Розничный рынок противогельминтных ветпрепаратов России по итогам 2020 года

Текст: Николай Беспалов, директор по развитию
аналитической компании RNC Pharma

Противогельминтные препараты — одна из крупнейших групп ветеринарных препаратов российского розничного рынка, во многом определяющая общие тенденции. Компании, представленные в данном сегменте, испытывали в минувшем году те же сложности, что и остальные участники рынка, — связанные с общим снижением покупательной активности и спроса. Впрочем, имелись и различия — при падении денежного объёма продаж заметно вырос натуральный объём потребления.

Объём и динамика рынка

По итогам 2020 года суммарный объём продаж противогельминтных* препаратов составил 3,78 млрд рублей (в розничных ценах, включая НДС) — на 1,52% меньше, чем годом ранее (рис. 1). В 2019 году российские домохозяйства потратили на приобретение противогельминтных препаратов ветеринарного назначения 3,84 млрд рублей. Натуральная динамика выглядит значительно лучше, здесь зафиксирован рост в минимальных единицах дозирования (МЕД – общее количество таблеток, флаконов, ампул и других лекарственных форм, входящих в потребительские упаковки. — Прим. ред.) на уровне 4,17%.

Рисунок 1. Объём и динамика розничного рынка противогельминтных ветпрепаратов в России


* В рамках данного обзора анализировались следующие группы ветеринарных препаратов по классификатору ВОЗ: P52A (противогельминтные препараты) и P54A (макроциклические лактоны).
Ряд препаратов в группе Р54А используется как в качестве противогельминтных препаратов, так и в качестве препаратов для лечения эктопаразитов, при этом в абсолютном большинстве случаев противогельминтные свойства препаратов выступают основным показанием к применению. Исключением являются препараты селамектина («Стронгхолд» компании «Зоэтис» и «Селафорт» компании «КРКА»), для которых основным показанием являются энтомозы. При этом данные препараты также применяются в качестве средств лечения и профилактики нематодозов (токсокароза, дирофиляриоза и др.).


Даже опираясь только на эти цифры, можно сделать выводы о серьёзном изменении структуры спроса. Потребители переключались с более дорогих препаратов на дешёвые аналоги, обозначилась тенденция замещения импортных лекарственных препаратов (ЛП). А вот тенденция экономного потребления при этом, напротив, активно не развивалась — в 2020 году снизился спрос на продукцию в дробных упаковках (отдельными дозами), доля продаж которой сократилась до 33% (–6% по сравнению с итогами 2019 года).

В региональном разрезе рынок противогельминтных препаратов сохранял серьёзные различия. Основной денежный объём по итогам 2020 года приходится на Центральный федеральный округ (ФО), здесь было реализовано препаратов на 1,16 млрд рублей — практически 31% от общего объёма (рис. 2). В натуральном выражении абсолютным лидером выступает Приволжский ФО (27,6% от общего объёма рынка в минимальных единицах).

Рисунок 2. Региональная структура розничного рынка противогельминтных ветпрепаратов в России по итогам 2020 г.

Средняя цена на препараты в этих регионах также заметно различается. В ЦФО в 2020 году стоимость одной МЕД составляла в среднем 136 рублей, а в ПФО — всего 50 рублей, почти в 3 раза дешевле. Несмотря на столь разительные отличия, оба региона демонстрировали сокращение денежного объёма продаж противогельминтиков: ЦФО потерял за год 2% в рублях, ПФО — 6%.

Примеры положительной динамики тоже присутствовали. В Южном ФО рублёвый объём рынка вырос на 10%. Сопоставимую динамику показал Дальневосточный ФО, здесь зафиксировано увеличение объёмов продаж на 9%. Хуже всего дела шли в Северо-Кавказском ФО, рынок сократился за год на 22%. Однако натуральная динамика даже смогла выйти в небольшой плюс (порядка 1,4% в МЕД), несмотря на столь серьёзное падение рублёвого объёма рынка.

Структурные характеристики рынка

Большую часть противогельминтных ветеринарных препаратов на розничном рынке покупают для лечения домашних животных. В 2020 году продажи противогельминтиков для продуктивных животных составили всего 8% от денежного объёма рынка (рис. 3). В 2019 году на долю продаж этих лекарств для сельскохозяйственных животных приходилось не менее 10%.

Рисунок 3. Структура розничного рынка противогельминтных ветпрепаратов в России по типам животных по итогам 2020 г., %, руб.

Примечательно, что натуральная доля противогельминтных средств для домашних животных заметно сократилась и составила 59% от объёма рынка в МЕД по результатам 2020 года, в 2019 году она составляла 68% рынка.

Структура рынка по странам-производителям тоже заметно поменялась за год. Лидируют по-прежнему российские компании-производители. В денежном выражении по итогам 2020 года на них приходится 36,7% рынка, в натуральном выражении доля вдвое выше — 78,4% (рис. 4). При этом рублёвая доля отечественных компаний сократилась в течение года на 1,3%. Правда, позиции теряли не только российские производители, из числа топ-5 стран-производителей спад зафиксирован у четырёх государств-экспортёров.

Рисунок 4. Структура розничного рынка противогельминтных ветпрепаратов в России по странам-поставщикам за 2020 г.,%, руб.

Максимальное снижение денежной доли — у немецких производителей (–1,5%). Несколько лучше дела обстоят у американских компаний, здесь показатель упал на 1,2%. Значительный рост продаж продемонстрировала только Словения (+3,9%). Эту страну на рынке противогельминтных ветеринарных препаратов представляет всего одна компания «КРКА». Производитель смог значительно увеличить и натуральную долю (с 4,2% до 5,1%).

Этот показатель в 2020 году заметно вырос также и у отечественных компаний (78,4% рынка). В 2019 году цифры были скромнее — 75,5%. В России ярко проявлялась тенденция переключения спроса на продукцию экономсегмента, что и вызвало заметное снижение доли. В рамках политики экономии потребители замещали относительно недорогими препаратами из Словении ЛП других иностранных корпораций. Российские производители пока не смогли реализовать масштабный сценарий импортозамещения. Основная проблема заключается в относительно низкой активности некоторых препаратов и ошибках, допущенных при выборе стратегий продвижения.

Конкурентное окружение

Несмотря на абсолютное лидерство российских производителей в сегменте, максимальную долю рынка всё же занимает американский производитель: по итогам 2020 года компания «Эланко» формирует 29% денежного объёма розничного рынка противогельминтных препаратов (табл. 1). При этом продажи компании за год сократились на 12% (в рублях).

Таблица 1. Топ-15 корпораций-производителей на розничном рынке противогельминтных ветпрепаратов в России

Корпорация Страна регистрации производителя Доля в 2020 г.,
%, руб.
Динамика 2020/2019, %, руб.
1 Эланко США 29 –12
2 КРКА Словения 12,4 44
3 Зоэтис США 12,3 6
4 Апиценна Россия 10,7 –7
5 Агроветзащита Россия 9,4 –2
6 Астрафарм Россия 7,2 2
7 Экопром Россия 5,6 14
8 Нита-Фарм Россия 5,3 –8
9 Группа Вирбак Франция 1,4 5
10 ФАРМБИОМЕД Россия 1,3 –14
11 Евракон Фарма Германия 1,2 –48
12 Сева Санте Анималь Франция 1,1 –22
13 Агробиопром Россия 1 44
14 ВИК группа компаний Россия 0,9 –22
15 Гиги Латвия 0,4 2854
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж вет. ЛП в России

Вышеупомянутая словенская компания «КРКА» увеличила за год объём продаж на 44%, показав один из лучших результатов в топ-15, и переместилась в рейтинге с 5-го места на 2-е. «Зоэтис» замыкает тройку лидеров (+12,3% за 2020 год, вдвое больше, чем в 2019 году).

Два крупнейших российских производителя расположились на 4-м и 5-м местах. Доля компании «Апиценна» составила 10,7%, а компании «Агроветзащита» — 9,4%. Правда, продажи у обоих производителей снизились за год на 7 и 2% соответственно. При этом не все российские компании потеряли в продажах. Так, в 2020 году «Агробиопром» заработал на противогельминтиках на 44% больше, чем в 2019 году (13-я строчка рейтинговой таблицы). Внушительным увеличением продаж может похвастаться и «Экопром» (+14% в рублях и 7-е место в топе).

Абсолютным лидером с точки зрения динамики продаж стала латвийская компания «Гиги», за год цифры выросли почти в 30 раз. Причём речь здесь идёт всего об одной торговой марке — препарате «Мильбепет» для кошек и собак, который пока что не входит в топ-15.

На 1-м месте по-прежнему остаётся «Мильбемакс» от «Эланко» (табл. 2). Препарат не потерял позиции лидера, даже несмотря на падение продаж (–10%) и конкуренцию с аналогами, в т. ч. с «Мильбепетом».

Таблица 2. Топ-15 торговых марок на розничном рынке противогельминтных ветеринарных препаратов в России

ТМ Корпорация Доля в 2020 г.,
%, руб.
Динамика 2020/2019, %, руб.
1 Мильбемакс Эланко 19,3 –10
2 Стронгхолд Зоэтис 12,3 6
3 Милпразон КРКА 7,8 15
4 Празител Астрафарм 7 2
5 Празицид Апиценна 5,8 –6
6 Ивермек Нита-Фарм 4,7 –9
7 Дронтал Эланко 4,4 –7
8 Диронет Агроветзащита 3,6 14
9 Адвокат Эланко 3,5 –10
10 Селафорт КРКА 3,4 359
11 Гельминтал Экопром 3,1 7
12 Азинокс Агроветзащита 2,4 –11
13 Гельмимакс Апиценна 2,3 21
14 Альбен Агроветзащита 2,3 –11
15 Дирофен Апиценна 2,1 –16
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж вет. ЛП в России

По результатам 2020 года лучшую динамику из числа российских брендов показали «Гельмимакс» от «Апиценны» (+21%) и «Диронет» от компании «Агроветзащита» (+14%).

Сопоставимые темпы роста продаж демонстрирует «Милпразон» от компании «КРКА». Тот же производитель установил абсолютный рекорд положительной динамики в топ-15 с торговой маркой «Селафорт». За год продажи увеличились в 4,6 раза.

Перейти на страницу автора

Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close