Государство стремится повернуться к бизнесу лицом, за полгода запущено более 15 новых продуктов, на зоорынок стремятся непрофильные игроки, прошедшие мероприятия зооиндустрии вселяют оптимизм, а предстоящие сулят возможности для развития. Читайте об этом в полугодовом обзоре событий зооиндустрии.
От ажиотажа к новой реальности
Шесть месяцев текущего года стали для зооиндустрии настоящим испытанием. В марте зооретейл и дистрибьюторы столкнулись с ажиотажным спросом на импортные товары. Курс рубля обвалился под воздействием политических событий, и запаниковавшие владельцы животных закупили, по оценкам экспертов, полугодовые и даже годовые запасы импортных кормов. Это привело к пустым полкам в ретейле и сбоям в поставках у сервисных компаний.
Горячие дни наступили для импортёров и производителей. Пострадавшие от ковидных ограничений логистические цепочки окончательно рухнули. Некоторые европейские поставщики начали разрывать контракты с российскими импортёрами. Бизнес учится жить в новой реальности: ищет поставщиков в Азии, выстраивает новые транспортные схемы.
Транснациональные компании с локацией в России оказались между двух огней: американскими офисами, требующими прекратить работу, и российским рынком — освоенным, ёмким и перспективным. Компромисс нашли в прекращении инвестиций в развитие и заморозке маркетинговых вложений.
Изменилась ситуация с недвижимостью на рынке. Компании избавляются от лишних площадей. За последние пять месяцев объём складских площадей, предлагаемых в субаренду, например, в логистических парках в Московском регионе, вырос в 4,5 раза.
Помощь государства
Государство, стремясь поддержать отечественный бизнес, в течение марта-апреля приняло значительное число послаблений для предпринимателей: корректировали и убирали валютные ограничения, запрещали проверки бизнеса, отсрочивали или снижали налоги и так далее. «Заморозили» грядущую маркировку кормов.
Однако главное ведомство для зооиндустрии — Россельхознадзор, — каких-то ключевых действий для отрасли не предприняло. По-прежнему большинство стран закрыто для импорта кормов, и ввоз производится точечно, с предприятий, имеющих временное разрешение. Выездные проверки работы ветслужб европейских стран, после которых, как правило, следовали открытия импорта, теперь практически невозможны, а значит, скорее всего, ситуация с ввозом пока не изменится.
Важные события на рынке
В первом полугодии была создана, зарегистрирована и начала работу Национальная ассоциация зооиндустрии. Сейчас, по словам президента НАЗ Кирилла Игоревича Дмитриева, формируется штат и оборудуется офис, а в ближайшее время ожидается аккредитация в Министерстве сельского хозяйства РФ.
Для вступления в Национальную ассоциацию зооиндустрии компаниям нужно отправить заявку на электронную почту info@zooassociation.ru. Оперативные вопросы можно выяснить у президента НАЗ Кирилла Дмитриева или по телефону: +7 (495) 543-93-05.
6–8 апреля 2022 года прошёл VI Саммит зообизнеса России. Он собрал 220 владельцев, руководителей и топ-менеджеров компаний, работающих в зообизнесе по всей России и Беларуси. Более 100 участников наблюдали за ходом Саммита в онлайн-трансляции.
Началась подготовка к XI Международной выставке зоотоваров «ПаркЗоо». Ожидается более 150 участников, в том числе из Турции и Китая. Организаторы формируют «Территорию нетворкинга», где предполагается провести фестиваль груминга, конференцию для заводчиков, бизнес-игры и работу с профессиональной подготовкой продавцов зоомагазинов. Новое мобильное приложение поможет ориентироваться среди стендов экспонентов и быть в курсе всех новостей «ПаркЗоо».
Все хотят на зоорынок
Сразу несколько непрофильных игроков зоорынка заявили о регистрации товарных знаков для выпуска собственных продуктов для животных.
ООО «Яндекс» подало в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака Lapsville. Знак регистрируется в классе товаров, включающих косметические средства для животных, биочипы, электрические ошейники, одежду, сумки и чемоданы, гнёзда для домашней птицы и ванночки для птиц, домики и кормушки для животных.
OZON в начале марта подал заявку на регистрацию торговых марок, среди которых значится и OZON Pets. Собственные торговые марки компании должны будут заменить товары, которых стало не хватать из-за санкций.
«Vprok.ru Перекрёсток» открыл онлайн-ветаптеку. Основу ассортимента составили средства для борьбы с клещами, противовоспалительные и антигельминтные препараты, медикаменты для ушей, глаз и ротовой полости, а также попоны, пелёнки и антисептики.
«Яндекс.Еда» подключил доставку зоотоваров из «Бетховена» и «Динозаврика». Пока заказ доступен для Москвы и некоторых городов Подмосковья, однако в ближайшее время такая возможность появится и в других регионах страны. К сервису подключатся сети «ЗооОптТорг» и «Любимчик».
«ВкусВилл» выводит из ассортимента зоотовары сторонних брендов. Сеть планирует освободить место для продуктов под собственными марками компании, которые сейчас занимают 97 % ассортимента. СТМ для питомцев в сети была запущена в 2016 году и достигает 33 SKU.
Онлайн-сервис «Здравсити» начал продавать ветеринарные препараты, товары по уходу за животными и корма. Новый ассортимент доступен в Центральном, Северо-Западном и Приволжском округах.
«Золотое яблоко» — торговая сеть, специализирующаяся на продаже косметики и парфюмерии — включила в ассортимент целый ряд товаров для животных: средства для ухода за питомцами, аксессуары для груминга, а также игрушки, амуницию, посуду, автоматические кормушки и прочее.
Digital
В первом полугодии собственные мобильные приложения запустили сети магазинов «Зоозавр» и «Ле’Муррр».
В ходе форума «Неделя ритейла» были приняты «Стандарты взаимодействия маркетплейсов с продавцами». В документе упорядочивается целый ряд процессов, которые до настоящего времени ничем, кроме локальных правил площадок, не регламентировались, оговариваются правила сотрудничества и нормы взаимодействия, позволяющие решать спорные ситуации и избегать их.
По данным аналитической компании RNC Pharma, по итогам I квартала 2022 года общий объём продаж ветпрепаратов на крупнейших маркетплейсах России вырос в 2,6 раза по сравнению с тем же периодом 2021 года.
Новые продукты на рынке
Ограничения импорта подтолкнули отечественных производителей к увеличению выпуска локальных товаров, а сервисные компании и дистрибьюторов — к пересмотру портфеля брендов. Поменяли «состав полки» и зоомагазины, выбирая продукты с гарантированными поставками. По данным информационной ленты «Зооинформа», основные новые продукты, выпущенные в первом полугодии в России, — это корма.
Суперпремиальный бренд Doctrine, один из немногих стартапов кормов высокого класса, стал производиться на заводе FAVA в Ленинградской области. Развивает проект PetFabric, за которым стоит компания «Эвентус плюс».
Линейка кормов Brit Premium для кошек от «КОНТИНЕНТЗОО» пополнилась новым продуктом — влажными кормами в виде кусочков в желе, расфасованными в паучи.
Компания «Пет-Продукт» выпустила марку кормов суперпремиум-класса для кошек и собак Florida. Ассортимент включает повседневные и функциональные рецепты сухих кормов, а также влажные корма: паучи для кошек и консервы для собак.
«Миралек» представила новые средства ухода за шерстью. Это органические муссы для шерсти и кожи «СкинВет Sensitive» и «СкинВет Seb». И анонсировала выпуск препарата «Энбифол» для общей кратковременной анестезии.
Бренд влажных кормов Organic Choice для собак из мускульного мяса животных, не содержащего злаков, сои и ароматизаторов, представила компания «Мишель и К». Ассортимент «Родных кормов» также пополнился влажными кормами для кошек в паучах.
«Афина» расширила линейку влажных «тайских» консервов для кошек Prime Ever, дополнила новыми текстурами и вкусами корма для собак Solid Natura, а корма для кошек — паучами. В ветлинейке бренда появился корм Gastrointestinal.
Обновлена линейка сухих кормов для кошек ZooRing от компании «ВсемМиром». В продуктах увеличено содержание животных ингредиентов и добавлен фитокомплекс. Изменилась упаковка кормов.
«Гранд Альфа» вывела на рынок паучи для кошек Best Dinner, изготовленные в Таиланде, и расширила линейку сухих кормов под этим же брендом.
«Гамильтон Юкей» начала продажи влажного корма для кошек HAMILTON собственного производства.
Пермский «Зооопт» ввёл в ассортимент лакомства для собак «Корюшка сушёная» и подвесные домики для мышей, хомяков, песчанок, дегу, крыс и ёжиков.
«Золотой кот» выпустил новые корма для кроликов, хомяков и морских свинок. Выращивание и переработка сырья для производства этих зоотоваров осуществляются на семенном заводе в Воронежской области.
«Компания ОРИС» выпустила домики для кошек из велюра «файн» с мехом и лежанки.
Компания НПФ «Экопром» (товары на рынке представляет «Неотерика Рус») расширила ассортимент успокоительных средств Relaxivet. В линейку продукции вошло новое успокоительное для собак и кошек в виде пасты. Антигельминтные средства компании пополнились препаратом «Мильбецин НЕО». Лекарство применяют для лечения и профилактики нематод и цестод на всех стадиях развития.
Компания «Экософт» расширила ассортимент наполнителей: новый White изготовлен из модифицированного силикагеля белого цвета с повышенной способностью к впитыванию жидкости.
Зооретейл продолжает расти
Несмотря на пессимистичные прогнозы о замедлении развития сетей зоомагазинов в первом полугодии, опубликованные «Коммерсантом», федеральная сеть «Четыре Лапы», лидер рынка по числу торговых точек, открыла 18 новых зоомагазинов — 16 в Москве и области и два — в Санкт-Петербурге. Они же представили рынку результаты ряда опросов об уходе и питании животных, путешествиях с любимцами, и заявили о ребрендинге сети: изменения затронут фирменный стиль — логотип и цвета.
Сеть «Динозаврик» открыла новые торговые точки в ТЦ «Спектр» и «Коньково Пассаж».
В калининградском торговом центре «Акрополь» начал работать новый зоомагазин «Бетховен».
В начале апреля в Петербурге открылись два новых зоомагазина «ВАКА». Один из них расположен в ТЦ «Китай-город», а другой — в ТЦ «Миллер». Общее число зоомагазинов «ВАКА» теперь — 44.
Во Владивостоке, в ТЦ «Славянский», начал работать магазин зоотоваров ZooRing.
Новые ветеринарные аптеки открылись в сети «КЗВС». Торговые точки начали работу в Ставрополе, Минеральных Водах, Майкопе, а две — в Краснодаре.
В Анапе в торговом центре «Табрис» начал работать новый зоомагазин премиального формата AnimalClub. Он стал первой точкой сети «Евро-Продукт-К» за пределами Краснодара. Вместе с ним общее число зоомагазинов сети «Барсик» + AnimalClub достигло 43.
Производство
Санкционное давление и разрывы привычных логистических цепочек стимулируют отечественных бизнесменов на инвестиции в производство сырья и товаров на территории России.
В мае компания Pontis открыла завод по производству функциональных протеинов на основе плазмы крови, свиного и говяжьего коллагенового белка, а также мясной муки. Это первое в России предприятие с таким широким профилем продуктов для сельского хозяйства, пищевой промышленности и зооиндустрии.
Запустил производство своих кормов завод AlphaPet. Пока в предложении две линейки кормов под брендом AlphaPet: для масс-маркета и премиальная — для спецканала.
Бренд Dailydog&Dailycat сообщил о локализации производства части ассортимента на фабрике в Ленинградской области. Пока это два вида продуктов для кошек.
Компания Pureluxe Pet Food (США) запустила собственное производство на территории Российской Федерации.
Производство кормов активно началось в регионах России на непрофильных предприятиях. Например, фирма «Каусар», специализирующаяся на переработке и консервировании мясной продукции, начинает производить корма для животных в Татарстане. В Челябинской области предприятие «Чепфа» запустило производство сухих кормов для собак под собственным брендом. Продукция изготавливается из куриного мяса, кукурузы и риса, рыбьего и животного жира, а также овощных и растительных добавок. Проектная мощность — 1 тысяча тонн в месяц, однако на первом этапе фабрика производит 100 тонн в месяц.
ООО «Петэксперт» заявило о намерении построить фабрику по производству кормов для кошек и собак. Предприятие площадью не менее 10 тысяч кв. м будет создано на территории Елецкого участка особой экономической зоны «Липецк». В объект планируется инвестировать 1,1 млрд рублей, будет создано не менее 50 рабочих мест.
Новая реальность зообизнеса
Первое полугодие 2022 года зооиндустрия провела в стрессе, пытаясь адаптироваться к новым условиям работы. И этот процесс продолжается. Тем не менее — рост производства и продаж зоотоваров не замедлился. По данным NielsenIQ, зоотовары в России в первые четыре месяца года показывали рост в 17,7 % в офлайне и 108,5 % в онлайне: эти цифры выше среднего роста непродовольственных категорий в FMCG.
Зооретейл продемонстрировал высокую заинтересованность в товарах с гарантированными поставками и интерес к отечественным брендам. Дистрибьюторы ответили на это расширением ассортимента, а российские производители — попытками увеличить объёмы выпуска кормов для кошек и собак. Насыщение рынка пока даётся с трудом — посетители магазинов чувствуют дефицит привычных продуктов и очень страдают от новых цен на импортные товары, которые становятся недоступными для многих покупателей.
Импортёры настраивают новые цепочки поставок, ищут доступные бренды, не теряют надежду на возобновление импорта с закрытых предприятий и продолжение сотрудничества с европейскими и американскими компаниями.