Поиск

Рынок аквариумистики в водовороте перемен

аквариумистики

Текст: Валентина Конышева


Наши консультанты: Виталий Алексюк, генеральный директор оптовой компании «Аква Лого» (Москва), Алексей Золотарёв, директор сети магазинов «Природа» (Ярославль), Инна Хромова, бренд-менеджер компании «АММА ПЕТ» (Москва).


Ещё три года назад российский рынок аквариумистики был не просто наполнен, но и переполнен. «Банки» различных объёмов и форм, всё для декора и оборудования как пресноводного, так и морского аквариума, корма, средства для ухода за водой и лечения рыб, наконец, сами рыбы и другая подводная живность, и всё это на любой вкус и кошелёк. Энтузиасты были счастливы, остальной народ… пожалуй, даже пресытился и слабо пополнял ряды аквариумистов. Многие восприняли это как сигнал к действиям и активно включились в борьбу за будущих покупателей. Образовательная программа, конкурсы, мастер-классы поддерживали интерес к подводному миру. Не рост, но относительная стабильность: это была хорошая попытка удержать рынок от резкого падения. И тут ударила пандемия, обрушив в первую очередь поставки от китайских поставщиков и логистику. В 2020-м упал спрос на дорогие аквариумы, потом и на остальные товары. Часть премиального сегмента вообще переместилась в онлайн-торговлю.

Пандемия пошла на спад, рынок — в рост: с середины 2021 года случился всплеск продаж на 20–30%. А в этом году, после введения санкций, вновь началось падение. Спрос опять снизился, плюс многие компании долгое время не могли получить из Европы уже оплаченные товары…

Товары для аквариумистики: меняем Запад на Восток

На полках наших зоомагазинов доля импортных товаров для аквариумистики составляла около 70%. А что сейчас происходит с наполнением полок и ценами?

Пока в продажу поступает продукция, ввезённая до санкций. Цены на товары из Китая вернулись к январскому уровню. На европейские товары — не на все, так как не подтверждена возможность ввоза. Добавим «скачущие» курсы валют и сложности в расчётах с зарубежными партнёрами…

Самое сложное — импортировать аквариумное оборудование, произведённое в Европе. Зарубежные партнёры должны доказывать, что вот эта аквариумная техника не имеет двойного назначения, что чипы, в ней применяемые, нельзя использовать для производства ракет… Каждый товар, каждое наименование надо выводить из санкционного списка, получая на него «индульгенцию» от Еврокомиссии, что занимает не менее двух месяцев. Есть в Европе компании, которые отстаивают своё право продавать товар в Россию, и успешно, но многие производители товаров для аквариумистики занимают выжидательную позицию, и в итоге товаров всё равно недостаточно.

Из-за этого идёт перераспределение полок в зоомагазинах между теми торговыми марками, которые сумели удержаться на плаву, и теми, кто имел стратегические запасы товара либо наплевал на санкции, введённые Западом. Некоторые зоомагазины принципиально не берут товары европейских марок, некоторые и хотели бы, но их негде взять. Поэтому естественно, что на полки попадает всё большее количество товаров, произведённых в Юго-Восточной Азии.

Доля импорта осталась неизменной, просто произошла замена европейского импорта на азиатский.

Инна Хромова амма
Инна Хромова, бренд-менеджер «АММА ПЕТ»
«Я не стану говорить, что перспективы радужные, но и хоронить категорию аквариумистики преждевременно. Из недавней поездки по некоторым городам я сделала вывод, что категория имеет хороший потенциал, если опт сможет предложить своим клиентам качественные продукты по приемлемым ценам. Да, ещё остаются на полках товары премиальных марок, но цены на них уже очень далеко ушли от средних, и на сегодня эти товары имеют спрос у небольшого процента конечных покупателей. Ассортимент товаров расширяется, совершенствуется, усложняется, несмотря на панические настроения в начале года. У многих продавцов появляются новинки в эконом- и среднем сегменте; к сожалению, в ближайшее время, как мне кажется, проблемы будут в премиальном сегменте аквариумных товаров. Другая проблема — магазины, и таких немало по стране, решили, что сейчас покупателям лучше предлагать товар экономкласса, что, конечно же, является ошибкой. Клиентам нужно давать возможность выбора, а только экономкласс на полках — это тупик. Думаю, это пройдёт, но людям, чтобы перестроиться, нужно время, а время — очень дорогое удовольствие».
 

Если говорить о живом товаре для аквариумистики, то его заметную часть всегда составлял импорт из Сингапура, Индонезии, Таиланда. И у этого товара очень специфическая логистика. Невозможно подержать на складе месяц-другой живых рыбок, как и запасти их на полгода. Один термоящик с рыбой занимает столько же места, сколько чемодан туриста. Возят рыбу на обычных регулярных рейсах, всё должно быть чётко, быстро, относительно доступно — это не должно стоить как перевозка бриллиантов. И если начинаются проблемы с регулярностью сообщений (а рейсы с пересадками могут быть просто непригодны для такого рода перевозок), изменения в стоимости, перебои с поступлением живого товара обеспечены. К счастью, прямое сообщение с Юго-Восточной Азией пока на приемлемом уровне, в отличие от авиасообщения с Европой.

Аквариумистика: реальность импортозамещения

Если логистические цепочки будут и дальше разрушаться, если из-за санкций будут проблемы с проведением платежей, провозом груза по европейской территории, возможно ли организовать импортозамещение товаров для аквариумистики? Увы. Наши консультанты оценили эту возможность как малореальную.

Самим производить высокотехнологичное оборудование? Практически невозможно, не окупится. В мировом масштабе российский рынок аквариумистики — небольшой. И в части инвестиций в оборудование он себя не оправдывает.

Корма? Сейчас у нас налаживается производство кормов для аквакультуры (рыборазводческих хозяйств, работающих для нашего стола). Но это — большие упаковки, основной требуемый эффект от корма — хорошая прибавка рыбами массы. А для аквариума нужны маленькие упаковки, особая рецептура, чтобы минимально загрязнялся аквариум, иначе может начаться рост водорослей и придётся чаще менять воду. Плюс учитывались особые потребности отдельных видов, плюс добавки для улучшения окраски рыбок… Этот баланс много лет выводился мировыми лидерами производства аквариумных кормов. Более-менее сходными с кормами для аквакультур могут оказаться только корма для прудовых рыб. Так что полноценное импортозамещение пока не предвидится, но примеры удачных попыток работы в этом сегменте есть — например, компания «Акваменю».

Дефицита пресноводных аквариумных рыбок пока нет. Их много разводится и у нас, и нарастить это производство реально. А вот морских обитателей везут из-за рубежа. Но даже многих пресноводных рыб выгоднее получать из Юго-Восточной Азии, там их разведение обходится гораздо дешевле.

Таким образом, равноценное импортозамещение товаров для аквариумистики потребует времени, капиталовложений (причём на инвестициях этих не заработаешь), гигантского энтузиазма, и к тому же продукция на выходе получится отнюдь не дешёвой. Возможно, мы к этому вынужденно придём, но пока замещать нечем.

Но самое главное — должны быть люди, которые захотят всё это купить, импортное ли, замещённое ли. А вот с этим у нас могут быть проблемы.

Виталий Алексюк Аква Лого
Виталий Алексюк, генеральный директор компании «Аква Лого»

«По регионам статистика различается. Но надо иметь в виду, что верная “старая гвардия” аквариумистов — никуда не денется. Это костяк, их немного, но энтузиасты хобби не бросают. Около 80% покупателей, которые раньше покупали дорогие товары, сохраняют свою верность премиальному и среднему ценовым сегментам. Ну, а те покупатели, которые раньше довольствовались товарами экономкласса, так и продолжают их покупать. Самая большая угроза — новые люди не будут приходить сами, как бывало раньше».

 

Где ты, племя молодое, незнакомое… аквариумистов?

Проблема, собственно, уже налицо. Аквариумистика как хобби теряет популярность. Почему?

Во-первых, снижение покупательной способности населения. У людей на фоне инфляции, роста продовольственных и прочих цен всё меньше остаётся возможности тратить деньги на то, что не является предметом первой необходимости. Во-вторых, сейчас люди вообще не склонны к новым покупкам. И не только потому, что нет денег, а из-за заторможенности, отсутствия открытости  чему-то новому. Меньше приходит тех, кто покупает аквариум в первый раз. А это именно та группа покупателей, которые составляют массовую аквариумистику.

Аквариумистика как хобби всегда конкурировала с проведением досуга вне дома. Казалось бы, сейчас это скорее преимущество: меньше тратится времени и денег на путешествия и тому подобное, и для зоомагазинов настало время бороться за своих будущих постоянных клиентов.

Для этой борьбы у ретейла два поля. Первое — интернет и социальные сети. Надо привлекать внимание людей, показывать, что аквариум — это круто и, может, «ты сам его давно хотел, но просто об этом не знаешь», а с нашими товарами это ещё и очень легко. Второе — непосредственно территория зоомагазина. Хорошо оформленная экспозиция с живыми рыбками (обязательно здоровыми, красивыми и бодрыми) неизбежно притягивает людей. Дети вообще как на экскурсию ходят. И «непрофильные» покупатели, например, владельцы кошек, часто аквариум заводят. Надо просто обращать внимание людей на готовые решения, стартовые наборы, побуждать купить аквариум.

Алексей Золотарёв Аквастойка
Алексей Золотарёв, директор сети магазинов «Природа» и руководитель производства автоматизированных аквариумных стоек для зоомагазинов «Аквастойка», Ярославль

«В общем и целом наш рынок будет падать вместе с остальной экономикой России. Но внутри этого падающего рынка кто-то будет чувствовать себя совсем плохо, потому что не сможет представить конкурентоспособного предложения для клиентов, а кто-то даст возможность покупателям занять свободное время и высвободившиеся ресурсы аквариумистикой. Даже если  кто-то придёт сначала “только поглядеть”: делать нечего, в Турцию не уехал, а рядом в зоомагазине есть хорошая экспозиция, можно с ребёнком сходить. И попутно он даже купит пусть и не рыбку, а  какой-нибудь банальный корм для кошек, игрушку. Для человека — шанс обеспечить досуг. А для нас шанс превратить его в реального покупателя. В идеале — превратить его в аквариумиста».

 

Сложно судить об изменениях за полгода, тем более, учитывая традиционную сезонность рынка аквариумистики: в это время были всего два месяца активных продаж — март и апрель, когда не только зообизнес, но и остальные виды предпринимательства сильно лихорадило. Сейчас время летнего затишья, сезон начнётся только во второй половине августа. Если говорить о ситуации с учётом международного рынка, многие надеются, что картина прояснится в сентябре. Но, скорее всего, судить о том, насколько радикальные перемены произошли на рынке аквариумистики, можно будет только к концу года.