Поиск

Рынок зоотоваров Франции

Данные предоставлены компанией 

 

На развитие рынка зоотоваров Франции повлияли в 2014 году несколько глобальных факторов. Первый фактор – экономический, 2014-й стал годом начала экономического восстановления. Второй фактор – климатический. Этот год стал самым тёплым с 1990-го, а погода оказывает влияние на состояние зоорынка.

 

Кроме того, в 2014-м произошло два заметных события в законодательной сфере Франции. Во-первых, статус животных-компаньонов изменился: они были признаны существами «чувствующими». И, во-вторых, дважды произошло увеличение НДС при продаже животных через магазины: с 7 до 10 % в январе  и с 10 до 20 % в июле. В итоге потребление товаров для домашних животных вновь начало увеличиваться в последние месяцы года.

Французский рынок оценивается в 4,7 млрд евро (по итогам 2014 г.), опередив немецкий и британский рынки. В целом, в состоянии депрессивной экономики зоорынок страны остаётся стабильным. Французы любят животных и постоянно демонстрируют свою любовь. Объём рынка в 2014 году вырос на 3,5%. Глобальный рост наблюдается с 2006 года, с 2009 по 2014 увеличение составило 23%.

Наиболее динамичным является сектор товаров для гигиены и ухода за животными. За прошедший год он вырос на 10%, а всего с 2010-го – на 35%.

Продажи аксессуаров растут, но незначительно (+3%), а вот продажа животных в магазинах в 2014-м сократилась на 1%.

Наибольшую долю рынка составляли и составляют корма для животных на них приходится 70% от всего объёма продаж зоотоваров.

Помимо роста продаж рынок развивается и за счёт инноваций и расширения ассортимента, особенно в категории товаров для кошек и собак. За счёт качественного развития, появления новых продуктов для удовлетворения новых потребностей, рынок зоотоваров и услуг во Франции растёт быстрее, чем увеличивается популяция домашних животных.

 

Структура и особенности зоорынка

84% рынка приходится на товары для кошек и собак. По мере того, как эти животные всё в большей степени становятся членами семьи, владельцы всё более серьёзно следят за их здоровьем, питанием, гигиеной, а также стараются находить себе занятия для совместного времяпрепровождения со своими питомцами.

Доля сегментов товаров для мелких животных, декоративной птицы и аквариумистики постоянно уменьшается. Напротив, в значительной степени развиваются сегменты сельскохозяйственной птицы и рептилий, но эти группы по-прежнему занимают лишь малую долю рынка. Что касается сегментов товаров для диких птиц и прудовых рыб, то они сильно зависят от погодных условий.

В категории товаров для собак наблюдается ежегодный рост в 5,4%, хотя популяция собак в целом сокращается. Первое место по затратам занимают корма и лакомства (75%). Продажи сухих кормов продолжают расти (+4%), а влажных – снижаться (-6%). Все остальные сегменты также показывают положительную динамику, в особенности, сегмент товаров для борьбы с эктопаразитами.

Рынок продукции для кошек вырос за год на 3,6%. Здесь имеется большой потенциал для увеличения продаж, однако за последние годы рост сократился, несмотря на постоянное увеличение популяции кошек. Сектор занимал ведущее положение на рынке в 2013 году, но уступил рынку товаров для собак в 2014-м. Самое значительное замедление роста отмечается в секторе кормов; при этом продажи сухих кормов выросли на 4%, тогда как объём продаж влажных кормов остался на уровне 2013 года. Объём продаж остальных товаров, напротив, увеличивается: сектор груминга вырос на 18%, средства против эктопаразитов – на 8%, аксессуары – на 6%, наполнители для туалетов –  на 4%. Наконец, продажи самих животных выросли на 7%.

Сектор товаров для мелких млекопитающих сокращается, начиная с 2008 года. Ежегодно сектор теряет от 2,5 до 3%. 50% от общего объёма продаж составляют корма (что ниже на 3%, чем в предыдущем), 4% – товары для гигиены и ухода и 22% – наполнители и подстилки (солома, сено, опилки). На продажи животных приходится 7% и это на 4% меньше, чем в предыдущем году. Продажи клеток и аксессуаров упали на 9%. Единственные выросшие в 2014 году сегменты: товары для гигиены и ухода (+0,5%), наполнители (+1%), аксессуары и игрушки (+2%).

Категория товаров для декоративных птиц также продолжает сокращаться примерно на 3% в год. Корма в данном секторе занимают 50% от объёма (лакомства – 11%), и объём их продаж снизился за год на 4%. Клетки и аксессуары составляют 17% объёма сектора, здесь снижение составило 6%. Выросшие сегменты рынка товаров для декоративных птиц: лакомства (+2%), сами животные (2%).

Рынок товаров для диких птиц показал в 2014 году снижение на 21%. Корма занимают более 80% от объёма сектора. В целом во Франции эта категория продукции имеет высокий потенциал, но продажи здесь в значительной степени зависят от погоды. Рынок вырос в 2012-м, стагнировал в 2013 и значительно снизился в 2014-м вследствие очень тёплой погоды.

Аквариумистика сокращает свои объёмы на 4% в год. Приходится констатировать постепенное уменьшение притягательности аквариумных рыб. 50% рынка аквариумистики составляет оборудование, 23% – собственно рыбы. Снижаются все сегменты, более всего снижение заметно в сегментах аквариумов (-8%), гигиены и ухода (-5%), оборудования для аквариумов (-4%).

Продажи продукции для прудовых хозяйств также очень колеблются в зависимости от погоды. В 2014 году, как раз благодаря тёплой зиме, он показал увеличение на 5%. Ведущей категорией здесь является электрическое оборудование (34%), далее следуют корма (17%), пруды и прокладочные материалы для них (16%), товары для ухода (8%). Продажа прудовых рыб составляет 10% сектора.

Террариумистика – молодой рынок с хорошим потенциалом. Сектор товаров для террариумных животных показывает существенный ежегодный рост – от 19 до 25%. Таким образом, увлечение рептилиями и амфибиями становится во Франции более массовым и уже не считается чем-то «экзотическим».

 

Розничные продажи

Первое место по продажам товарам для животных во Франции занимает неспециализированная розница – гипер- и супермаркеты. На их долю приходится 48% общего рынка, и здесь продаются, в первую очередь, значительные объёмы кормов и наполнителей.

Остальные каналы продаж распределяются следующим образом: ветврачи – 14%, садовые центры – 13%, фермерские магазины – 9%, зоомагазины – 5%, хозяйственные магазины – 2%, интернет-магазины – 6%.
 

В гипер- и супермаркетах имеет место явное преобладание товаров для кошек и собак (80% от ассортимента всех товаров для животных). Значительно большая доля товаров для других видов животных представлена в садовых центрах (47%), фермерских магазинах (45%) и хозяйственных магазинах (43%). В зоомагазинах категории распределяются таким образом: 69% занимают товары для собак и кошек и 31% – для других животных.

Продажи в садовых центрах выросли за год на 3%, при этом в предыдущем году наблюдалось снижение (1%). Садовые центры во Франции являются главными продавцами животных, в связи с чем на их торговлю большое влияние оказало увеличение НДС в 2014 году.

Продажи в зоомагазинах выросли на 5%, и этот показатель больше, чем у других каналов сбыта. Новых магазинов открывается меньше, чем в предыдущие годы, но магазины, которые относительно новые торговые точки, открытые в 2011 – 2013 гг., внесли значительный вклад в развитие данного сектора. Отмечается также, что в этом секторе стало больше сетевых магазинов и меньше независимых. Крупнейшими сетями по числу магазинов являются Maxizoo и Animalis.

Хорошие результаты зоомагазины показывали в продаже следующих категорий: корма для кошек и собак (+11%/+8% соответственно); сельскохозяйственная птица (+21%); прудовой сегмент (+3%). В то же время в других сегментах отмечалось снижение доли рынка, а именно: некормовые товары для кошек и собак (-3 и -8% соответственно); сегмент диких птиц (-14%); аквариумистика (-6%).

К лучшим результатам продаж приводят большие площади, выделяемые в магазинах под товары для собак и кошек. Некоторые сети, успешно развиваются за счёт консультаций и внедрения дополнительных услуг.

Рост продаж зоотоваров в фермерских магазинах составил только 1%. Этот канал продаж испытывал проблемы в продажах товаров для собак (всех видов), кормов для кошек, товаров для диких птиц и прудового хозяйства. В секторе фермерских магазинов сосуществуют предприятия двух типов: сельские магазины, принадлежащие долго существующим фермерским кооперативам и имеющие небольшие площади, и пригородные магазины, близкие по концепции к садовым центрам. Покупатели фермерских магазинов отличаются от остальных покупателей товаров для животных: например, сельскохозяйственная птица традиционно приобретается здесь только для потребления (пищевые цели), а собаки покупаются, в основном, только для охоты. Однако в последнее время отмечается, что эти отличия начинают быть менее выраженными.

Динамика продаж зоотоваров в хозяйственных магазинах – 2%, что меньше, чем по рынку в целом. Однако имели место существенные увеличения продаж в сегментах кормов для собак и некормовых товаров для кошек. Сектор реагирует на снижение продаж в категориях товаров для мелких млекопитающихи  декоративные птицы, аквариумистике, и сокращает площади и ассортимент подобной продукции.

Гипермаркеты и супермаркеты показали снижение продаж на 0,2%. Эта тенденция наиболее существенно заметна в тех сегментах, где крупные магазины всегда имели значительные продажи: корма для кошек и собак и некормовые товары для кошек, включая наполнители.

По приблизительным оценкам в интернет-торговле зафиксирован рост продаж в 32%. Здесь наблюдается значительное увеличение продаж кормов для кошек и собак, но и в других сегментах также отмечается положительная динамика. Во Франции функционирует  много специализированных вебсайтов (Zooplus, Wanimo, CroquetteLand и др.), но и крупные международные ресурсы – Amazon, C-Discount – также открыли отделы товаров для животных.

Увеличение продаж в ветеринарном канале идёт в основном за счёт продажи средств против эктопаразитов, ежегодный рост продаж составляет около 8%. Ветаптеки показывают рост в 16%, их основная категория продаж – товары для гигиены и ухода.

Профессиональные заводчики и грумеры испытывают сильную конкуренцию со стороны интернет-ритейлеров и их продажи кормов ежегодно снижаются на 1%.