Рынок эктопаразитарных ветеринарных препаратов в России

Текст, илл.: Николай Беспалов, директор по развитию
аналитической компании RNC Pharma

Российский рынок эктопаразитарных* ветеринарных препаратов представлен в основном продукцией для лечения домашних животных, на них приходится более 91% от денежного и практически 97% натурального объёма рынка. При этом данный сегмент на протяжении последних 5 лет активно растёт как в количественном, так и качественном плане.

Импорт эктопаразитарных препаратов

По итогам 2019 г. в нашу страну было импортировано эктопаразитарных ветеринарных препаратов на общую сумму 3,22 млрд руб. (в ценах с учётом стоимости таможенной очистки, включая НДС), при проведении расчётов в рублях прирост составил 59% относительно показателей 2018 г. (рис. 1).

Рисунок 1. Объём импорта эктопаразитарных ветеринарных препаратов

Значительная динамика в отношении денежного объёма поставок сопровождалась также заметным увеличением отгрузок в натуральных величинах, здесь по итогам года фиксируем +51% при проведении расчётов в минимальных единицах дозирования (МЕД1).


1 МЕД — минимальные единицы дозирования – общее количество таблеток, флаконов, ампул и др. лекарственных форм, входящих в потребительские упаковки.


Мы проводим расчёты в МЕД, поскольку в отношении данной группы ветеринарных препаратов в рознице часто наблюдается дробление потребительских упаковок и товар продаётся разовыми дозами, к тому же в разные периоды времени формат упаковок, поставляемых в Россию, может меняться за счёт уменьшения или увеличения количества доз в одной упаковке. Суммарный объём поставок за прошлый год достиг рекордной величины в 9,14 млн МЕД.

Справедливости ради нужно отметить, что значительная динамика поставок в 2019 г. была вызвана не столько фактическим изменением спроса, сколько желанием участников рынка сформировать товарный запас в преддверии изменения процедуры доступа препаратов на российский рынок. Годом ранее, в 2018 г., импорт эктопаразитарных ветеринарных препаратов тоже демонстрировал значительную динамику поставок, в рублёвом эквиваленте мы фиксировали прирост на уровне 42%, но натуральные объёмы за период выросли «всего» на 13%, присутствовала тенденция роста отпускных цен.

Рекордная рублёвая динамика поставок по группе фиксировалась и в 2016 г., на тот момент денежный объём импорта вырос на 53%, натуральные поставки прибавили порядка 20%. Но были за последние 5 лет и не слишком удачные периоды для группы эктопаразитарных препаратов. Так, по итогам 2017 г. натуральный объём отгрузок сократился на 2%, а прирост в рублях составил всего порядка 12%.

Важно отметить значительные различия в отношении темпов роста сегмента эктопаразитарных ветеринарных препаратов для домашних и сельскохозяйственных животных (СХЖ). По итогам 2019 г. динамика по СХЖ оказывалась значительно ниже таковой для домашних животных (42% в рублях против 60%). Причём годом ранее, в 2018 г., поставки эктопаразитарных ветеринарных препаратов для СХЖ вообще падала как в денежном (–40%), так и в натуральном (–66%) выражении.

География поставок эктопаразитарных ветеринарных препаратов в Россию относительно скромная. В 2019 г. фиксировались отгрузки всего из 11 стран,

причём на первую пятёрку приходится более 95% поставок, доля же топ-10 составляет за период 99,9% (табл. 1). Основной объём товаров в данной категории поступает в Россию из Австрии, на эту страну приходится 44,7% общего денежного объёма импорта за 2019 г. Из страны отгружается в Россию продукция трёх предприятий, основным является «МСД» с абсолютным хитом «Бравекто», в частности, речь идёт о поставках препарата в форме жевательных таблеток. Также из Австрии в Россию ввозится продукция компаний «Эли Лилли» («Агита 10 WG») и «Байер Хелскер» («Квик Байт»), оба они применяются для лечения СХЖ.

Таблица 1. Топ-10 стран происхождения эктопаразитарных ветеринарных препаратов по объёмам импорта в Россию

Страна происхождения Доля в 2019 г., %,
руб.
Доля в 2019 г., %,
МЕД
1 Австрия 44,7 23,2
2 США 21,5 27,5
3 Франция 13,8 13,9
4 Германия 12,7 18,8
5 Нидерланды 2,5 9,8
6 Словения 2,4 4,9
7 Индия 1,0 0,5
8 Швейцария 0,6 1,3
9 Сингапур 0,5 0,01
10 Ирландия 0,2 0,1
Источник: RNC Pharma®.

С точки зрения натурального объёма поставок безусловным лидером выступают США, на долю американских компаний приходится в сумме 27,5% от общего натурального объёма импорта эктопаразитарных препаратов за период. Лидирует здесь «Зоэтис» с препаратом «Симпарика», второе место занимает «МСД» с препаратом «Бравекто Спот Он» (в форме раствора).

Хотелось бы также отметить поставки из Ирландии, направление в 2019 г. стало лидером с точки зрения динамики поставок (отгрузки выросли в 8,6 раза в рублях), так и в натуральном (в 26 раз, при расчёте в МЕД) выражении. Поставки из страны осуществляет единственный производитель «Баймида Групп», в 2019 г. компания поставляла в нашу страну два эктопаразитарных ветеринарных препарата: «Фли» (аэрозоль для домашних животных) и «Экофлис» (раствор для наружного применения у СХЖ).

 

Розничный рынок — общие объёмы

По итогам 2019 г. общий денежный объём рынка эктопаразитарных ветеринарных препаратов, реализующихся в розницу, составил 7,27 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). При проведении сопоставлений с денежными объёмами импорта важно учитывать тот факт, что розничный рынок, во-первых, включает в себя и продукцию отечественных компаний-производителей. Продукция российского производства в 2019 г. занимала на розничном рынке порядка 36,8% от денежного объёма эктопаразитарных ветеринарных препаратов. При этом их натуральная доля (если проводить расчёты в МЕД) составляет порядка 78%. А во-вторых, что данные импорта анализируются в ценах производителей, тогда как розничный рынок рассчитывается в так называемых ценах конечного потребления, включающих в себя, кроме цены производителя, оптовую и розничную наценки.

В общем объёме розничного рынка 98% приходится на препараты для домашних животных (рис. 2). Натуральная доля (в МЕД) препаратов для домашних животных чуть меньше, порядка 92%. Продукция для СХЖ в рознице также присутствует, и она востребована отдельными домохозяйствами. Всего в 2019 г. в России было реализовано в розницу 29,7 млрд МЕД эктопаразитарных препаратов.

Рисунок 2. Розничный рынок эктопаразитарных ветеринарных препаратов

На долю препаратов, которые реализовывались в рознице поштучно (в виде дробных упаковок), по итогам 2019 г., приходилось 25% натурального объёма рынка и порядка 13% денежного. При этом есть отдельные торговые марки, где доля дробных упаковок в продажах либо близка к 50%, либо вообще доминирует. Например, в рамках эктопаразитарной линейки «Барс» («Агроветзащита») дробные упаковки занимают 50% от натурального объёма продаж (в МЕД) и порядка 39% денежного объёма, а для препарата «Симпарика» («Зоэтис») дробится по меньшей мере 54% реализованного объёма, как в деньгах, так и в МЕД.

Региональная структура продаж эктопаразитарных ветеринарных препаратов имеет свои особенности. Лидирует, безусловно, Центральный Федеральный округ (ФО), на него по итогам 2019 г. приходится 40,2% общего денежного объёма рынка и порядка 27,4% натурального (рис. 3). В отношении второго места уже всё не так однозначно, в деньгах тут лидирует Приволжский ФО (16,7%), а в минимальных единицах Южный ФО (21,6% рынка).

Рисунок 3. Региональная структура розничного рынка эктопаразитарных ветеринарных препаратов

Это происходит за счёт неоднородной покупательной способности населения и ассортиментных различиях в рамках региональных рынков. Отличается и сам перечень препаратов в регионах, и уровень концентрации топовых марок. В частности, и в Приволжском, и в Южном ФО лидируют препараты «Бравекто» и «Барс», при этом в ПФО их денежная доля составляет 33% и 13% соответственно, а в ЮФО уже 26% и 10%. Кстати, «Бравекто» лидирует почти во всех федеральных округах, только на Дальнем Востоке препарат уступил «Барсу», причём речь идёт практически о четырёхкратной разнице в продажах.

 

Розничный рынок — основные игроки и ассортимент

Абсолютным лидером на рынке эктопаразитарных ветеринарных препаратов в денежном выражении выступает «МСД» с линейкой препаратов «Бравекто». Доля компании по итогам 2019 г. на розничном рынке составляла 31% в денежном и 5,7% в натуральном выражении (табл. 2). Топ торговых марок рынка эктопаразитарных ветеринарных препаратов возглавил «Бравекто» (табл. 3).

Таблица 2. Топ-15 корпораций-производителей на розничном рынке эктопаразитарных ветеринарных препаратов

Корпорация Страна регистрации производителя Доля в
2019 г., %,
руб.
Доля
в 2019 г.,
%, МЕД
1 МСД США 31,0 5,7
2 Экопром/Неотерика Россия 14,3 17,1
3 Агроветзащита Россия 12,5 36,5
4 Байер Хелскэр Германия 12,2 5,0
5 Берингер Ингельхайм Германия 7,7 3,3
6 Зоэтис США 4,5 2,6
7 Астрафарм Россия 3,8 6,5
8 Беафар Нидерланды 3,5 2,9
9 Апиценна Россия 3,0 6,5
10 КРКА Словения 1,9 1,3
11 Эли Лилли США 1,8 1,2
12 Агробиопром Россия 0,8 4,9
13 Завод «Ветеринарные препараты Россия 0,7 1,5
14 Сева Санте Анималь Франция 0,5 0,3
15 Фокс и Ко Россия 0,4 0,8
Источник: RNC Pharma®.

Таблица 3. Топ-15 ТМ на розничном рынке эктопаразитарных ветеринарных препаратов

ТМ Корпорация Доля в
2019 г., %,
руб.
Доля
в 2019 г.,
%, МЕД
1 Бравекто МСД 30,8 5,6
2 Барс Агроветзащита 11,0 30,3
3 Инспектор Экопром/Неотерика 6,6 4,0
4 Форесто® Байер Хелскэр 5,4 0,8
5 Фронтлайн Берингер Ингельхайм 5,2 2,1
6 Симпарика Зоэтис 4,5 2,6
7 Рольфклуб 3d Экопром/Неотерика 4,1 3,6
8 Беафар Беафар 3,5 2,9
9 Блохнэт Астрафарм 2,5 5,1
10 Нексгард Спектра Берингер Ингельхайм 2,3 1,1
11 Адвантикс® Байер Хелскэр 2,2 1,1
12 Чистотел Экопром/Неотерика 2,2 6,3
13 Дана Апиценна 2,0 5,3
14 Адвантейдж® Байер Хелскэр 2,0 2,1
15 Фиприст КРКА 1,9 1,3

Производитель номер 2 в деньгах (табл. 2) — российский «Экопром/Неотерика», компания занимает на рынке 14,3% в денежном выражении и порядка 17,1% в натуральном. Третья строчка тоже у российской компании «Агроветзащита», производитель, кстати, является и абсолютным лидером в отношении натурального объёма продаж. Ключевой продукт компании в рамках анализируемого рынка — линейка препаратов «Барс», компания занимает 12,5% денежного и 36,5% от натуральных объёмов. Помимо «Барса», компания производит инсектицидный шампунь «Луговой» и ряд других препаратов. Кроме «Экопром/Неотерика» и «Агроветзащиты» в топ-15 корпораций по объёмам продаж эктопаразитарных препаратов входит ещё 5 отечественных компаний. Третий результат демонстрирует «Астрафарм» (3,8% в деньгах и 6,5% в МЕД), четвёртое место у «Апиценны» (3% в денежном и 6,5% в натуральном выражении).

Четвёртую и пятую строчку общего топа в денежном выражении делят немецкие компании «Байер Хелскер» и «Берингер Ингельхайм», доля предприятий за период составляла соответственно 12,2% и 7,7%. Натуральные позиции производителей различаются менее кардинально, доля «Байер Хелскер» составила 5% в МЕД, а на «Берингер Ингельхайм» приходится 3,3% рынка. В топ-15 торговых марок продукты компаний занимают соответственно 4-ю и 5-ю строчки, на «Форесто» («Байер Хелскер») приходится 5,4% в денежном выражении, а «Фронтлайн» («Берингер Ингельхайм») занимает 5,2%.

Что касается позиций отечественных компаний в топ-15 торговых марок эктопаразитарных ветеринарных препаратов, то здесь представлено всего 6 брендов. Абсолютный лидер «Барс» — линейка занимает второе место, уступая только «Бравекто». Препарат номер 2 из числа российских марок — «Инспектор» от компании «Экопром/Неотерика». В общем зачёте это, правда, соответствует 3-му месту.


* В рамках данного обзора анализировались следующие группы ветеринарных препаратов по классификатору ВОЗ: P03 — препараты для уничтожения эктопаразитов (включая чесоточного клеща), инсектициды и репелленты и P53 — эктопаразитарные ветеринарные препараты, инсектициды и репелленты.
В исследование не включалась группа препаратов P54A — макроциклические лактоны — отдельные препараты в рамках группы могут использоваться для уничтожения эктопаразитов, но в основной массе применяются в качестве антигельминтных END средств.


 

Перейти на страницу автора

Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close