Рынок противогельминтных ветеринарных препаратов в России

Николай Беспалов, директор по развитию RNC Pharma

Противогельминтные* препараты — одна из крупнейших групп на российском ветеринарном рынке. Данный сегмент показывает существенные темпы роста как в отношении денежного, так и натурального объёма. В рознице 90% рублёвого объёма рынка приходится на продукцию, предназначенную для лечения домашних животных, натуральная доля заметно ниже, но всё равно доминирует, при расчётах в минимальных единицах дозирования (МЕД) на них приходится порядка 68% рынка.

Импорт противогельминтных препаратов

Суммарно в 2019 году в нашу страну было ввезено импортных противогельминтных ветеринарных лекарственных препаратов (ПгВЛП) на сумму 1,21 млрд руб. (в ценах с учётом стоимости таможенной очистки, включая НДС). Из этой суммы 1,01 млрд руб. (рис. 1) приходится на препараты, предназначенные для лечения мелких домашних животных (МДЖ), остальное — для сельскохозяйственных животных (СХЖ).

Рисунок 1. Объём импорта ПгВЛП, кроме поставок из стран ЕАЭС


* В рамках данного обзора анализировались следующие группы ветеринарных препаратов по классификатору ВОЗ: P52A — противогельминтные препараты и P54A — макроциклические лактоны.
Ряд препаратов в группе Р54А используется как в качестве противогельминтных препаратов, так и в качестве препаратов для лечения эктопаразитов, при этом в абсолютном большинстве случаев противогельминтные свойства препаратов выступают основным показанием к применению. Исключением являются препараты селамектина (Стронгхолд компании Zoetis и Селафорт компании KRKA), для которых основным показанием являются энтомозы.
При этом данные препараты также применяются в качестве средств лечения и профилактики нематодозов (токсокароза, дирофиляриоза и др.).


В прошлом году поставки в рамках этих групп животных развивались неравномерно, так рублёвая динамика по группе МДЖ составила 36% в рублях, а отгрузки препаратов для СХЖ выросли на 67%. В обоих случаях основной причиной динамики было стремление импортёров сформировать товарные запасы, фактический спрос в прошлом году не претерпевал каких-то серьёзных изменений. Примечательно, что натуральная динамика в минимальных единицах дозирования (МЕД**) импорта имела противоположную динамику. В 2019 г. ввоз импортных препаратов для МДЖ в МЕД вырос всего на 5%, а поставки препаратов для СХЖ вообще обвалились на 79%. Интересно, что столь серьёзное падение было связано в основном с прекращением поставок препарата Ашиальбен индийской Ashish Life Science Pvt. Ltd. Поставки препарата в Россию стартовали в 2015 г., причём в отдельные периоды импорт продукта превышал сумму 1,9 млн МЕД.


** Минимальные единицы дозирования (МЕД) – общее количество таблеток, флаконов, ампул и др. лекарственных форм, входящих в потребительские упаковки.


По итогам I квартала 2020 г. активность импортёров в отношении препаратов для МДЖ сокращалась — компании расходовали запасы, сделанные в конце 2019 г. Так что рублёвые темпы роста по товарной группе ушли в «минус» относительно I квартала 2020 г. на 16%, а натуральная динамика в МЕД не превышала 1%. А вот продукция для СХЖ характеризовалась выраженным ростом как натуральных, так и денежных объёмов импорта, долгосрочный показатель прироста в рублях составил 43%, натуральная динамика ещё выше — 62%. Это, кстати, далеко не рекорд, в 2017 г. категория противогельминтных препаратов для СХЖ показала динамику на уровне 73% в рублях, а максимальный прирост в минимальных единицах отмечался в 2016 г., тогда отгрузки выросли в 2,4 раза.

Основная страна-поставщик ПгВЛП в Россию — Франция, на это направление по итогам периода с апреля 2019 г. по март 2020 г. приходится 34,5% общего денежного объёма импорта, причём натуральная доля сопоставимая, в МЕД на отгрузки из этой страны приходится порядка 37,2% поставок (табл. 1).

Таблица 1. Топ-10 стран происхождения ПгВЛП по объёмам импорта в Россию
по итогам периода апрель 2019 г. – март 2020 г., кроме поставок из стран ЕАЭС

Страна происхождения Доля, %, руб. Доля, %, МЕД
1 Франция 34,5 37,2
2 Словения 16,2 27,0
3 Германия 15,0 16,4
4 США 14,6 9,9
5 Бразилия 10,8 2,0
6 Испания 3,8 1,2
7 Латвия 1,1 1,9
8 Китай 1,0 0,6
9 Венгрия 1,0 2,8
10 Индия 0,6 0,4
Источник: RNC Pharma®.

Интересно, что основной объём приходится на ветеринарное подразделение американской компании Elanco, которая поставляет из Франции в нашу страну препарат Мильбемакс®, он занимает более 90% отгрузок. Собственно, на долю французских производителей приходится относительно небольшая доля, суммарные отгрузки компании Ceva и Virbac едва превышают 8%.

Второе место в числе крупнейших поставщиков противогельминтных препаратов приходится на Словению, здесь уже лидирует национальный производитель KRKA. Направление занимает 16,2% денежного объёма поставок и порядка 27% натуральных объёмов импорта. В рамках рассматриваемой в данном обзоре конкурентной группы ключевой продукт компании — Милпразон. В Словении также локализовано производство ещё одного продукта Elanco — препарата Прател.

Вообще топ-10 стран контролирует практически 99% денежного объёма импорта противогельминтных препаратов в нашу страну, при этом из числа относительно нетрадиционных направлений поставок можно отметить Бразилию, из этой страны поставляется почти 11% денежного объёма ПгВЛП.

Розничный рынок — общие объёмы

По итогам 2019 г. объём розничного рынка ПгВЛП составил суммарно 3,86 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). Из этой суммы практически 90% приходится на препараты для МДЖ (рис. 2). Натуральный объём рынка в прошлом году составлял 43,5 млрд МЕД. Причём натуральная доля препаратов для СХЖ значительно выше денежной, на эту категорию продуктов приходится уже порядка 32% рынка — домохозяйства приобретают в основном относительно дешёвые препараты.

Рисунок 2. Розничный рынок ПгВЛП

По итогам I квартала 2020 г. розничный рынок противогельминтных препаратов в денежном выражении показал довольно скромные темпы роста, в целом относительно I квартала 2019 г. продажи выросли всего на 4,7%, причём динамика по категории МДЖ (+4,8%) опережала таковую для СХЖ (+3,6%). В натуральной динамике в МЕД объём рынка препаратов для МДЖ сократился на 3,4%, категория СХЖ при этом прибавила 46,4%. Опять же препараты для продуктивных животных развивались в основном за счёт продукции нижнего ценового сегмента. В среднем по розничному рынку рассматриваемая группа препаратов показала прирост на уровне 10,4%.

На рынке ПгВЛП также наблюдаются значительные региональные отличия как с точки зрения объёмов рынка, так и в отношении ассортимента. В денежном объёме рынка лидирует ожидаемо Центральный ФО, на него приходится 31,5% розничного рынка, или 1,23 млрд руб., по итогам периода с апреля 2019 г. по март 2020 г. (рис. 3). При этом в натуральном объёме (в МЕД) безусловным лидером является Приволжский ФО с долей 22%. В денежном выражении по всем ФО лидируют в продажах, естественно, препараты для МДЖ, а вот в натуральном потребители целого ряда регионов напротив делают акцент на продукции для СХЖ. Так категория препаратов для продуктивных животных лидирует в Сибирском ФО. В Приволжском и Северо-Кавказском ФО продажи примерно одинаковы.

Рисунок 3. Региональная структура розничного рынка ПгВЛП по итогам периода апрель 2019–март 2020 гг.

Наиболее дорогие препараты реализуются в Центральном ФО, здесь в среднем стоимость одной минимальной единицы составляет 133 рубля. Мы проводим расчёты в минимальных единицах, поскольку значительные объёмы (более трети) препаратов реализуются на розничном рынке в виде дробных упаковок, когда потребительская упаковка вскрывается, а разовые дозы препаратов продаются потребителям поштучно. Сопоставимые средние цены фиксируются также в Северо-Западном ФО (120 руб.). Минимальный ценник отмечен в Сибирском ФО (49 руб.) и Приволжском ФО (67 руб.), здесь уже можно проследить вполне явную корреляцию с высокой долей препаратов для СХЖ в региональных продажах. Исключение составляет лишь Северо-Кавказский ФО, здесь, несмотря на значительную натуральную долю препаратов для продуктивных животных, средний ценник держится на уровне 107 руб. за единицу.

Ассортиментные различия в отношении ПгВЛП во всех ФО касаются в основном препаратов начиная с третьего места. Первые два в основном делят торговые марки Мильбемакс (Elanco) и Стронгхолд (Zoetis), причём Мильбемакс лидирует в четырёх округах из восьми. А Стронгхолд — абсолютный лидер только в Южном ФО. Наиболее серьёзные отличия от общефедеральной картины можно наблюдать в отношении Дальневосточного ФО, здесь первая тройка представлена препаратами исключительно российского производства: Ивермек («Нита-Фарм»), Диронет («Агроветзащита») и Празицид («Апиценна»).

Розничный рынок — основные игроки и ассортимент

Топ корпораций-производителей на российском розничном рынке ПгВЛП по итогам периода с апреля 2019 г. по март 2020 г. возглавляет ветеринарное подразделение Elanco с 22% рынка (табл. 2). Причём львиная доля продаж приходится на Мильбемакс®, который возглавляет рейтинг торговых марок (табл. 3). Второй противогельминтный препарат компании — Прател находится далеко за пределами топ-15 торговых марок.

Таблица 2. Топ-15 корпораций-производителей на розничном рынке ПгВЛП
по итогам периода апрель 2019 г. – март 2020 г.

Корпорация Страна регистрации производителя Доля, %,
руб.
Доля, %,
МЕД
1 Elanco США 21,9 8,4
2 Апиценна Россия 11,5 11,3
3 Zoetis США 11,3 2,5
4 Bayer Healthcare Германия 10,2 3,1
5 Агроветзащита Россия 9,4 49,1
6 KRKA Словения 9,3 4,4
7 Скифф Россия 6,8 6,9
8 Нита-Фарм Россия 5,7 2,1
9 Экопром/Неотерика Россия 4,9 2,2
10 Фармбиомед Россия 1,5 0,9
11 Euracon Pharma Германия 1,4 1,4
12 Virbac Франция 1,4 0,5
13 Ceva Sante Animale Франция 1,3 1,2
14 Вик Группа Компаний Россия 1,1 1,4
15 Агробиопром Россия 0,7 1,2
Источник: RNC Pharma®.

Таблица 3. Топ-15 ТМ на розничном рынке ПгВЛП по итогам
периода апрель 2019 г. – март 2020 г.

ТМ Корпорация Доля, %, руб. Доля, %,
МЕД
1 Мильбемакс Elanco 21,1 7,1
2 Стронгхолд Zoetis 11,3 2,5
3 Милпразон KRKA 6,9 3,3
4 Празител Скифф 6,8 6,9
5 Празицид Апиценна 5,9 5,5
6 Ивермек Нита-Фарм 5,0 1,8
7 Дронтал Bayer Healthcare 4,7 2,1
8 Адвокат Bayer Healthcare 3,7 0,7
9 Диронет Агроветзащита 3,1 5,0
10 Гельминтал Экопром/Неотерика 2,9 1,1
11 Азинокс Агроветзащита 2,6 8,4
12 Альбен Агроветзащита 2,5 33,7
13 Дирофен Апиценна 2,4 4,7
14 Гельмимакс Апиценна 2,0 1,0
15 Инспектор Экопром/Неотерика 1,5 0,4
Источник: RNC Pharma®.

Несмотря на абсолютное лидерство американского производителя, доминирует в рамках группы противогельминтных препаратов всё же продукция российских производителей, суммарно на них приходится 38% денежного объёма рынка, в натуральном же выражении российские предприятия — абсолютные лидеры, с долей более 76%.

Всего в топ-15 корпораций на розничном рынке по денежному объёму вошло 8 российских компаний. Крупнейший в этой категории российский производитель — «Апиценна», компания занимает вторую строчку, с долей в 11,5% от денежного объёма рынка и порядка 11,3% натурального объёма. Правда, в топе торговых марок ключевой продукт компании Празицид занимает только 5-е место, уступая продукции зарубежных производителей: Elanco, Zoetis, KRKA и российского предприятия «Скифф».

Второй российский игрок — «Агроветзащита», располагается на 5-м месте, при этом компания — абсолютный лидер в минимальных единицах, продукцией компании пользуется 49% потребителей. А в топ-15 торговых марок вошло сразу три продукта компании, максимальные денежные объёмы приходятся на препарат Диронет для домашних животных , в натуральном выражении лидирует торговая марка Альбен, которая в основном применяется для дегельминтизации продуктивных животных.

Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Close