Текст: Юлия Долженкова
Дом – это новая работа. Большинству сейчас приходится адаптироваться к работе на удалёнке. Для тех, кто не привык, это непросто: то ребёнка надо покормить, то машинка достирала, то зубы надо почистить, потому что вроде с утра забыл…
Мы собрали советы со всего света от людей, которые умудрились организоваться в условиях удалёнки и продолжают продуктивно и мотивированно работать.
Как ни странно, ключевые моменты для повышения продуктивности заключаются в самых неожиданных мелочах. Если вы выберете для себя хотя бы один совет из нашего списка, который поможет вам избежать стресса и достичь цели, мы будем счастливы.
Режим дня
Работая из дома важно сохранять режим, в котором вы жили, работая в офисе. Вставать рано утром, делать зарядку, завтракать, одеваться. Да, когда вы разговариваете по скайпу, не видно, что под столом, но мужчины по всему миру проверяли – наличие брюк и носков, а также обуви, дают правильное ощущение тонуса и профессионализма.
Работать 45-минутными интервалами
Да-да, возвращаемся в школьные годы чудесные. Особенно актуально мамам, чьи дети тоже находятся дома. Концентрируем внимание на работе в течение 45 минут, ни на что не отвлекаясь. Потом можно пойти сварить обед или поиграть с малышнёй, но священные 45-минутные кусочки времени на протяжении дня – только для работы.
Полезно «раскидать» дела по трём категориям: «жизненно важные» (срочные, приоритетные); «необходимые»; «хорошо бы сделать». Разнести собственные и командные проекты – приоритизация последних может зависеть от тайминга коллег и коллективных дедлайнов. Начинать надо с самых важных дел и приступать к следующей группе только после того, как выполнены все более приоритетные.
Авиарежим до обеда
Чтобы эффективно сосредоточиться, можно на определённый период включать авиарежим на смартфоне, например с 9 до 13 часов. Продуктивность повысится ещё больше, если сделать это каждодневной привычкой.
Семья «по-соседски»
В одной квартире работают несколько человек, плюс ещё дети проходят обучение онлайн. Чтобы избавиться от ощущения, что все сидят друг у друга на голове, оптимальным решением будет организовать что-то типа коммунальной квартиры. Создать рабочее пространство для каждого члена семьи. Иногда для этого требуется творческий подход, кому-то придётся пойти на жертвы (например, не смотреть телевизор в определённые часы), но, если домочадцы понимают, что это лучше для всех, выход всегда найдётся.
Есть мнение, что лучшее рабочее место и самые приятные условия надо создавать тому члену семьи, кто больше всех зарабатывает.
Работая из дома в режиме изоляции, люди теряют много общения. Хороший совет: делать короткие перерывы в работе и использовать их, чтобы позвонить родным, друзьям. И глаза отдохнут от компьютера, и отношения будут крепче. Если вы мультизадачны и способны делать несколько дел одновременно, то можно во время разговора ещё и делать растяжку, например, грудных мышц или голеней, опираясь на стол и другие поверхности. Или просто ходить по квартире, главное – двигаться.
Движение по будильнику
Когда родственники и друзья «закончились», а вставать из-за компьютера каждые пару часов и двигаться – по-прежнему необходимо. Домашнее хозяйство вам в помощь. Это может быть что угодно: загрузить стирку в машинку, вытащить чистую посуду из посудомойки, вытереть пыль, пройтись по двору или по квартире и полить цветы, сделать комплекс упражнений. Если боитесь «заработаться», то можно завести будильник на интервалы в два часа для напоминания или вставать из-за компьютера по мере выполнения запланированных задач. По возвращении вам гарантировано больше энергии и энтузиазма для выполнения остальных дел по списку.
Попробовать «временнЫе» блоки
Отличная возможность научиться блокировать определённые временные отрезки для всех своих дел и задач. Продуктивность повышается, если отводить такие периоды для всего – прогулок, чтения, домашних дел и удовольствий. Многим людям это планирование позволяет сконцентрироваться и избежать стресса в конце дня.
Пример. Если надо сделать несколько звонков по работе, звоните «скопом», например, с 11 до 12. То же самое с ответами на письма и другими делами, требующими определённой однотипной концентрации.
Макияж как профессиональный инструмент
Мужчины, можете переходить к следующему пункту. Совет для женщин, которые привыкли носить макияж. Даже если раньше приведение своей внешности «в боевую готовность» вызывало стресс и стоило опозданий на работу, сейчас вряд ли стоить убирать этот пункт из ежедневной рутины. Наоборот, при отсутствии спешки он может приносить большое удовольствие. И уж точно меняется смысл: теперь мы делаем макияж для единственного человека – для себя любимой. Он приобрёл новую «силу»: даёт ощущение подготовленности к работе и профессионализма и позволяет быть в тонусе и сфокусироваться в пространстве, в которым обычно мы спим, едим, расслабляемся.
Мужчины, если вы дочитали до этого места, вашим «инструментом профессионализма» могут стать носки (см. пункт первый).
Успеть до полудня
Выберите три задачи, которые вы завершите до полудня. Даёт осознание того, что сделано, и удовлетворение от законченного дела. Как говорится, «сделал дело – гуляй смело».
Если есть возможность, хорошо бы поставить рабочий стол перпендикулярно окну. В перерывах смотрите на улицу, наблюдайте за людьми и природой. Уже весна, приятно открыть окно и дышать свежим воздухом, слушать щебетание птиц. Чувствовать природу важно для концентрации внимания и для пробуждения креативности.
Руководство пользования гаджетами
Будет полезно прописать правила для всех членов семьи. Телевизор только для вечернего развлечения. Новости читаем утром и перед ужином. (Каждая семья может составить индивидуальный график. Имейте в виду, что психологи рекомендуют не читать новости в течение часа после пробуждения и за час до сна, чтобы без стресса войти в важные фазы – подготовку к позитивному дню и отход ко сну.) Выключать звук телефона и входящей почты во время видеоконференций. Звонки ставить в беззвучный режим, когда семья занимается чем-то вместе (ужин, настольные игры, просмотр фильма, прогулки). Такой подход позволяет сбалансировать время, «зонировать» его, лучше сфокусироваться на работе и получать больше удовольствия от отдыха.
Запах лимона
Помогает мозгу проснуться, включиться в работу и быть в тонусе. Можно добавить пару капель лимонного экстракта в увлажнитель воздуха (диффузор) или просто порезать лимон и поставить рядом с рабочим местом. Перед сном можно «включить» успокаивающий запах лаванды.
Весёлый запрет
Скачайте приложение, блокирующее определённые сайты в выбранное вами время. Мера для совсем слабовольных, но эффективная – физически не сможете пойти отвлекаться на соцсети или играть. К тому же это весело – приложения (например, Forest от Chrome) превращают «воздержание» в занимательную игру, можно даже соревноваться с друзьями.
Звонок лучше написания мейла. Когда нужно решить какой-то вопрос, возьмите телефон и позвоните. Разговаривая, за то же самое время, которое ушло бы на написание письма, вы не только зададите вопрос, но и получите ответ. Приятным и немаловажным бонусом к этому станет личное общение и укрепление взаимоотношений с коллегами.
Продвинутые продажники уверены, что в общении с клиентами ещё большую актуальность приобретает видеозвонок, он лучше простого телефонного звонка. Безусловно, его нужно согласовывать заранее и соблюдать деловой этикет. Впрочем, как и всегда.
В большой семье
Создайте таблицу активностей каждого члена семьи и всех вместе. В неё можно внести рабочее время, чередовать его с «шумными» занятиями, такими как хор или музыка, запланировать тренировки, в том числе совместные. Не забыть про правила домашнего хозяйства, например, «тихий час» или «время работы кухни» – когда все находятся в одном замкнутом пространстве, важно жить в едином режиме, особенно для большой семьи. И для здоровья полезно. Такие дневные расписания помогут разнообразить дни и дать ощущения свободы выбора – хочу такой сегодня будет распорядок, а хочу – этакий.
Делу – время, детям – тоже время
Дети теперь постоянно присутствуют в жизни своих родителей. Даже когда заняты онлайн-уроками. И это замечательная возможность проводить с ними больше качественного времени, узнавать друг друга и дарить радость. Общение с детьми, пусть даже и по расписанию, больше возможностей ответить на их вопросы, пооткровенничать, позволяет лучше сосредоточиться на остальных делах. Осознание того, что дети обласканы и им уделено должное внимание, больше не тяготит и не отвлекает мам от продуктивной работы.
Сам себя не похвалишь, то…
Чтобы не позволить рутине затащить вас в свои топи и оставаться мотивированными каждый день, возьмите за правило хвалить себя почаще.
Микропохвалы помогают оставаться в хорошем настроении весь день. Вовремя начали работать – кто молодец? Я молодец. Дозвонились до клиента, которого давно не могли поймать, – умница! Увидите, как много есть микроповодов улыбнуться самому себе и держать позитивный настрой.
Подводите итоги каждого дня и устраивайте себе пятиминутку гордости, прежде чем встанете из-за стола и переоденетесь в домашнее. Можете даже в ежедневник на ближайшие три недели на каждой странице на 18:00 записать себе вопрос: «Чем я сегодня могу гордиться?». И не завершайте работу, пока не сформулируете минимум три повода для гордости. Так вы отправитесь «домой» в хорошем расположении духа и не будете рычать на домашних.
Можно пойти дальше и награждать себя хорошим призом за выполненную серьёзную задачу, поставленную на 3–5 дней. Приз должен быть достойным – и кто, как не вы сами, знаете, каков самый желанный приз.
И наконец, хвастайтесь достижениями! Расскажите о них домашним, позвоните коллегам, друзьям и дайте им повод повосторгаться вами.
Если у вас есть собственные креативные лайфхаки, как сделать работу на удалёнке более продуктивной и как мотивировать себя каждый день, делитесь ими в комментариях.
Фото: Freepik