Раз, два, три, четыре, пять, в интернет иду искать!

По статистике запросов в «Яндексе», интерес к приобретению мелких домашних питомцев резко взлетел в России с начала пандемии. Но изоляция — не единственный драйвер спроса на грызунов.

Хомяки

Рост интереса к приобретению хомяков стартовал в ноябре 2019 г. и достиг пика в декабре (+ 41%). Это может свидетельствовать о том, что наши соотечественники считают хомяков хорошим новогодним подарком. До середины марта 2020 года спрос снизился до среднего уровня ноября и начал расти во второй половине марта. Майский спрос превзошёл декабрьский, а к июлю запросы в поисковых системах на покупку хомяков снизились, но остались на уровне выше средних.

Запросы на поиск аксессуаров для хомяков демонстрируют иную динамику. В частности, в январе 2020 года клетки для хомяков стали искать на 30% чаще по сравнению с прошлым годом. Вероятно, новоиспечённые владельцы «новогодних» хомяков решили обустроить быт своих питомцев.

С середины марта снова растут запросы на клетки, они достигают пика в середине мая и сохраняются высокими в июне и июле — на 25–30% выше, чем средний показатель 2019 года. Такую же динамику показывают запросы на другие аксессуары для хомяков и наполнители (подстилки). Но к июлю в последнем случае наблюдается снижение активности.

Несмотря на скачкообразный характер распределения запросов по месяцам года на корма для хомяков, уровень запросов в целом вырос примерно на 42% в сравнении с 2019 годом. Но в абсолютных цифрах интерес к кормам значительно ниже интереса к покупке самих животных и аксессуаров для них. Вероятно, корма всё же предпочитают покупать офлайн в специализированном магазине, где можно проконсультироваться со специалистом, либо в супермаркете заодно с продуктами для себя.

Крысы

Невероятный интерес к приобретению крыс в интернете зафиксирован в конце 2019 года, что, вероятно, было связано с наступающим 2020 годом Крысы. Запросы появились уже в сентябре и выросли к ноябрю в полтора раза (на 50%), а к концу года скакнули ещё на 76%.

К марту они снизились и вышли на уровень ноября 2019 года, а к середине мая снова поднялись вверх на 62%.

Интерес к корму для крыс стабильно рос с сентября 2019 года до середины мая 2020 года и увеличился к этому моменту почти в три раза, на 284%. К июлю запросы пошли вниз и снизились на 25%.

Кролики

Кролики в нашей табели о рангах — чемпионы по количеству запросов. Скорее всего, это связано с тем, что они интересуют не только любителей декоративных животных, но и кулинаров.

Бум запросов в конце 2018 и 2019 годов, вероятно, объясняется тем, что декоративные кролики являются весьма популярным новогодним подарком, а недекоративные — новогодним блюдом у россиян.

Динамика запросов 2020 года в целом повторяет тренд по всем мелким млекопитающим: с марта по май мы наблюдали рост на 17%, а затем снижение на 22%.

Морские свинки и дегу

Динамика запросов на приобретение этих животных аналогична тренду по всем мелким млекопитающим.

Запросы на корм для морских свинок начали расти с марта 2020 года, достигли пика в середине апреля (+ 28%), затем снизились. Тем не менее, в мае–июле уровень запросов оставался примерно на 17% выше, чем в среднем по прошлому году.

Среди кормов для морских свинок чаще всего искали Little One и Versele Laga. Корм для дегу показал рост ещё в феврале, достигнув пика (+ 65%) в апреле и снизившись к июлю до февральского показателя.

Клетки для морских свинок активно искали с середины марта с пиком в мае + 74%. Отметим, что запросов на клетки было в разы больше, чем на корма. Помимо покупки, людей интересует также размер клетки, «что должно быть в клетке для морской свинки», «как сделать клетку своими руками». Чаще всего ищут клетки от Ferplast.

Шиншилла

Статистика интереса к шиншиллам несколько выбивается из общего «пандемийного» тренда — к этим животным интерес проснулся чуть позже. По году количество запросов распределятся хао­тично: в марте 2020 года был провал, затем пик в мае (+ 37%, в абсолютных значениях это в два раза выше, чем в прошлом году). А в 2019-м всплеск наблюдался опять же под Новый год.

Корм для шиншилл тоже не совсем соответствует общему тренду. С марта запросы выросли на 23%, затем чуть снизились и достигли пика к августу (+ 28% относительно начала марта, + 4% относительно мая). Но по сравнению со средним показателем 2019 года рост запросов составил 51%!

Спрос на клетки подскочил с середины марта до июня почти на 60%. Затем он незначительно снизился — на 17% в конце июля. Похоже, что в период самоизоляции многие россияне приобрели шиншилл и искали клетки для них. Запросов на клетки, как и в других категориях животных, у шиншилл в два раза больше, чем на корм.

Тренды

Таким образом, статистика «Яндекса» выделяет для нас два витка спроса на мелких млекопитающих в период 2019–2020 годов.

Первую волну можно назвать традиционной — она началась в декабре и связана с тем, что грызуны и кролики приобретались как подарок к Новому году. Что, к сожалению, говорит о не всегда осознанной покупке.

Вторая волна стала особенностью этого года: пушистых питомцев активно покупали с марта по май, в период самоизоляции.

Закономерным продолжением спроса на грызунов в обоих случаях становится интерес к аксессуарам и кормам для них. Владельцы начинают обустраивать быт нового питомца, что обуславливает рост запросов на аксессуары и корма — сразу после волны приобретения животных.

Мы наблюдали рост продаж клеток и аксессуаров после Нового года, а «коронавирусные» приобретения до сих пор отражаются на продажах в соответствующих отделах зоомагазинов. Это подтверждают многие российские производители и поставщики, а по данным маркетплейса «Беру» в категории аксессуаров для грызунов спрос вырос на 238%, продажи клеток и домиков увеличились на 211%.

Отдельно отметим, что относительно почти всех видов животных статистика рисует интересную картину: запросов на клетки в разы больше, чем на корм. Очевидно, выбор питания не вызывает много вопросов у владельцев и решается покупкой в обычном магазине.

Наш мини-опрос владельцев розничных сетей и интернет-магазинов показал, что рост продаж кормов для мелких млекопитающих и грызунов в этом году составил от 20 до 60% по сравнению с аналогичными периодами 2019 года. Рост в категории аксессуаров и подстилок — от 37 до 50%. В среднем же сегмент товаров для мелких млекопитающих в доле продаж магазина составляет от 4 до 7%.

Кто содержит мелких млекопитающих в России

Как правило, любители домашних животных не ограничиваются одним-двумя питомцами или даже животными одного вида. Многие из них содержат своеобразный домашний «зоопарк»: помимо собак и/или кошек в доме могут жить птицы, грызуны, кролики, ежи, хорьки и так далее.

Конечно же, самое большое количество домашних животных в России — это традиционно кошки и собаки. Кошек содержат 63,8% опрошенных, собак — 47,6%. И кошки, и собаки есть у 23,4% респондентов.

В таблице приведены данные опроса МА «Родемакс». Опрос проводился среди владельцев животных вообще, без выделения владельцев собак и кошек. Приведённые данные показывают, сколько из общего количества владельцев животных содержат мелких млекопитающих. Данные отражают усреднённую долю по жителям Москвы и Московской области и Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Как видно из статистики, грызунов держат порядка 19,2% опрошенных, и самые популярные среди них — это хомяки, декоративные крысы и морские свинки. Значительно меньший интерес к шиншиллам (1,9%), песчанкам (1,4%), декоративным мышам (1%) и дегу (0,8%).

Кроликов держит 2,4% владельцев из опрошенных, хорьков всего 0,9%. Ну, а ежи встречаются всего у 0,3% владельцев.

При этом многие опрошенные считают своих питомцев полноценными членами семьи, относясь к ним как к своим детям, порой приписывая им человеческие качества.

При анализе социально-демографических данных владельцев различных видов мелких грызунов было выявлено, что наибольшей популярностью пользуются:

хомяки: владельцы — учащиеся средних школ от 13 до 17 лет и женщины от 30 лет и старше;

декоративные крысы: владельцы — учащиеся средних школ и высших учебных заведений от 15 лет до 21 года и женщины от 30 лет и старше;

морские свинки: владельцы — учащиеся средних школ и высших учебных заведений от 15 лет до 21 года и женщины от 30 лет и старше. В этой группе допускаются исключения: иногда владельцами свинок становятся дети в возрасте 11–12 лет;

владельцами шиншилл, кроликов и куньих являются люди старше 21 года.

*Данные собраны с конца весны по конец лета 2020 года и входят в осенний отчёт МА «Родемакс»

Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close