизнесу «ОПОРЫ России».

Он рассказал о том, что ждёт зооиндустрию в ближайшее время и почему зообизнес должен быстро отреагировать на инициативы Минпромторга России и Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Производители кормов: быть или не быть эксперименту?

Поводом для экстренного собрания бизнесменов стал опубликованный в конце января 2022 года в официальных источниках проект постановления правительства по проведению эксперимента с маркировкой. В отношении кормов для домашних животных он должен стартовать в период с 1 мая 2022 года по 28 февраля 2023 года. Представители отраслей, выразили серьёзную озабоченность происходящим.

Сложность ситуации заключается в том, что внедрение маркировки контрольными идентификационными знаками, направленное на борьбу с контрафактной продукцией, в ряде отраслей не было анонсировано. А основания, в виде анализа незаконного оборота ряда продукции, для проведения такого эксперимента на рынках указанных в проектах Постановлений товаров не были представлены.

Например, по данным Роскачества, фальсифицированных и контрафактных кормов для домашних животных на зоорынке не выявлено. Также нет информации от прокуратуры о возбуждении дел по факту обращения контрафактных и фальсифицированных кормов.

Кирилл Дмитриев: «Производство кормов – сложная вещь. Для изготовления нужно дорогостоящее оборудование, производственные площади, технологии, сырьё. Дорого стоит упаковка. Фальсифицировать продукцию в этом случае экономически не выгодно. Та система дистрибуции, которая сложилась на зоорынке, не даёт возможности распространять контрафактную или поддельную продукцию. Возникает вопрос – для чего воевать с ветряными мельницами, если нет даже самих мельниц, и тратить на это государственные деньги?»

Нужна ли зоорынку маркировка?

Маркировка товаров – не новость на рынке FMCG. Внедрение её в разных отраслях идёт очень активно. Основная задача – убрать контрафакт и фальсификат с рынка за счёт прослеживаемости продуктов. Оператор маркировочных технологий ЦРПТ предполагает к 2025 году маркировать абсолютно все потребительские товары. Планы амбициозные и, по словам Кирилла Дмитриева, нереальные. Однако часть отраслей, например, молочная и табачная, уже живут в новой «маркированной» действительности.

Кирилл Дмитриев: «Для зооиндустрии планы Минпромторга – гром среди ясного неба. Многие компании даже не слышали об этом и не понимают, чем это грозит отрасли. Это беда, которая затронет всех. Решать её нужно срочно и всем вместе».

Процедура введения маркировки начинается проведением эксперимента, во время которого товар определённой категории маркируется в тестовом режиме. На экспериментальный период, в ходе которого должно выясниться, как маркировка влияет на рынок конкретной категории продуктов, выделяются бюджетные средства. Результаты эксперимента в дальнейшем масштабируются на всю отрасль.

В ходе маркировки на упаковку наносится уникальный дата-маркер, который содержит в себе всю информацию о товаре от состава, производителя до даты выпуска. Маркировка позволяет прослеживать путь товара от производителя до торгового прилавка. Потребитель, скачав соответствующее приложение, может считать всю информацию о товаре. Это же может сделать и любой участник цепочки поставок данного продукта.

Дорогая прослеживаемость

По словам Кирилла Дмитриева, Минпромторг убеждает бизнес, что процесс маркировки финансово доступен для любой компании, включая производителей кормов. Министерство готово даже предоставлять бизнесу кредиты под 1% годовых на приобретение оборудования. Однако на примере внедрения «Меркурия» отрасль уже получила опыт и знает, что самое дорогое — это не оборудование, а интеграция системы с существующими складскими и бухгалтерскими программами и обучение сотрудников.

Кирилл Дмитриев: «Один дата-маркер оценивают в 60 копеек. Пусть стоимость этой марки зафиксирована правительством на 15 лет, это не так и мало. На всех этапах оборота продукта у всех участников цепочки поставок и продажи товара должно быть оборудование для считывания информации. Его нужно купить, настроить и поддерживать в рабочем состоянии. Большая часть оборудования импортная, в его производстве на рынке лидируют страны Балтии. Заменить его российским в полной мере пока не предоставляется возможным. В условиях санкционного давления делать ставку на этих производителей недальновидно».

Ещё одним серьёзным последствием введения маркировки являются временные затраты. По сути, нужно вручную отсканировать все отгружаемые или принимаемые товары поштучно. В среднем компания обрабатывает в день сотни тысяч позиций товара. Бизнесу придётся нанимать дополнительных сотрудников или оплачивать увеличившееся количество работы.

По подсчётам экспертов, при оптовой цене недорогих кормов стоимость конечного продукта только за использование дата-маркера вырастет на 8–12 рублей. К этому надо добавить административные расходы, расходы на оборудование и его эксплуатацию.

«Меркурий» — друг, но марочка дороже?

В своём выступлении на заседании ТПП Кирилл Дмитриев обратил внимание собравшихся на то, что в зооиндустрии существует система «Меркурий», разработанная и внедрённая «Россельхознадзором» для прослеживаемости сырья и продукции. Эта система упростила работу импортёров и производителей кормов, а также других представителей зооиндустрии: корма отнесены к наиболее низкой категории товаров по рискам, связанным с пищевой безопасностью, и оформление документов сегодня возложено не на ветеринарных врачей, а на сотрудников компаний после соответствующей аттестации.

«Меркурий» работает, поэтому представляется избыточным вводить систему цифровой маркировки для продукции, которая уже прослеживается в рамках системы «ВетИС».

Кирилл Дмитриев: «Если “Меркурий” и система Россельхознадзора не справляется со своими функциями – не может контролировать прослеживаемость товаров, продовольственную безопасность страны, – давайте проведём аудит их деятельности. Давайте разберёмся, зачем были потрачены миллиарды бюджетных денег для внедрения “Меркурия” и содержания штата сотрудников РСН. Маркировка кормов будет дублировать существующую государственную систему контроля. Серьёзный вопрос – для чего? Сегодня контроль осуществляется за счёт государства, и бизнес почти не несёт затрат и не переносит их на конечный продукт для потребителя. Маркировка существенно нагружает бизнес с точки зрения дополнительных расходов».

Логистические цепочки

В зооиндустрии, в отличие от других отраслей, есть уникальная система дистрибуции товара. Например, в молочной промышленности маркировка наносится на производстве, и товар сразу поступает в торговые сети. На зоорынке существуют производители кормов, дистрибьюторы, крупные оптовые компании, локальные оптовики, розничные сети. И путь продукта от производителя к конечному потребителю гораздо длиннее. Сроки годности кормов для домашних животных иногда составляют до трёх лет, и за это время товар многократно перепродаётся, перегружается и перевозится. Иногда из Москвы во Владивосток, например. А это значит, что когда-то могут возникнуть проблемы со считываемостью дата-маркера, с большим количеством участников цепочки продаж.

Кирилл Дмитриев: «Учитывая специфику отрасли, я предложил провести отдельное рабочее совещание с Минпромторгом и ЦРПТ с привлечением специалистов, экспертов и вообще неограниченного числа участников, чтобы найти решения именно для зооиндустрии».

Что же дальше?

Собрание Комитета палаты по развитию АПК посчитало, что решение о введении обязательной маркировки должно приниматься на основе всесторонней оценки результатов эксперимента по маркировке в других отраслях. Это необходимо, чтобы импортёры и производители кормов и прочих товаров, подлежащих маркировке, получили возможность избежать критических последствий нововведения. Однако на сегодня многие эксперименты в этих сегментах не закончены. Данных о влиянии на бизнес и на рынок фальсификата и контрафакта маркировки нет или недостаточно для принятия решений.

В связи с издержками и рисками введение обязательной цифровой маркировки пищевой продукции должно осуществляться только в том случае, если есть объективная необходимость для регуляторного вмешательства, если цифровая маркировка является наиболее эффективной мерой и выгоды от неё будут существенно превышать затраты и риски.

К настоящему моменту в Российской Федерации сложились порядок и практика введения маркировки, которые не соответствуют международным стандартам регуляторной политики. Эта практика не опирается на объективные данные и предварительную всестороннюю оценку выгод и издержек, вызывает серьёзное беспокойство всех участников потребительского рынка.

Всё это свидетельствует о преждевременности расширения маркировки на другие товарные группы.

В связи со всем вышесказанным в Правительство РФ ТПП направлена резолюция за подписью председателя Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса П.А. Чекмарёва. В резолюции бизнес, не отрицая маркировку продукции как инструмент борьбы с фальсификатом и контрафактом, просит правительство не спешить с введением маркировки в части отраслей и подойти к введению мер контроля, изучив опыт тех отраслей, где маркировка уже введена.

Резолюция

В резолюции заседания круглого стола Комитета ТПП РФ по развитию АПК на тему «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации широкого перечня товаров» Комитет ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса просит Торгово-промышленную палату Российской Федерации направить в Правительство Российской Федерации следующие предложения, призванные облегчить бизнес-процессы поставщиков и производителей кормов и прочих товаров, подлежащих маркировке:

  1. Установить мораторий для проведения экспериментов по маркировке новых товарных групп и расширения номенклатуры маркируемой продукции до получения оценок эффективности уже начатых экспериментов по маркировке и внедрения маркировки молочной продукции, стабилизации эпидемиологической ситуации, а также стабилизации ситуации на потребительском рынке в целом.
  2. Провести оценку экономической целесообразности введения маркировки в других отраслях, в которых уже запущены дублирующие системы прослеживаемости и все этапы производства которой полностью контролируются государством в существующих уже ГИС.
  3. Обеспечить проведение новых экспериментов по маркированию только после проведения обязательной оценки целесообразности введения маркировки, подготовки соответствующего доклада с заблаговременным его направлением, в том числе в адрес экспертных организаций, а также соответствующих отраслевых ассоциаций и союзов в соответствии с утверждённой приказом Минпромторга России от 25.02.2021 №626 методикой.

Подробно о резолюции здесь

Подпишитесь на наш телеграм-канал и получайте важные отраслевые новости в удобном для вас формате.
Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
9
Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close