Поиск

Розничный рынок успокоительных* ветеринарных препаратов в России по итогам 2022 года

успокоительных для животных

Текст: Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma
Фото: F.Masayuki / AdobeStock

Группа успокоительных для животных в прошлом году стала одной из немногих, где фиксировалась существенная положительная динамика продаж в финансовом выражении. Двузначные темпы роста тут наблюдаются второй год подряд. Показатели продаж в натуральном выражении отрицательные. Дешёвые препараты активно вытесняются. В итоге средние цены за последние три года значительно выросли.


* В рамках данного обзора анализировались следующие группы ветеринарных препаратов по классификатору ВОЗ: N05C – снотворные и седативные средства и N06A – антидепрессанты, а также отдельные гомеопатические препараты, в частности «Фоспасим» и «Анотен».
В исследование не включалась продукция ветеринарного назначения, зарегистрированная в России в качестве кормовых добавок либо представляющая собой косметическую продукцию с успокаивающим эффектом. Также при проведении анализа не учитывались продажи диффузоров на основе аналогов феромонов домашних животных («Адаптил», Feliway Friends).


Объём и динамика рынка

Объём продаж успокоительных ветеринарных препаратов на розничном рынке России в 2022 году составил 248,3 млн рублей (рис. 1), это практически на 20% больше, чем годом ранее. Двузначный рост наблюдается в данном сегменте рынка второй год подряд, в 2021 году продажи увеличились на 25,4%. Снижение было в 2020 году, но на тот момент свои коррективы в потребление вносил COVID-19. Спрос на успокоительные препараты для животных начал расти после завершения острой фазы пандемии.

Увеличение рублёвого объёма продаж сопровождалось заметным сокращением натурального потребления соответствующих препаратов. В данном случае влияние пандемии уже не прослеживается, продажи падают третий год подряд. В 2022 году реализация в минимальных единицах дозирования (МЕД*) снизилась на 14,6%, в 2020 году — на 15,3%.


* Минимальные единицы дозирования (МЕД) – общее количество таблеток, флаконов, ампул и др. лекарственных форм, входящих в потребительские упаковки.


Стоит отметить, что успокоительные средства для животных представлены не только зарегистрированными в установленном порядке ветеринарными препаратами. В качестве таких средств применяются и кормовые добавки, и специальные диффузоры, фиксируются и определённые объёмы потребления препаратов для медицинского применения, в частности в отношении экстрактов пустырника и валерианы. Данная продукция в текущем обзоре не рассматривалась.

Рисунок 1. Объём и динамика розничного рынка успокоительных ветеринарных препаратов в России (включая онлайн-канал)

успокоительных для животных

На показатели потребления в натуральном выражении последние два-три года влияет активное переключение спроса с дешёвых препаратов на дорогие. Происходило это за счёт выведения на рынок новых продуктов и активного продвижения уже представленных на рынке препаратов.

Цены на успокоительные для животных на протяжении последних лет росли, не считая 2020 года. Средняя стоимость заметно отличалась для онлайн- и офлайн-каналов (рис. 2). В интернете она ощутимо выше. К тому же онлайн-канал смог избежать спада, связанного с «ковидным» влиянием, профильные игроки поступательно развивали продажи в данном сегменте рынка. Разница средних цен в онлайн- и офлайн-канале в 2020–2021 годах достигала 50–60%, а к концу 2022 года сократилась до 15%. Это связано прежде всего с активизацией продаж более дорогих препаратов в традиционной рознице.

Рисунок 2. Динамика средних цен на розничном рынке успокоительных для животных в России, руб., розничные цены, включая НДС

успокоительных для животных

Структурные характеристики рынка

[adrotate banner=”352″]

Перспективы онлайн-канала для реализации успокоительных ветеринарных препаратов для животных профильные игроки поняли раньше поставщиков в других продуктовых группах. Так, ещё в 2020 году на онлайн-канал приходилось уже 2,6% рынка успокоительных ветпрепаратов в денежном выражении, тогда как на рынке ветпрепаратов в целом эта доля на тот момент не превышала 1,2% (рис. 3). Схожие отличия сохранялись здесь вплоть до прошлого года, хотя понимание перспектив e-com пришло для основных участников розничного ветрынка ещё в 2021 году, но всё-таки «общим местом» инвестиции в продвижение здесь стали именно в 2022 году.

Показатели продаж успокоительных препаратов в натуральном выражении в интернете отстают от показателей в денежном выражении, т. к. в онлайн-канале реализуется более дорогая продукция.

Рис. 3. Структура розничного рынка успокоительных для животных в России по каналам продаж

успокоительных для животных

На российском рынке успокоительные для животных представлены производителями из трёх стран. Доминируют отечественные предприятия. В 2022 году в традиционной рознице компании из России занимали 96,3% рынка в денежном выражении и 99,6% в натуральном объёме (рис. 4). Для e-com эта доля составляет соответственно 87,2% и 95,2%.

Второй по значимости игрок на данном рынке — Финляндия. Страна представлена только одним производителем – компанией Orion. В классической рознице она занимает 3,6% в рублёвом эквиваленте, а в электронной коммерции — 11,8%.

Далее следует Латвия, которая также представлена одним производителем — GIGI. В финансовом выражении показатели продаж компании в России небольшие. В минимальных единицах реализация, особенно в онлайн-канале, вполне заметна — по итогам 2022 года на её продукцию приходилось 4,4% продаж.

До февраля 2022 года в Россию поставлялись успокоительные препараты для животных из США, в частности «Дорбен» компании Zoetis, который использовался при проведении клинических исследований и хирургических вмешательствах.

Рис. 4. Структура розничного рынка успокоительных ветеринарных препаратов в России по странам происхождения по итогам 2022 г.

успокоительных для животных

Одним из препаратов, которые сегодня существуют на российском рынке, является успокоительное для животных Relaxivet от компании Neoterica, оно выпущено на рынок в 2017 году.
Средство создано на основе эфирных масел, экстрактов трав и аминокислот (L-триптофан, L-теанин и инозитол). Широкий ассортимент (10 SKU) позволяет применять средства в разных ситуациях для повышения комфорта питомцев.
Relaxivet, по данным Neoterica, успешно продаётся в России, Болгарии, Германии, Великобритании, Китае, Южной Корее, Индонезии, Канаде и США. Relaxivet – один из лидирующих брендов на Amazon.
В России средства представлены более чем в 3 тысячах торговых точек во всех регионах, а также на ведущих маркетплейсах, что обеспечивает устойчивый ежегодный рост продаж в 15% и более в натуральном исчислении.
 

Конкурентное окружение

Рынок успокоительных для животных в 2022 году формировали 10 компаний-производителей. По денежному объёму продаж лидирует российская «Астрафарм», которая контролирует 35,6% рынка (таб. 1). Продажи компании в прошлом году выросли в 2,2 раза относительно 2021 года.

Сопоставимый прирост демонстрировал только «ВИК» (в 2,5 раза). Но оборот этого производителя небольшой, компания занимает последнюю строчку рейтинга. Она выпускает препарат «Седамедин» на основе медетомидина гидрохлорида, который фактически является аналогом упоминавшегося «Дорбена» от Zoetis. И, несмотря на скромный объём продаж, это вполне успешный пример импортозамещения.

Продажи «Агробиопрома» в 2022 году выросли на 10% в рублях, что позволило компании занять третью строчку рейтинга. У «Апиценны» этот показатель вырос на 8%. Но, учитывая, что средняя динамика в анализируемой группе в прошлом году исчислялась двузначными числами, данные игроки всё-таки теряли рыночную долю.

У производителей гомеопатических препаратов продажи падали: у «Хелвета» за год они сократились на 27%, а у «Материа Медика» — на 22%.

Продажи финской Orion в прошлом году выросли на 5%, латвийской GIGI — на 2%.

Таблица 1. Топ-10 корпораций-производителей на розничном рынке успокоительных для животных в России (включая онлайн-канал)
Корпорация Страна регистрации производителя Доля в 2022 г.,
%, руб.
Динамика 2022/2021,
%, руб.
1 АСТРАФАРМ РОССИЯ 35,6 116
2 ВЕДА РОССИЯ 21,8 –11
3 АГРОБИОПРОМ РОССИЯ 15,7 10
4 АПИЦЕННА РОССИЯ 11,3 8
5 АГРОВЕТЗАЩИТА РОССИЯ 6 –9
6 ORION CORPORATION ФИНЛЯНДИЯ 4 5
7 ХЕЛВЕТ РОССИЯ 3,2 –27
8 МАТЕРИА МЕДИКА РОССИЯ 2,1 –22
9 GIGI ЛАТВИЯ 0,2 2
10 ВИК РОССИЯ 0,1 146
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж вет. ЛП в России, Аудит розничных продаж вет. ЛП на маркетплейсах в России

Успокоительные ветеринарные препараты представлены в рознице тремя основными фармакотерапевтическими группами. По объёму продаж в деньгах и количеству торговых марок лидируют снотворные и седативные средства. Второе по значимости направление – антидепрессанты, которые начали продавать только в конце 2020 года. Замыкают тройку гомеопатические препараты, но их реализация падает три года подряд.

Возглавляет рейтинг торговых марок успокоительных для животных единственный представитель класса антидепрессантов «Экспресс Успокоин» (рост рублёвых продаж в 2,2 раза), данный продукт реализует «Астрафарм» (таб. 2). Сопоставимую динамику в топе-10 брендов обеспечивает «Дексдомитор» (в 2,3 раза) от Orion. На третьем месте по показателю прироста находится «Ветспокоин» от «Агробиопрома» (64%).

Таблица 2. Топ-10 ТМ на розничном рынке успокоительных ветеринарных препаратов в России (включая онлайн-канал)
ТМ Корпорация Доля в 2022 г.,
%, руб.
Динамика 2022/2021, %, руб.
1 ЭКСПРЕСС УСПОКОИН АСТРАФАРМ 35,6 116
2 КОТ БАЮН ВЕДА 21,8 –11
3 ВЕТСПОКОИН АГРОБИОПРОМ 15,7 10
4 СТОП-СТРЕСС АПИЦЕННА 6,5 –13
5 ФИТЭКС АГРОВЕТЗАЩИТА 6 –9
6 МЕДИТИН АПИЦЕННА 4,8 64
7 ФОСПАСИМ ХЕЛВЕТ 3,2 –27
8 АНОТЕН МАТЕРИА МЕДИКА 2,1 –22
9 ДЕКСДОМИТОР ORION CORPORATION 2 133
10 СИЛЕО ORION CORPORATION 0,9 –26
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж вет. ЛП в России, Аудит розничных продаж вет. ЛП на маркетплейсах в России