Розничный рынок ветпрепаратов в России по итогам 2020 года

1

Текст: Николай Беспалов, директор по развитию
аналитической компании RNC Pharma

В 2020 году российские домохозяйства закупили ветеринарных лечебных препаратов на сумму 20,26 млрд рублей (в розничных ценах, включая НДС). При этом рынок стагнировал, рублёвая динамика относительно 2019 года зафиксирована на уровне –0,2%. Сказывались как погодные аномалии прошлого года, так и последствия пандемии COVID-19, которые выражались в падении доходов населения и общем переключении внимания потребителей на проблемы собственного здоровья.

Объём и динамика рынка

Если денежная динамика рынка выражалась термином «стагнация», то натуральные объёмы демонстрировали вполне выраженное падение. Относительно 2019 года продажи сократились на 3,4% в минимальных единицах дозирования (МЕД)*. Всего за год в ветеринарных аптеках и зоомагазинах было реализовано порядка 191 млн МЕД (рис. 1).

Влияние перечисленных причин выражалось в серьёзном изменении стандартных сезонных трендов на рынке ветеринарных ЛП (рис. 2). Так, весенний всплеск продаж пришёлся в 2020 году не на апрель, а на март. При этом, несмотря на явное увеличение спроса, в абсолютном выражении продажи не смогли дотянуть до пиковых значений 2019 года. Участники рынка в марте 2020 года продали ветеринарных ЛП практически на 11% меньше (в рублёвом эквиваленте), чем было реализовано по итогам апреля 2019 года.

Осенний сезон тоже оказался весьма нетипичным. Если ранее подъём продаж наблюдался на протяжении трёх месяцев подряд, с августа по октябрь, то в 2020 году пик спроса пришёлся на сентябрь, после чего последовал заметный провал. Характерно, что, несмотря на пиковые показатели спроса, в натуральном выражении в сентябре 2020 года фиксировались весьма умеренные денежные объёмы продаж — сказывалось падение доходов, потребители переключались на покупку более дешёвых аналогов.

Разумеется, несмотря на общие тенденции стагнации, в региональном разрезе на рынке наблюдалось некоторое разнообразие. Во-первых, погодные аномалии коснулись не всех, во-вторых, уровень заболеваемости коронавирусной инфекцией различался в разных регионах. И, когда федеральные чиновники решили передать на региональный уровень решение вопросов самоизоляции, ситуация в отдельных субъектах сравнительно быстро нормализовалась.

Тем не менее «в минус» работала всё же большая часть российских регионов. Выраженную положительную динамику в 2020 году демонстрировали всего два федеральных округа из восьми. В частности, в Южном федеральном округе рублёвая динамика продаж ветеринарных ЛП составила относительно 2019 года 9%, а показатель прироста в МЕД достиг 10,5% (рис. 3).

Значительный рост продемонстрировал также Дальневосточный федеральный округ. Здесь за год рублёвый объём рынка увеличился на 10%, правда, натуральные темпы роста не превышали 0,3%. Хуже всего дела шли в Северо-Кавказском федеральном округе (–17% в рублях и –24% в МЕД), а также на территории Северо-Западного федерального округа (–10% и –14%).

Максимальный объём рынка по-прежнему характерен для ЦФО. В 2020 году здесь было реализовано ветеринарных ЛП на 7,1 млрд рублей — это почти 35% от общего объёма по России. Впрочем, динамика продаж была относительно скромной: 1,3% в рублях и –1,9% в МЕД.

Участники рынка

В 2020 году на рознично-коммерческом рынке ветеринарных ЛП была представлена продукция 34 различных стран. Доминирует как в денежном, так и в натуральном выражении продукция российских производителей. Так, отечественные компании занимают 37,7% рынка в рублях и 66,2% в МЕД (рис. 4). При этом за год доля отечественных компаний заметно сократилась, в денежном выражении российские производители потеряли 1,7%, а в натуральном 2%.

Несмотря на это, общая расстановка сил в топ-5 крупнейших стран, поставляющих ветеринарные ЛП, за год не изменилась. Помимо России, это всё те же США, Германия, Франция и Словения. Кстати, ростом рыночной доли могут похвастаться только две страны: за год увеличилась денежная доля рынка у компаний из США (на 2%), а также из Словении (+0,6%).

Последняя на розничном рынке ветеринарных ЛП России представлена всего одной компанией — «КРКА». Фирма за год увеличила продажи на 20% в рублях и по итогам прошлого года занимает десятую строчку рейтинга корпораций (табл. 1).

Табл. 1. Топ-15 корпораций-производителей на российском розничном рынке ветеринарных ЛП

Корпорация Страна регистрации производителя Доля на розничном рынке ветеринарных ЛП в 2020 г.,
%, руб.
Динамика
2020/2019,
%, руб.
1 МСД США 18,1 6
2 Зоэтис США 9,9 19
3 Агроветзащита Россия 9,4 0,3
4 Экопром Россия 6,9 9
5 Берингер Ингельхайм Германия 6,8 2
6 Апиценна Россия 5,9 –7
7 Эланко США 5,7 –8
8 Байер Хелскэр Германия 5,6 –18
9 Астрафарм Россия 5,0 –1
10 КРКА Словения 3,6 20
11 Нита-Фарм Россия 2,0 –10
12 Ветбиохим Россия 1,9 –17
13 Агробиопром Россия 1,8 44
14 Веда Россия 1,1 –9
15 Беафар Нидерланды 1,1 –17

Соединённые Штаты были представлены четырьмя компаниями, причём три из них входят в топ-15. Более того, именно американские компании делят два первых места рейтинга. На розничном рынке по итогам 2020 года лидирует корпорация «МСД». Она занимает более 18% рынка, при этом демонстрирует рост продаж на 6%. Вторая строчка у «Зоэтиса». Рыночная доля у этого игрока почти в 2 раза меньше, чем у лидера, а вот с точки зрения динамики продаж бывшее подразделение «Пфайзер» показывает один из лучших результатов топа (+19%).

Крупнейший российский производитель — компания «Агроветзащита» — расположился на третьем месте. Он развивался чуть быстрее общих темпов роста рынка (+0,3%), но этого оказалось недостаточно, и компанию потеснили с почётного второго места.

По итогам 2020 года топ крупнейших производителей ветеринарных ЛП включал в себя сразу восемь отечественных компаний. Максимальными темпами роста за данный период характеризовался «Агробиопром». Продажи продукции предприятия относительно 2019 года выросли на 44% в денежном выражении — это абсолютный рекорд рейтинга. Худшую динамику в топе зафиксировала компания «Байер Хелскер», за год продажи её продукции сократились на 18%. Похожий результат демонстрировали ещё два производителя: российский «Ветбиохим» и голландский «Беафар». Продажи по обеим компаниям сокращались синхронно на 17% в рублях.

Структура ассортимента

Несмотря на то что 2020 год выдался весьма нетипичным, лидеры рынка фармгрупп остаются прежними. Первые две строчки занимают инсектоакарицидные и антигельминтные препараты. При этом на долю инсектоакарицидов приходится почти треть всего рынка. К тому же продажи препаратов группы по итогам года выросли на 4%. А вот спрос на антигельминтики в 2020 году падал, здесь фиксируется –5% в рублях (табл. 2).

Табл. 2. Тop-10 фармгрупп на российском розничном рынке ветеринарных ЛП

Фармгруппа Доля на розничном рынке ветеринарных ЛП в 2020 г., %, руб. Динамика 2020/2019,
%, руб.
1 Инсектоакарицидное средство 32,9 4
2 Антигельминтное средство 12,8 –5
3 Противопаразитарное средство 10,2 7
4 МИБП-вакцина 8,7 –7
5 Антибиотик 6,0 –3
6 Противомикробное средство 3,1 –5
7 Гормоны и их антагонисты 2,5 –4
8 НПВП 2,3 23
9 Иммуномодулирующее средство 2,1 –11
10 Кардиотоническое средство 1,6 18

Максимальные темпы роста демонстрировали нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП), здесь продажи выросли на 23%, а также кардиотонические средства (+18%). А хуже всего продавались иммуномодуляторы. Продажи препаратов, представляющих данную группу, за год сократились на 11%.

Топ торговых марок (табл. 3) возглавляют два препарата американской «МСД» — инсектоакарицид «Бравекто» и линейка вакцин «Нобивак». Данные препараты демонстрировали разнонаправленную динамику: продажи «Бравекто» за год выросли на 13%, а вот вакцины в рознице уменьшились на 9%.

Табл. 3. Тop-15 ТМ ветеринарных ЛП на российском розничном рынке

ТМ Корпорация Доля на розничном рынке ветеринарных ЛП в 2020 г., %, руб. Динамика
2020/2019,
%, руб.
1 Бравекто МСД 12,4 13
2 Нобивак МСД 4,6 –9
3 Барс Агроветзащита 4,5 4
4 Мильбемакс Эланко 3,6 –10
5 Инспектор Экопром 2,8 5
6 Симпарика Зоэтис 2,6 63
7 Синулокс Зоэтис 2,3 5
8 Стронгхолд Зоэтис 2,3 6
9 Пчелодар Агробиопром 1,6 50
10 РольфКлуб 3D Экопром 1,6 7
11 Апоквел Зоэтис 1,5 36
12 Форесто Байер Хелскэр 1,5 –22
13 Милпразон КРКА 1,5 15
14 Фронтлайн Берингер Ингельхайм 1,4 –22
15 Эурикан Берингер Ингельхайм 1,4 –9

Ключевой российский бренд — «Барс» от компании «Агроветзащита» — расположился на третьей строчке, за год продажи линейки средств выросли на 4% в рублях.

В топ-15 торговых марок по итогам 2020 года вошло всего четыре российских препарата. Из них максимальными темпами роста характеризовалась линейка средств «Пчелодар» от компании «Агробиопром» (+50%). В линии представлено почти полтора десятка разных фармгрупп, а максимальные темпы роста продаж зафиксированы для инсектоакарицида «Пчелодар Бинакар» (рост в 2,4 раза).

Абсолютный максимум с точки зрения динамики в топе тоже принадлежал инсектоакарицидному препарату — «Симпарика» («Зоэтис»). Рублёвый объём продаж последнего за год вырос на 63% в рублях.

Худшая динамика в рейтинге также у препаратов от блох и клещей. «Форесто» (от «Байер Хелскер») и «Фронтлайн» («Берингер Ингельхайм») за год потеряли по 22%. Оба препарата относятся к верхнему ценовому сегменту и в 2020 году испытывали сильное давление со стороны прямых конкурентов.

Перейти на страницу автора

Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
1
Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close