Текст: Николай Беспалов, директор по развитию
аналитической компании RNC Pharma
В 2020 году российские домохозяйства закупили ветпрепаратов на сумму 20,26 млрд рублей (в розничных ценах, включая НДС). При этом рынок стагнировал, рублёвая динамика относительно 2019 года зафиксирована на уровне –0,2%. Сказывались как погодные аномалии прошлого года, так и последствия пандемии COVID-19, которые выражались в падении доходов населения и общем переключении внимания потребителей на проблемы собственного здоровья.
Объём и динамика рынка ветпрепаратов
Если денежная динамика рынка ветпрепаратов выражалась термином «стагнация», то натуральные объёмы демонстрировали вполне выраженное падение. Относительно 2019 года продажи сократились на 3,4% в минимальных единицах дозирования (МЕД)*. Всего за год в ветеринарных аптеках и зоомагазинах было реализовано порядка 191 млн МЕД (рис. 1).
Влияние перечисленных причин выражалось в серьёзном изменении стандартных сезонных трендов на рынке ветеринарных ЛП (рис. 2). Так, весенний всплеск продаж пришёлся в 2020 году не на апрель, а на март. При этом, несмотря на явное увеличение спроса, в абсолютном выражении продажи не смогли дотянуть до пиковых значений 2019 года. Участники рынка в марте 2020 года продали ветеринарных ЛП практически на 11% меньше (в рублёвом эквиваленте), чем было реализовано по итогам апреля 2019 года.
Осенний сезон тоже оказался весьма нетипичным. Если ранее подъём продаж наблюдался на протяжении трёх месяцев подряд, с августа по октябрь, то в 2020 году пик спроса пришёлся на сентябрь, после чего последовал заметный провал. Характерно, что, несмотря на пиковые показатели спроса, в натуральном выражении в сентябре 2020 года фиксировались весьма умеренные денежные объёмы продаж — сказывалось падение доходов, потребители переключались на покупку более дешёвых аналогов.
Разумеется, несмотря на общие тенденции стагнации, в региональном разрезе на рынке ветпрепаратов наблюдалось некоторое разнообразие. Во-первых, погодные аномалии коснулись не всех, во-вторых, уровень заболеваемости коронавирусной инфекцией различался в разных регионах. И, когда федеральные чиновники решили передать на региональный уровень решение вопросов самоизоляции, ситуация в отдельных субъектах сравнительно быстро нормализовалась.
Тем не менее «в минус» работала всё же большая часть российских регионов. Выраженную положительную динамику в 2020 году демонстрировали всего два федеральных округа из восьми. В частности, в Южном федеральном округе рублёвая динамика продаж ветеринарных ЛП составила относительно 2019 года 9%, а показатель прироста в МЕД достиг 10,5% (рис. 3).
Значительный рост продемонстрировал также Дальневосточный федеральный округ. Здесь за год рублёвый объём рынка увеличился на 10%, правда, натуральные темпы роста не превышали 0,3%. Хуже всего дела шли в Северо-Кавказском федеральном округе (–17% в рублях и –24% в МЕД), а также на территории Северо-Западного федерального округа (–10% и –14%).
Максимальный объём рынка по-прежнему характерен для ЦФО. В 2020 году здесь было реализовано ветеринарных ЛП на 7,1 млрд рублей — это почти 35% от общего объёма по России. Впрочем, динамика продаж была относительно скромной: 1,3% в рублях и –1,9% в МЕД.
Участники рынка ветпрепаратов
В 2020 году на рознично-коммерческом рынке ветпрепаратов была представлена продукция 34 различных стран. Доминирует как в денежном, так и в натуральном выражении продукция российских производителей. Так, отечественные компании занимают 37,7% рынка в рублях и 66,2% в МЕД (рис. 4). При этом за год доля отечественных компаний заметно сократилась, в денежном выражении российские производители потеряли 1,7%, а в натуральном 2%.
Несмотря на это, общая расстановка сил в топ-5 крупнейших стран, поставляющих ветеринарные ЛП, за год не изменилась. Помимо России, это всё те же США, Германия, Франция и Словения. Кстати, ростом рыночной доли могут похвастаться только две страны: за год увеличилась денежная доля рынка у компаний из США (на 2%), а также из Словении (+0,6%).
Последняя на розничном рынке ветеринарных ЛП России представлена всего одной компанией — «КРКА». Фирма за год увеличила продажи на 20% в рублях и по итогам прошлого года занимает десятую строчку рейтинга корпораций (табл. 1).
Табл. 1. Топ-15 корпораций-производителей на российском розничном рынке ветеринарных ЛП
№ | Корпорация | Страна регистрации производителя | Доля на розничном рынке ветеринарных ЛП в 2020 г., %, руб. |
Динамика 2020/2019, %, руб. |
1 | МСД | США | 18,1 | 6 |
2 | Зоэтис | США | 9,9 | 19 |
3 | Агроветзащита | Россия | 9,4 | 0,3 |
4 | Экопром | Россия | 6,9 | 9 |
5 | Берингер Ингельхайм | Германия | 6,8 | 2 |
6 | Апиценна | Россия | 5,9 | –7 |
7 | Эланко | США | 5,7 | –8 |
8 | Байер Хелскэр | Германия | 5,6 | –18 |
9 | Астрафарм | Россия | 5,0 | –1 |
10 | КРКА | Словения | 3,6 | 20 |
11 | Нита-Фарм | Россия | 2,0 | –10 |
12 | Ветбиохим | Россия | 1,9 | –17 |
13 | Агробиопром | Россия | 1,8 | 44 |
14 | Веда | Россия | 1,1 | –9 |
15 | Беафар | Нидерланды | 1,1 | –17 |
Соединённые Штаты были представлены четырьмя компаниями, причём три из них входят в топ-15. Более того, именно американские компании делят два первых места рейтинга. На розничном рынке ветпрепаратов по итогам 2020 года лидирует корпорация «МСД». Она занимает более 18% рынка, при этом демонстрирует рост продаж на 6%. Вторая строчка у «Зоэтиса». Рыночная доля у этого игрока почти в 2 раза меньше, чем у лидера, а вот с точки зрения динамики продаж бывшее подразделение «Пфайзер» показывает один из лучших результатов топа (+19%).
Крупнейший российский производитель — компания «Агроветзащита» — расположился на третьем месте. Он развивался чуть быстрее общих темпов роста рынка (+0,3%), но этого оказалось недостаточно, и компанию потеснили с почётного второго места.
По итогам 2020 года топ крупнейших производителей ветеринарных ЛП включал в себя сразу восемь отечественных компаний. Максимальными темпами роста за данный период характеризовался «Агробиопром». Продажи продукции предприятия относительно 2019 года выросли на 44% в денежном выражении — это абсолютный рекорд рейтинга. Худшую динамику в топе зафиксировала компания «Байер Хелскер», за год продажи её продукции сократились на 18%. Похожий результат демонстрировали ещё два производителя: российский «Ветбиохим» и голландский «Беафар». Продажи по обеим компаниям сокращались синхронно на 17% в рублях.
Структура ассортимента
Несмотря на то что 2020 год выдался весьма нетипичным, лидеры рынка фармгрупп остаются прежними. Первые две строчки занимают инсектоакарицидные и антигельминтные ветпрепараты. При этом на долю инсектоакарицидов приходится почти треть всего рынка. К тому же продажи препаратов группы по итогам года выросли на 4%. А вот спрос на антигельминтики в 2020 году падал, здесь фиксируется –5% в рублях (табл. 2).
Табл. 2. Тop-10 фармгрупп на российском розничном рынке ветеринарных ЛП
№ | Фармгруппа | Доля на розничном рынке ветеринарных ЛП в 2020 г., %, руб. | Динамика 2020/2019, %, руб. |
1 | Инсектоакарицидное средство | 32,9 | 4 |
2 | Антигельминтное средство | 12,8 | –5 |
3 | Противопаразитарное средство | 10,2 | 7 |
4 | МИБП-вакцина | 8,7 | –7 |
5 | Антибиотик | 6,0 | –3 |
6 | Противомикробное средство | 3,1 | –5 |
7 | Гормоны и их антагонисты | 2,5 | –4 |
8 | НПВП | 2,3 | 23 |
9 | Иммуномодулирующее средство | 2,1 | –11 |
10 | Кардиотоническое средство | 1,6 | 18 |
Максимальные темпы роста демонстрировали нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП), здесь продажи выросли на 23%, а также кардиотонические средства (+18%). А хуже всего продавались иммуномодуляторы. Продажи препаратов, представляющих данную группу, за год сократились на 11%.
Топ торговых марок (табл. 3) возглавляют два препарата американской «МСД» — инсектоакарицид «Бравекто» и линейка вакцин «Нобивак». Данные препараты демонстрировали разнонаправленную динамику: продажи «Бравекто» за год выросли на 13%, а вот вакцины в рознице уменьшились на 9%.
Табл. 3. Тop-15 ТМ ветеринарных ЛП на российском розничном рынке
№ | ТМ | Корпорация | Доля на розничном рынке ветеринарных ЛП в 2020 г., %, руб. | Динамика 2020/2019, %, руб. |
1 | Бравекто | МСД | 12,4 | 13 |
2 | Нобивак | МСД | 4,6 | –9 |
3 | Барс | Агроветзащита | 4,5 | 4 |
4 | Мильбемакс | Эланко | 3,6 | –10 |
5 | Инспектор | Экопром | 2,8 | 5 |
6 | Симпарика | Зоэтис | 2,6 | 63 |
7 | Синулокс | Зоэтис | 2,3 | 5 |
8 | Стронгхолд | Зоэтис | 2,3 | 6 |
9 | Пчелодар | Агробиопром | 1,6 | 50 |
10 | РольфКлуб 3D | Экопром | 1,6 | 7 |
11 | Апоквел | Зоэтис | 1,5 | 36 |
12 | Форесто | Байер Хелскэр | 1,5 | –22 |
13 | Милпразон | КРКА | 1,5 | 15 |
14 | Фронтлайн | Берингер Ингельхайм | 1,4 | –22 |
15 | Эурикан | Берингер Ингельхайм | 1,4 | –9 |
Ключевой российский бренд — «Барс» от компании «Агроветзащита» — расположился на третьей строчке, за год продажи линейки средств выросли на 4% в рублях.
В топ-15 торговых марок по итогам 2020 года вошло всего четыре российских ветпрепарата. Из них максимальными темпами роста характеризовалась линейка средств «Пчелодар» от компании «Агробиопром» (+50%). В линии представлено почти полтора десятка разных фармгрупп, а максимальные темпы роста продаж зафиксированы для инсектоакарицида «Пчелодар Бинакар» (рост в 2,4 раза).
Абсолютный максимум с точки зрения динамики в топе тоже принадлежал инсектоакарицидному препарату — «Симпарика» («Зоэтис»). Рублёвый объём продаж последнего за год вырос на 63% в рублях.
Худшая динамика в рейтинге также у препаратов от блох и клещей. «Форесто» (от «Байер Хелскер») и «Фронтлайн» («Берингер Ингельхайм») за год потеряли по 22%. Оба препарата относятся к верхнему ценовому сегменту и в 2020 году испытывали сильное давление со стороны прямых конкурентов.