Поиск

Сергей Середа: Деньги, вложенные в образование, — это инвестиции в будущее

сергей середа

Зообизнес и ветеринария неотделимы друг от друга, а качество ветеринарии напрямую зависит от качества ветеринарного образования. 1 февраля в Казанской государственной академии ветеринарной медицины состоялся запуск проекта «Диалоги о профессии с доктором Середой». Президент Ассоциации практикующих ветеринарных врачей Сергей Середа несколько часов беседовал со студентами академии, разговаривал с руководством вуза, представителями регионального Минсельхоза. А также проводил переговоры с представителями компаний Mars и Royal Canin, которые не первый год принимают деятельное участие в отечественном ветеринарном образовании. По возвращении из Казани Сергей Владимирович любезно согласился побеседовать с нами об участии бизнеса в этом сложном и важном процессе — обучении ветеринарных врачей.

– Сергей Владимирович, по каким причинам бизнес начинает инвестировать средства в ветеринарное образование в нашей стране?
– Необходимо констатировать, что в ветеринарии постоянно возникают проблемы одного и того же рода. У клиник, у консультантов, которые занимаются продажами, у магазинов, где работают ветврачи. Все хотят грамотных специалистов, а их нет. Причём здесь есть два аспекта. Во-первых, бизнесу нужны грамотные специалисты в качестве собственных сотрудников. Кому нужны недоучки? Во-вторых, если говорить о производителях и дистрибьюторах товаров для животных, они заинтересованы в том, чтобы в ветеринарных клиниках работали хорошие ветеринарные врачи. То, как врач лечит, какие рекомендации даёт владельцам, влияет и на благосостояние компаний, которые обеспечивают владельцев и врачей кормами, средствами для ухода, лекарственными препаратами, наконец. Разумеется, бизнесу жизненно необходимо, чтобы врачей хорошо готовили, и средства, вложенные в образование, в дальнейшем принесли пользу самим инвесторам.

Ветеринарных врачей готовят много, но их уровень абсолютно не соответствует требуемому.
В отрасли постоянно наблюдается кадровый голод. Уровень подготовки в большинстве вузов крайне низкий, поэтому таких выпускников мы и получаем. Как можно хотя бы что-то изменить? Крупные компании — Royal Canin, Purina, Mars, Hill’s — проводят различные семинары, вкладывая, таким образом, деньги в образование, участвуют в организации каких-то инновационных центров и т. д. Как могут передовые клиники работать с высшей школой? Конечно же, участвуя в обучении. Например, на базе ряда московских клиник с хорошим оснащением, грамотными специалистами, кандидатами наук создаются филиалы кафедр. Студенты проходят здесь стажировку, практику и т. д. Это тоже важный вклад в образование. Но необходимо понимать, что никто просто так денег давать не будет, особенно малый бизнес, куда относятся и ветеринарные клиники. Зачем бесконтрольно вкладывать денежные средства в вуз, если его руководство вообще не понимает, какие требования работодатели предъявляют к их выпускникам?

– Каким образом крупные компании сейчас взаимодействуют с вузами?
– Они помогают различными способами. В том числе вкладывают средства в оснащение кафедр, проводят на базе вузов различные семинары, преподают курс диетологии, обеспечивают студентов и преподавателей специальной литературой. Или, как я уже говорил, участвуют в открытии крупных лечебных центров. Пример тому — Инновационный ветеринарный центр Московской ветеринарной академии. Это делает крупный бизнес. Что касается других компаний, например больших сетей зоомагазинов, они тоже могли бы содействовать обучению, спонсируя различные кафедры, организуя различные образовательные программы в высших учебных заведениях.

– А как бы вы оценили работу Инновационного ветеринарного центра и его вклад именно в образовательный процесс?
– Так как Инновационный ветеринарный центр работает недолго, нельзя дать этой работе такую уж всеобъемлющую оценку. Могу сказать, что он очень хорошо оснащён, там работают грамотные специалисты. Это, пожалуй, крупнейший лечебный и научный ветеринарный центр в России.

– Насколько я понимаю, фирмы стали участвовать в процессе постдипломного образования практически сразу, как оно появилось в России? Когда и как это произошло?
– В данном случае можем говорить только о крупных игроках, производителях. Они в этом участвовали с самого начала, больше двадцати лет назад. Первый наш конгресс, который  состоялся в 1994 году, спонсировала компания Mars. И тогда это был вообще невиданный прорыв, когда Ассоциация совместно с частной компанией провела первый независимый конгресс по болезням животных-компаньонов. И в дальнейшем всё так и продолжается, просто подключились ещё и другие участники рынка. Одни уходят, другие приходят, но процесс идёт непрерывно. Что же касается компаний, в том числе крупных, которые занимаются продажами… Как-то они тихонечко, очень осторожно пытаются присоединяться к процессу. Небольшими дозированными порциями участвуют в каких-то образовательных мероприятиях и учебных программах. Сказать, чтобы отечественные компании, помимо транснациональных гигантов, о которых я говорил, действительно активно поддерживают ветеринарное образование, нельзя. На мой взгляд, процесс идёт очень слабо.

– Почему, как вы считаете?
– Сложно сказать, почему так происходит. Наверное, руководителям компаний нужно изменить своё мировоззрение, осознать, что, кроме получения прибыли, есть ещё какие-то гуманитарные цели, в том числе — поддержка высшего образования, которое на сегодняшний день находится не в лучшем состоянии.

– А взаимодействие бизнеса и вузов когда началось? И что послужило предпосылкой к этому?
– Да тогда же и началось — в 1994 году. И опять же мы говорим о крупном бизнесе, кормовых компаниях. Так происходит на Западе, и такую же политику они ведут в России. С 1994 года мы работаем со всеми крупными компаниями, которые в свою очередь работают и с вузами. Сначала это было очень сложно, потому что их категорически туда не пускали. Но постепенно процесс пошёл. Компании стали привозить лекторов — не обязательно по кормам и диетологии, а, например, дерматологов, кардиологов и т. д.

В своё время с помощью крупных компаний мы осуществили программу «Приглашённый лектор» в Ростове-на-Дону. В течение месяца в ДонГАУ приезжали врачи, которые бесплатно читали лекции студентам и практикующим врачам.

– Насколько зообизнес за рубежом вовлечён в процесс образования — вузовского и постдипломного?
– Достаточно серьёзно вовлечён. Крупнейшие производители кормов и фармацевтические компании участвуют в последипломном образовании, спонсируя и выступая экспонентами на различных крупных мероприятиях, таких как конгрессы WSAVA и FECAVA, или, например, Британская ассоциация по ветеринарии мелких домашних животных. Клиники сотрудничают с вузами; на базе ряда клиник проходят стажировку студенты. И это там само собой разумеющееся. У нас ещё нет культуры участия в процессе, если говорить об отечественном бизнесе. Должен измениться взгляд и культура. Есть фирмы, которые проводят какие-то конференции, но участие в которых для них нельзя назвать вкладом в образование, это сплошная коммерция.

За рубежом есть стипендии, присуждаемые студентам различными компаниями. У нас ни одна компания такие стипендии не учредила, а ведь это один из важнейших аспектов влияния на образование, когда именно фирмы выделяют деньги лучшим студентам. Если что-то подобное у нас и происходит — то какие-то единичные случаи. За рубежом гранты от компаний — обычная вещь.

Если зообизнес хочет, чтобы врачи были компетентными, грамотными, не говорили, что все болезни от сухого корма и т. д., нужно, чтобы и студентов нормально учили, — больше ничего. Поэтому любые деньги, вложенные в ветеринарное образование, — это деньги, которые идут на благо развития бизнеса.