Поиск

Розничный рынок препаратов для ветеринарной дерматологии

кожные заболевания животных

Текст: Николай Беспалов, директор по развитию
аналитической компании RNC Pharma

Средства для лечения кожных заболеваний — одна из важнейших групп, которая формирует рынок ветеринарных препаратов (в рамках данного обзора анализировались все ветпрепараты в составе группы D — препараты для лечения заболеваний кожи по классификатору ВОЗ). По денежному объёму продаж медикаменты, используемые в ветеринарной дерматологии в рознице, стабильно входят в топ-5 основных фармакотерапевтических групп с долей по итогам января–июля 2021 года на уровне 3,7%. Данная группа препаратов демонстрирует в текущем году внушительную динамику продаж относительно января–июля 2020 года. Рост зафиксирован на уровне порядка 12% (в рублях) — при том что весь розничный рынок ветпрепаратов за тот же период показал прирост всего на 5%.

Объём и динамика рынка препаратов

Суммарный объём продаж препаратов, используемых в ветеринарной дерматологии, составил по итогам января–июля 2021 года 484,8 млн рублей (в розничных ценах с учётом НДС). Относительно аналогичного периода 2020 года рынок ветеринарных препаратов в рублях вырос на 11,7% (рис. 1). Причём рост в основном обеспечивался не столько повышением спроса, сколько инфляцией и переключением потребителей на более дорогие препараты. Так, средняя цена в расчёте на 1 минимальную единицу дозирования (МЕД)1 составила по итогам января–июля 2021 года 133 рубля, тогда как годом ранее не превышала 124 рублей.

Рис. 1. Объём и динамика розничного рынка дерматологических ветпрепаратов в России*
RNC Pharma
* Линейная диаграмма отражает объём рынка в натуральных величинах, цифры соответствуют конкретным периодам.

Минимальные единицы дозирования (МЕД) — общее количество таблеток, флаконов, ампул и других лекарственных форм, входящих в потребительские упаковки.


Натуральный объём продаж также демонстрировал тенденцию к росту. Однако он существенно отставал от рублёвых показателей: при расчёте в МЕД положительная динамика составила 3,9%. Несмотря на относительно небольшой прирост, важно отметить, что это, опять же, существенно опережает средние показатели роста по ветеринарному ретейлу в целом. Последний за рассматриваемый период продемонстрировал в МЕД отрицательный прирост на уровне 4,5%.

Правда, если сравнивать результаты по рынку препаратов для ветеринарной дерматологии в текущем году с результатами работы отрасли по итогам 2020 года, то придётся констатировать существенное сокращение натуральных темпов роста. Объясняется это повышенным спросом на антисептические препараты, который наблюдался в 2020 году за счёт ажиотажа, связанного с первыми волнами коронавирусной инфекции. В то время речь чаще всего шла о продукции нижнего ценового сегмента. Поэтому прошлый год, несмотря на внушительный рост натурального объёма продаж, не блистал успехами в области денежных показателей. Сейчас ситуация нормализовалась, вернувшись к целевому потреблению соответствующих препаратов в соответствии со стандартными сезонными особенностями.

В отношении региональных особенностей спроса снова приходится констатировать абсолютное доминирование Центрального Федерального округа (ФО). Здесь по итогам т. н. «сдвинутого года» (период с августа 2020-го по июль 2021 года) было реализовано дерматологических препаратов на сумму 271,6 млн рублей (рис. 2), или 32% от общего денежного объёма рынка. Примерно такую же долю округ занимает и в отношении натурального объёма потребления. Правда, несмотря на объём, уровень средних цен на дерматологические препараты в рамках ЦФО был отнюдь не рекордным. В среднем потребители здесь тратят на покупку 125 рублей в расчёте на одну МЕД. Это, к слову, соответствует средней цене в рамках анализируемого периода с августа 2020-го по июль 2021 года по стране.

Рис. 2. Региональная структура розничного рынка дерматологических ветпрепаратов в России за период август 2020-го — июль 2021 года
обзор препаратов

Меньший размер средних цен фиксировался всего в двух регионах. В Приволжском ФО потребители оставляли за 1 минимальную единицу 124 рубля — регион занимает второе место с точки зрения денежного объёма рынка. А минимальный ценник был зафиксирован в Южном ФО. Здесь потребители отчётливо экономят, и стоимость в расчёте на МЕД составляет порядка 76 рублей. Юг России интересен ещё и тем, что здесь препараты для ветеринарной дерматологии потребляются значительно чаще среднего по стране. Вероятнее всего, сказываются климатические особенности региона. С точки зрения натурального объёма продаж округ обгоняет Приволжский ФО и занимает второе место после ЦФО. Всего за рассматриваемый период тут было реализовано 1,4 млн МЕД.

Максимальный ценник по анализируемой группе препаратов мы зафиксировали в рамках Дальневосточного ФО — средняя цена составила 195 рублей. В то же время регион едва ли может похвастаться значительным объёмом рынка и с точки зрения денежного объёма продаж за взятый период находится на третьем месте с конца.

Характеристики рынка препаратов для ветеринарной дерматологии

В ретейле, естественно, доминируют медикаменты, используемые в ветеринарной дерматологии, предназначенные для лечения домашних животных. На них по итогам периода с августа 2020-го по июль 2021 года приходится 86,8% от общего объёма рынка ветеринарных препаратов в денежном выражении (рис. 3). Натуральная доля продукции для МДЖ ещё больше, по итогам периода она зафиксирована на уровне 88,6%. Характерно, что по сравнению с показателями периода с августа 2019-го по июль 2020 года доля препаратов для непродуктивных животных заметно выросла как в денежном, так и в натуральном выражении. На тот момент дерматологические препараты для СХЖ занимали в общем объёме рынка 15,8% в рублях и 15,7% в МЕД.

Рис. 3. Структура розничного рынка дерматологических ветпрепаратов в России по типам животных за период август 2020-го — июль 2021 года
ветеринарной дерматологии

Как в отношении денежного объёма продаж, так и в натуральном выражении абсолютным лидером среди дерматологических препаратов является группа D11 — прочие препараты для лечения заболеваний кожи (рис. 4). На неё приходится 41,2% от общего объёма продаж в рублях и порядка 61,4% в МЕД. Причём группа по факту представлена всего двумя наименованиями продукции, из которых 99,9% приходится на «Апоквел» — противозудный препарат компании «Зоэтис».

Рис. 4. Структура розничного рынка дерматологических ветпрепаратов в России по АТС-группам за период август 2020-го — июль 2021 года
противозудные препараты

Вторая по значимости группа среди препаратов, используемых в ветеринарной дерматологии, — D06 — антибиотики и химиотерапевтические средства. На неё приходится 19% денежного и порядка 15% натурального объёма рынка ветеринарных препаратов. Здесь наибольшее значение имеют препараты тетрациклина, а лидирует в продажах «Террамицин» всё той же американской «Зоэтис». Важно также отметить, что в отношении антибактериальных препаратов в ветеринарной практике часто используются препараты для медицинского применения, естественно, если речь не идёт об использовании специфических лекарственных форм.

Замыкает тройку наиболее значимых групп дерматологических препаратов раздел D08 — антисептики и дезинфицирующие препараты. На него приходится 17,9% в денежном и 10% рынка в натуральном выражении соответственно. Также для лечения дерматологических заболеваний используют противогрибковые препараты, кортикостероиды, дерматопротекторы и др.

Конкурентное окружение

Абсолютный лидер на розничном рынке препаратов для ветеринарной дерматологии — «Зоэтис», суммарная денежная доля компании в сегменте приближается к 50%. При этом портфель производителя представлен всего двумя продуктами. Это уже называвшиеся ранее препараты «Апоквел» и «Террамицин». Компания также демонстрирует внушительную динамику: показатель денежного прироста продаж зафиксирован на отметке 25% в рублёвом эквиваленте (табл. 1). Это не лучший показатель в топе, но он вдвое лучше динамики по рынку в целом.

Таблица 1. Топ-15 корпораций-производителей на розничном рынке дерматологических ветпрепаратов в России
Корпорация Страна регистрации производителя Доля за период август 2020 – июль 2021, %, руб. Динамика август 2020 – июль 2021 / август 2019 – июль 2020, %, руб.
1 Зоэтис США 47,3 25
2 Апиценна Россия 14 –1
3 Агробиопром Россия 8,7 25
4 Ливисто Групп Испания 4,5 7
5 Агроветзащита Россия 2,9 1
6 Асконт+ Россия 2,1 –17
7 Завод Ветеринарные препараты Россия 2 –15
8 Агрофарм Россия 1,9 –11
9 Группа Вирбак Франция 1,6 21
10 Холдинг Робелл Технолоджи Россия 1,3 –8
11 Фирма Биохимфарм Россия 1,1 22
12 Биофармгарант Россия 0,9 –12
13 Авефлор Чехия 0,8 –43
14 Технибленд ЮАР 0,8 40
15 Росветфарм Россия 0,6 4
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж вет. ЛП в России

На второй строчке рейтинговой таблицы расположилась российская «Апиценна». Производитель контролирует по группе дерматологических препаратов 14% продаж за рассматриваемый период. Правда, относительно периода сравнения здесь фиксируется небольшая коррекция вниз, однако она находится на уровне статистической погрешности (–1%). Ключевые продукты предприятия в рамках группы — противогрибковый препарат «Фунгин» и противозудный препарат «Стоп-Зуд». Оба входят в рейтинг наиболее продаваемых дерматологических препаратов (табл. 2).

Таблица 2. Топ-15 ТМ на розничном рынке дерматологических ветпрепаратов в России
ТМ Корпорация Доля за период август 2020 – июль 2021, %, руб. Динамика август 2020 – июль 2021 / август 2019 – июль 2020, %, руб.
1 Апоквел Зоэтис 41,2 28
2 Террамицин Зоэтис 6,1 10
3 Фунгин Апиценна 5,4 –5
4 Шампунь антибактериальный с хлоргексидином Агробиопром 5 12
5 Чеми Ливисто Групп 4,5 7
6 Стоп-Зуд Апиценна 3,7 2
7 Шампунь противомикробный с хлоргексидином Апиценна 3,3 –5
8 Трициллин Асконт+ 2,1 –17
9 Ихтиоловая мазь Медхим + 9 компаний 1,7 –15
10 Шампунь антигрибковый Агробиопром 1,6 33
11 Раносан Апиценна 1,6 23
12 Фунгивет Агробиопром 1,6 65
13 Кортаванс Группа Вирбак 1,6 21
14 Левомеколь-Вет Агрофарм 1,6 –4
15 Вазелин Спаз-Фарм + 4 компании 1,4 –17
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж вет. ЛП в России

В целом топ-15 по итогам рассматриваемого периода в значительной степени сформирован российскими производителями, в нём сразу 10 отечественных компаний. Максимальную динамику из них демонстрирует по итогам периода с августа 2020-го по июль 2021 года «Агробиопром». Компания расположилась на третьем месте. За год продажи препаратов предприятия выросли на 25%. Ключевой продукт предприятия — «Шампунь антибактериальный с хлоргексидином». Этот препарат продемонстрировал положительную динамику на уровне 12%. А общую динамику по компании обеспечил прежде всего «Шампунь антигрибковый», продажи которого за год выросли на треть.

Максимальный прирост в топе-15 показала компания «Технибленд» из ЮАР (+40% в рублях). Успех обеспечил единственный продукт — противогрибковый препарат для МДЖ «Ливеразол» (в Россию препарат импортирует компания «Гермес», ИНН 7714783399).

Максимальными темпами роста в рейтинге торговых марок препаратов для ветеринарной дерматологии может похвастаться противогрибковый препарат «Фунгивет» компании «Агробиопром» — за год продажи выросли на 65% в рублях. Также отметим препарат «Кортаванс» французской «Группа Вирбак» с приростом в 21%. Препарат представляет собой кортикостероид и применяется для лечения дерматозов у собак.

ветеринарной дерматологии

Худшую динамику по торговым маркам препаратов для лечения заболеваний кожи мы зафиксировали по препаратам «Трициллин» компании «Асконт+» и «Вазелин» (разные производители). Продажи обоих снизились на 17% в рублях. Сопоставимой динамикой характеризовались продажи «Ихтиоловой мази» (–15%). Причины падения спроса на два последних продукта очевидно схожи: препараты относятся к т. н. традиционным медикаментам, производятся значительным количеством предприятий и активно не продвигаются. Естественно, что они вытесняются с рынка ветеринарных препаратов агрессивно промотируемыми аналогами.