Поиск

Рынок зоотоваров: продажи паучей для собак и кошек растут

производство кормов

Текст: Александр Колчин

NeilsenIQПо просьбе «Зооинформа» компания NielsenIQ проанализировала сегмент влажных продуктов для кошек и собак, упакованных в паучи. Их продажи в России растут с каждым годом, и если влажники для кошек в паучах – давно принятый и развиваемый рынком формат, то паучи кормов для собак – сегмент относительно новый, но перспективный.

Продукты в паучах для кошек

Сегмент влажных кормов для кошек, выпускаемых в паучах в России, оценивается некоторыми специалистами примерно в 80–82 млрд рублей. По исследованиям NielsenIQ, доля продуктов в этой упаковке в сегменте всех влажных кормов для кошек увеличилась по сравнению с июнем 2021 года. Рост составил от 0,9 пп (пп – процентный пункт. Прим. авт.) в зоомагазинах и 1,1 пп в неспециализированной рознице, а также до 1,8 пп в онлайне.

паучи для кошекВ неспециализированном канале продаж доля паучей среди всех прочих влажных кормов для кошек сейчас составляет почти 95%, в зоомагазинах – 78,8%, а в онлайне – 80%. Остальные продажи приходятся на корма, упакованные в жестяную банку, и ламистеры («ванночки»).

Таблица 1. Доля паучей в сегменте влажного питания для кошек по каналам продаж (%)
MAT-1* MAT
Неспециализированная розница 93,8 94,9
Зооретейл 77,9 78,8
Онлайн 78,2 80
МАТ-1 — май 2020 / июнь 2021, МАТ — май 2021 / июнь 2022; MAT — скользящая годовая сумма.
Анализ ведётся на основе сравнения совокупной цифры продаж за выбранные 12 месяцев к аналогичному предыдущему периоду.

Реализация в рублёвом эквиваленте продемонстрировала рост спроса на паучи у владельцев кошек за период с июня прошлого года по июнь 2022 года. Неспециализированная розница показала увеличение продаж в 13,1%, зоомагазины – 6,2%. Высокую динамику прироста зафиксировали в онлайн-канале – 87,4%.

Таблица 2. Изменения в продажах паучей в сегменте влажного питания для кошек (руб., %)
MAT-1 MAT
Неспециализированная розница 13,1
Зооретейл 6,2
Онлайн 87,4

В среднем по стране доля влажных кормов в паучах для кошек сегодня составляет 93%.

Среди регионов наибольшая доля таких продуктов на Дальнем Востоке – почти 97% и Сибири – 95,5%, наименьшая в Центре – 91% и на Северо-Западе – 92%.

Таблица 3. Доля паучей в сегменте влажного питания для кошек по регионам (%)
MAT-1 MAT
В среднем по стране 91,9 93
Центр 89,3 90,9
Северо-Запад 90,4 92
Волга 93,6 94,6
Юг 91,7 93,1
Урал 94,1 94,2
Сибирь 94,8 95,5
Дальний Восток 96,8 96,8

Наибольшую динамику роста продаж паучей для кошек демонстрируют регионы Волга – почти 14% к прошлому июню, и Юг – почти 17%. Наименьший рост зафиксирован на Дальнем Востоке – 2%. А в среднем по всей стране специалисты оценили увеличение продаж паучей для кошек в 11,8%.

Таблица 4. Изменения в продажах паучей в сегменте влажного питания для кошек по регионам (руб., %)
MAT-1 MAT
В среднем по стране 11,8
Центр 10,5
Северо-Запад 10,7
Волга 13,9
Юг 16,9
Урал 13,3
Сибирь 10,7
Дальний Восток 2

Продукты в паучах для собак

Влажные продукты в паучах для собак – товар в России не самый популярный. Примерный оборот питания в этой упаковке может быть оценён в 6–8 млрд рублей в год.

Самая большая доля кормов в паучах (среди всех влажных кормов для собак) в неспециализированной рознице – 86%. По сравнению с прошлым годом (июнь 2021-го) она увеличилась на 0,9 пп. Практически не изменилась с 2021 года доля этого товара в зоомагазинах – сегодня это 28,6%. Основные изменения в онлайне – здесь доля кормов для собак в паучах выросла на 7,4 пп и составила на июнь 2022 года 37,4%.

Таблица 5. Доля паучей в сегменте влажного питания для собак по каналам продаж (%)
MAT-1 MAT
Неспециализированная розница 84,9 85,8
Зооретейл 28,5 28,6
Онлайн 29,7 37,1

Наибольший рост продаж в рублёвом эквиваленте зарегистрирован в онлайн-канале – с июня 2021-го они увеличились на 133,3%. В неспециализированной рознице прогресс зафиксирован на уровне 15,4%, а в зооканале – 4,3%.

Таблица 6. Изменения в продажах паучей в сегменте влажного питания для собак (руб., %)
MAT-1 MAT
Неспециализированная розница 15,4
Зооретейл 4,3
Онлайн 133,3

паучи для собакСамая большая доля паучей в сегменте влажного питания для собак фиксируется на Дальнем Востоке – почти 85%, на Волге – 81,4%, в Сибири и на Урале – по 80,9% и 80,7% соответственно. Сибирь, кстати, единственный регион, где доля продаж корма в этой упаковке по сравнению с прошлым годом уменьшилась.

Наименьшая доля по паучам в сегменте влажных кормов для собак в Центре – 58,3%. Но здесь наблюдается самый высокий прирост доли в 2,4 пп по сравнению с июнем 2021‑го.

Таблица 7. Доля паучей в сегменте влажного питания для собак по регионам (%)
MAT-1 MAT
В среднем по стране 67,2 68,7
Центр 55,9 58,3
Северо-Запад 70,4 72,1
Волга 80,1 81,4
Юг 63 63,2
Урал 79,7 80,7
Сибирь 82,1 80,9
Дальний Восток 84 84,5

Активную динамику продаж в период с июня 2021 года продемонстрировали Юг – 19,3% и Урал – 18,2%. Наименьший рост фиксируется на Дальнем Востоке – 5%.

Таблица 8. Изменения в продажах паучей в сегменте влажного питания для собак по регионам (руб., %)
MAT-1 MAT
В среднем по стране 12,8
Центр 11,3
Северо-Запад 12,1
Волга 15
Юг 19,3
Урал 18,2
Сибирь 10,7
Дальний Восток 5

Среднее увеличение продаж паучей для собак по стране оценивается в 12,8%.

Перспективный сегмент

Паучи – наиболее распространённая упаковка во влажных кормах для кошек: её средняя доля в сегменте по стране уже равна 93% и продолжает расти. При этом доля влажных продуктов выше или равна 80% во всех каналах продаж. Динамика покупок показывает высокий интерес владельцев кошек к кормам в паучах. Особенно это заметно в онлайн-канале.

Корма для собак в паучах достигли доли в 69% в среднем по стране. Здесь наблюдается рост: и сегмента, и продаж в рублёвом эквиваленте. Однако процент влажных кормов для собак в паучах в неспециализированной рознице почти в три раза выше, чем в других каналах. Зоомагазины и онлайн пока присматриваются к этой форме упаковки и в основном продают товар в банках и ламистерах, предполагая высокий потенциал кормов для собак в паучах в будущем.