Текст: Николай Беспалов, директор по развитию
аналитической компании RNC Pharma
Противогельминтные препараты — одна из крупнейших групп ветеринарных препаратов российского розничного рынка, во многом определяющая общие тенденции. Компании, представленные в данном сегменте, испытывали в минувшем году те же сложности, что и остальные участники рынка, — связанные с общим снижением покупательной активности и спроса. Впрочем, имелись и различия — при падении денежного объёма продаж заметно вырос натуральный объём потребления.
Объём и динамика рынка
По итогам 2020 года суммарный объём продаж противогельминтных* препаратов составил 3,78 млрд рублей (в розничных ценах, включая НДС) — на 1,52% меньше, чем годом ранее (рис. 1). В 2019 году российские домохозяйства потратили на приобретение противогельминтных препаратов ветеринарного назначения 3,84 млрд рублей. Натуральная динамика выглядит значительно лучше, здесь зафиксирован рост в минимальных единицах дозирования (МЕД – общее количество таблеток, флаконов, ампул и других лекарственных форм, входящих в потребительские упаковки. — Прим. ред.) на уровне 4,17%.
Рисунок 1. Объём и динамика розничного рынка противогельминтных ветпрепаратов в России
* В рамках данного обзора анализировались следующие группы ветеринарных препаратов по классификатору ВОЗ: P52A (противогельминтные препараты) и P54A (макроциклические лактоны).
Ряд препаратов в группе Р54А используется как в качестве противогельминтных препаратов, так и в качестве препаратов для лечения эктопаразитов, при этом в абсолютном большинстве случаев противогельминтные свойства препаратов выступают основным показанием к применению. Исключением являются препараты селамектина («Стронгхолд» компании «Зоэтис» и «Селафорт» компании «КРКА»), для которых основным показанием являются энтомозы. При этом данные препараты также применяются в качестве средств лечения и профилактики нематодозов (токсокароза, дирофиляриоза и др.).
Даже опираясь только на эти цифры, можно сделать выводы о серьёзном изменении структуры спроса. Потребители переключались с более дорогих препаратов на дешёвые аналоги, обозначилась тенденция замещения импортных лекарственных препаратов (ЛП). А вот тенденция экономного потребления при этом, напротив, активно не развивалась — в 2020 году снизился спрос на продукцию в дробных упаковках (отдельными дозами), доля продаж которой сократилась до 33% (–6% по сравнению с итогами 2019 года).
В региональном разрезе рынок противогельминтных препаратов сохранял серьёзные различия. Основной денежный объём по итогам 2020 года приходится на Центральный федеральный округ (ФО), здесь было реализовано препаратов на 1,16 млрд рублей — практически 31% от общего объёма (рис. 2). В натуральном выражении абсолютным лидером выступает Приволжский ФО (27,6% от общего объёма рынка в минимальных единицах).
Рисунок 2. Региональная структура розничного рынка противогельминтных ветпрепаратов в России по итогам 2020 г.
Средняя цена на препараты в этих регионах также заметно различается. В ЦФО в 2020 году стоимость одной МЕД составляла в среднем 136 рублей, а в ПФО — всего 50 рублей, почти в 3 раза дешевле. Несмотря на столь разительные отличия, оба региона демонстрировали сокращение денежного объёма продаж противогельминтиков: ЦФО потерял за год 2% в рублях, ПФО — 6%.
Примеры положительной динамики тоже присутствовали. В Южном ФО рублёвый объём рынка вырос на 10%. Сопоставимую динамику показал Дальневосточный ФО, здесь зафиксировано увеличение объёмов продаж на 9%. Хуже всего дела шли в Северо-Кавказском ФО, рынок сократился за год на 22%. Однако натуральная динамика даже смогла выйти в небольшой плюс (порядка 1,4% в МЕД), несмотря на столь серьёзное падение рублёвого объёма рынка.
Структурные характеристики рынка
Большую часть противогельминтных ветеринарных препаратов на розничном рынке покупают для лечения домашних животных. В 2020 году продажи противогельминтиков для продуктивных животных составили всего 8% от денежного объёма рынка (рис. 3). В 2019 году на долю продаж этих лекарств для сельскохозяйственных животных приходилось не менее 10%.
Рисунок 3. Структура розничного рынка противогельминтных ветпрепаратов в России по типам животных по итогам 2020 г., %, руб.
Примечательно, что натуральная доля противогельминтных средств для домашних животных заметно сократилась и составила 59% от объёма рынка в МЕД по результатам 2020 года, в 2019 году она составляла 68% рынка.
Структура рынка по странам-производителям тоже заметно поменялась за год. Лидируют по-прежнему российские компании-производители. В денежном выражении по итогам 2020 года на них приходится 36,7% рынка, в натуральном выражении доля вдвое выше — 78,4% (рис. 4). При этом рублёвая доля отечественных компаний сократилась в течение года на 1,3%. Правда, позиции теряли не только российские производители, из числа топ-5 стран-производителей спад зафиксирован у четырёх государств-экспортёров.
Рисунок 4. Структура розничного рынка противогельминтных ветпрепаратов в России по странам-поставщикам за 2020 г.,%, руб.
Максимальное снижение денежной доли — у немецких производителей (–1,5%). Несколько лучше дела обстоят у американских компаний, здесь показатель упал на 1,2%. Значительный рост продаж продемонстрировала только Словения (+3,9%). Эту страну на рынке противогельминтных ветеринарных препаратов представляет всего одна компания «КРКА». Производитель смог значительно увеличить и натуральную долю (с 4,2% до 5,1%).
Этот показатель в 2020 году заметно вырос также и у отечественных компаний (78,4% рынка). В 2019 году цифры были скромнее — 75,5%. В России ярко проявлялась тенденция переключения спроса на продукцию экономсегмента, что и вызвало заметное снижение доли. В рамках политики экономии потребители замещали относительно недорогими препаратами из Словении ЛП других иностранных корпораций. Российские производители пока не смогли реализовать масштабный сценарий импортозамещения. Основная проблема заключается в относительно низкой активности некоторых препаратов и ошибках, допущенных при выборе стратегий продвижения.
Конкурентное окружение
Несмотря на абсолютное лидерство российских производителей в сегменте, максимальную долю рынка всё же занимает американский производитель: по итогам 2020 года компания «Эланко» формирует 29% денежного объёма розничного рынка противогельминтных препаратов (табл. 1). При этом продажи компании за год сократились на 12% (в рублях).
Таблица 1. Топ-15 корпораций-производителей на розничном рынке противогельминтных ветпрепаратов в России
№ | Корпорация | Страна регистрации производителя | Доля в 2020 г., %, руб. |
Динамика 2020/2019, %, руб. |
1 | Эланко | США | 29 | –12 |
2 | КРКА | Словения | 12,4 | 44 |
3 | Зоэтис | США | 12,3 | 6 |
4 | Апиценна | Россия | 10,7 | –7 |
5 | Агроветзащита | Россия | 9,4 | –2 |
6 | Астрафарм | Россия | 7,2 | 2 |
7 | Экопром | Россия | 5,6 | 14 |
8 | Нита-Фарм | Россия | 5,3 | –8 |
9 | Группа Вирбак | Франция | 1,4 | 5 |
10 | ФАРМБИОМЕД | Россия | 1,3 | –14 |
11 | Евракон Фарма | Германия | 1,2 | –48 |
12 | Сева Санте Анималь | Франция | 1,1 | –22 |
13 | Агробиопром | Россия | 1 | 44 |
14 | ВИК группа компаний | Россия | 0,9 | –22 |
15 | Гиги | Латвия | 0,4 | 2854 |
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж вет. ЛП в России |
Вышеупомянутая словенская компания «КРКА» увеличила за год объём продаж на 44%, показав один из лучших результатов в топ-15, и переместилась в рейтинге с 5-го места на 2-е. «Зоэтис» замыкает тройку лидеров (+12,3% за 2020 год, вдвое больше, чем в 2019 году).
Два крупнейших российских производителя расположились на 4-м и 5-м местах. Доля компании «Апиценна» составила 10,7%, а компании «Агроветзащита» — 9,4%. Правда, продажи у обоих производителей снизились за год на 7 и 2% соответственно. При этом не все российские компании потеряли в продажах. Так, в 2020 году «Агробиопром» заработал на противогельминтиках на 44% больше, чем в 2019 году (13-я строчка рейтинговой таблицы). Внушительным увеличением продаж может похвастаться и «Экопром» (+14% в рублях и 7-е место в топе).
Абсолютным лидером с точки зрения динамики продаж стала латвийская компания «Гиги», за год цифры выросли почти в 30 раз. Причём речь здесь идёт всего об одной торговой марке — препарате «Мильбепет» для кошек и собак, который пока что не входит в топ-15.
На 1-м месте по-прежнему остаётся «Мильбемакс» от «Эланко» (табл. 2). Препарат не потерял позиции лидера, даже несмотря на падение продаж (–10%) и конкуренцию с аналогами, в т. ч. с «Мильбепетом».
Таблица 2. Топ-15 торговых марок на розничном рынке противогельминтных ветеринарных препаратов в России
№ | ТМ | Корпорация | Доля в 2020 г., %, руб. |
Динамика 2020/2019, %, руб. |
1 | Мильбемакс | Эланко | 19,3 | –10 |
2 | Стронгхолд | Зоэтис | 12,3 | 6 |
3 | Милпразон | КРКА | 7,8 | 15 |
4 | Празител | Астрафарм | 7 | 2 |
5 | Празицид | Апиценна | 5,8 | –6 |
6 | Ивермек | Нита-Фарм | 4,7 | –9 |
7 | Дронтал | Эланко | 4,4 | –7 |
8 | Диронет | Агроветзащита | 3,6 | 14 |
9 | Адвокат | Эланко | 3,5 | –10 |
10 | Селафорт | КРКА | 3,4 | 359 |
11 | Гельминтал | Экопром | 3,1 | 7 |
12 | Азинокс | Агроветзащита | 2,4 | –11 |
13 | Гельмимакс | Апиценна | 2,3 | 21 |
14 | Альбен | Агроветзащита | 2,3 | –11 |
15 | Дирофен | Апиценна | 2,1 | –16 |
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж вет. ЛП в России |
По результатам 2020 года лучшую динамику из числа российских брендов показали «Гельмимакс» от «Апиценны» (+21%) и «Диронет» от компании «Агроветзащита» (+14%).
Сопоставимые темпы роста продаж демонстрирует «Милпразон» от компании «КРКА». Тот же производитель установил абсолютный рекорд положительной динамики в топ-15 с торговой маркой «Селафорт». За год продажи увеличились в 4,6 раза.