Поиск

Сергей Лебедько: профессия родом из детства («Зообизнес в России» 1’14)

Сергей Лебедько

ТЕКСТ: Татьяна Катасонова, Андрей Ситников
ФОТО: из семейного архива Сергея Лебедько

Откуда берутся хорошие ветеринарные врачи? Тот, кто скажет: «Из ветакадемии», — будет, несомненно, прав. Но, может быть, они появляются не там, а раньше — в деревне, в которой родились и выросли, в семье, которая научила их быть людьми, в любимой школе, в кругу первых и самых близких друзей. Можно ли быть хорошим ветеринарным врачом и не быть хорошим человеком? Попробуем понять это на примере биографии Сергея Лебедько, руководителя сети ветеринарных клиник «Лебеди».

Родился Сергей Лебедько в посёлке Октябрьский, неподалеку от тихого городка Клинцы Брянской области. Отец его был токарем и настоящим героем — в 22 года за победу в соцсоревновании получил орден Трудового Красного Знамени. Иван Михайлович свято верил в коммунистические идеалы, несмотря на то, что его отец и дед были глубоко верующими людьми и за это много лет провели в лагерях. Когда Сергею Лебедько исполнилось 4 года, отца, Героя Труда и коммуниста, избрали председателем поселкового Совета «Зай­мище», объединившего все окрестные селенья. Так он стал самым главным человеком в округе.

Мама Сергея Тамара Николаевна — из семьи деревенской интеллигенции. Её отец, второй дед Сергея, был ветеринарным врачом, а ещё героем войны, разведчиком. Своих детей Тамара Николаевна воспитала с великой христианской любовью и терпением. Много она пережила — смерть дочери от воспаления лёгких, тяжёлую автокатастрофу и несколько лет без возможности ходить, болезнь самого Сергея, которого спасли только её молитвы и руки хирурга. Да и женой руководителя быть тоже не сахар — всегда на виду, за всё в ответе. Семья для неё была и есть самое важное в жизни, это она внушила и детям.

Счастливое и опасное

Отец Сергея Лебедько был человеком строгим, но справедливым, а его методы воспитания дедовскими — ремень и собственный пример. Много раз он брал сына на работу, и тот видел, как шли к отцу люди со своими проблемами, и всем он помогал. Иван Михайлович был авторитетом для тысяч людей, для руководителей десятков предприятий и, конечно, для своей семьи. Несмотря на высокое положение отца, Лебедько жили небогато, поэтому дети работали с самых ранних лет: помогали по хозяйству, в огороде, на картофельном поле.

В школу Сергей ходил за 3 километра. Учился отлично — «нельзя было позорить отца». За готовность делиться знаниями одноклассники прозвали Серёгу «профессором» — решал он контрольные частенько за себя и других, и если допускал ошибку в задаче, она была у многих в классе.

С педагогами Лебедько очень повезло. Самые большие успехи были у него в математике и химии. Науки, требующие логического мышления, увлекали его больше других — не зря он с детства очень хорошо играл в шахматы. До девятого класса четверка была только по русскому: его, левшу, согласно нормам советской педагогики, насильно переучивали писать правой. Неуды он получал только по поведению, но это было нормально для ребят в сельской школе. Здешние мальчишки, предоставленные сами себе, шалили совсем не по-детски: дрались со своими и чужими, воровали колхозных лошадей, глушили рыбу. Так было принято в их кругу, иначе не добиться уважения, без которого в деревне нельзя. Один раз дал слабину — и всё. Неподалеку от поселка стоял кирпичный завод, а там контингент был особый — отсидевшие. Проработал на том заводе три лета начиная с 6-го класса и Сергей Лебедько. В блатном обществе ему пришлось кулаками защищать свою честь, и за сигаретами он не бегал. На том заводе его уважали и называли Иваныч.

Профориентация

Все обстоятельства жизни мальчишек посёлка складывались так, что дорога им была заказана или в армию, или в тюрьму — со многими так и произошло. Но Сергей Лебедько не оказался ни там и ни там. От тюрьмы спасли везение да жёсткий контроль родителей, а от армии…

Он мечтал быть военным с раннего детства — лётчиком, танкистом, милиционером — в общем, бойцом. И тут в 10 лет у него обнаружили серьёзное заболевание, была сложная операция, благодаря хирургу Валентину Григорьевичу Пенюкову он остался жив, но ещё 2 года провёл в больнице. Выписывая, врачи сказали, чтобы жил тихо и аккуратно и что в армию дорога ему закрыта. Но Лебедько не поверил, что мечта перечёркнута: писал в военные училища и усиленно тренировался. В 14 лет после медосмотра военком сказал как отрезал: «Негоден». Сергею было стыдно выходить из кабинета, он же теперь ущербный. Принёс «белый билет» домой: мать плачет от счастья, а он — от горя.

Окончив школу, Сергей не знал, чем заниматься, не было у него на этот счёт решения. Чтобы не просить у родителей денег, пошёл работать грузчиком. Однажды ранним утром, когда он вышел из дома и уже закрыл дверь, в квартире раздался телефонный звонок:
— Лебедько Сергей Иванович?
— Ну я.
— Вас беспокоят из районо. Помните, вы писали в анкете, что хотите учиться в ветеринарной академии?
— Не помню.

Он давно забыл, как пару лет назад в класс зашла какая-то женщина, раздала бумагу и велела написать, кто где хотел бы учиться. Лебедько нигде не хотел учиться, раз в армию не берут. Пошёл бы на врача: после двух лет в больнице он к докторам относился с уважением. Но поступать в медицинский боялся — куда ему с сельскими знаниями. Поэтому и написал на той бумажке: «Ветеринарная академия имени Тимирязева». Название точное не знал, так, слышал что-то. Голос в трубке продолжил:
— Сейчас в Брянске проводится набор в Академию имени Скрябина. Приезжайте на подготовительные курсы.

Жить дома без цели он уже не мог, на душе было скверно — куда угодно, только бы уехать.

1980 год.

Ветврачом он быть не собирался, но ветеринарное дело познавал с малых лет. С раннего детства в летние каникулы, а то и на выходные его отвозили в деревню к дедушке, который был сельским ветеринаром. Маленький и ничего не понимающий Серёжа видел, как проводилась в колхозе обработка скота от паразитов, вакцинация, взятие крови, лечение. Часто дед сажал внука на телегу, и они ездили по частному сектору — дед кастрировал поросят, принимал отёлы у коров, зашивал раны. В колхозе у него был ветеринарный пункт, к которому народ приводил скотину на процедуры. С тех пор внук на всю жизнь запомнил запах йодоформа и дёгтя, неотъемлемых спутников сельского ветеринара, и медные от йода руки деда. К осени мальчика возвращали домой, а там — своё стадо. Отец по ветеринарной надобности никогда никого не звал, сам лечил и прививал свиней, коз, собак, кроликов, лечил и по науке, и народными средствами: отваром из коры дуба или болтушкой из водки, мёда и яиц. А ещё он был превосходный убойщик и, следовательно, анатом, вся округа его приглашала. Дети тысячу раз видели, как разделывается скотина — от курицы до быка.

Сергей Лебедько рос в окружении животных, и ветеринария была частью его жизни, но до определённого момента он даже не задумывался о том, что может посвятить себя этой профессии. И вот этот момент настал. Отучившись две недели в Брянске на подготовительных курсах, он успешно сдал экзамены в академию и осенью 1989 года отправился в Москву, где его жизнь круто изменилась.

Студент-практик

Столица ошеломила сельского парня многолюдностью и суетой. Но больше всего его удручала пропасть между его «профессорскими» знаниями и уровнем подготовки студентов-москвичей. Преподаватели же и вовсе казались богами. Впрочем, как он ни старался до 3-го курса (пока не началась специализация), отличником быть не получалось, поскольку приходилось ещё и работать. Вскоре после начала учёбы в стране начался развал и бардак, и родители, выйдя на пенсию, помогать сыну-студенту могли только натурпродуктом. От безденежья уже на первом курсе он поехал по колхозам «рубить копыта». Это была тяжёлая и грязная работа. Один здоровенный парень, бывший шахтёр, с которым они поехали однажды на эти самые «копыта», сказал: «Я бы лучше в шахте работал, там тоже тяжело, но хотя бы не бьют копытом, не хлещут по лицу хвостом и не гадят на голову». Как-то две недели Сергей Лебедько ездил на «копыта» с профессором Борисовым и получил за это время прекрасные знания по ортопедии — с 7 утра до 12 ночи профессор, «рубя копыта», читал ему лекции. С первого же курса Сергей подрабатывал и в ветакадемии, только бы продолжать учёбу.

На «копытах».

У Сергея Лебедько всегда так было: как только наступал тяжёлый момент в жизни, рядом появлялся хороший человек. И вот, когда в очередной раз обострились проблемы с финансами, хороший друг, студент старшего курса Саша Кариков, предложил Сергею работу в кооперативе «Лада» — нужен был выездной ветассистент. Так в 1992 году началась ветеринарная практика Лебедько. Первую самостоятельную операцию он провёл в виварии кафедры терапии академии, где ухаживал за животными. Там работала старший лаборант, которая «тихо» принимала клиентов с собаками и кошками, а Лебедько внимательно наблюдал за ней, иногда и ассистировал. А у заведующей вивария, старшего преподавателя кафедры Людмилы Викторовны, была любимая кошка, которая жила в отделении и всё время шкодила по углам. Сергей не мог больше терпеть амбре и однажды ночью тайно эту кошку стерилизовал. Операция прошла успешно. Потом у него появился хороший ветеринарный бизнес — купирование ушей у собак. В начале девяностых стали модными боксёры и доги с обрезанными ушами. Лебедько оперировал, бывало, по две псины в сутки, делал это ночью в круглом зале вивария прямо на столе для демонстраций студентам.

Дальше — больше

По окончании учёбы Сергей Лебедько вернулся в колхоз, который направлял его в академию. Но через 4 месяца колхоз окончательно развалился. Решил опять ехать в Москву, не имея, впрочем, конкретных планов. Он находился тогда в большой растерянности — ветеринарных клиник в 1995 году было ещё мало. От безысходности попробовал заниматься мелкой коммерцией, и тут опять помог хороший человек — профессор Нусрат Абулфатович Масимов, учитель, научный руководитель и друг. «Что ты ерундой занимаешься, — сказал он, — ведь у тебя есть профессия, и получается неплохо, иди и работай». «Куда я пойду, кто меня возьмет?» «Сейчас», — сказал профессор и поднял трубку телефона. Так Лебедько поступил в выездную ветеринарную службу «Ковчег». В ней он получил первый серьёзный опыт работы, и опять здесь были замечательные учителя. Через год перешёл в клинику «Юниор», где проработал 10 лет, эта клиника стала для него и многих других молодых врачей профессиональной кузницей.

Коллектив клиники «Юниор». 2003 год.

Период с 1996-го по 2006-й в его ветеринарной практике был красочным и опасным. Занимался всем: терапией, профилактикой, хирургией, в том числе укусами, оторванными конечностями и пулевыми ранениями. Братковских ротвейлеров и стаффордов косило косой. Часто его вызывали ночью на бандитские малины: встречают два крепких парня и говорят: «Либо спасаешь собаку, либо тебе не жить». Приходилось спасать.

В 2001 году Сергей Лебедько женился. С Ольгой они познакомились благодаря его профессии — она вызвала ветврача к своей собаке, и этим врачом оказался он. Через год у них родилась дочь, а ещё через полтора — сын.

Однажды Сергей серьёзно простудился, долгое время не мог работать. И оказалось, случись что с ним, жена с детьми остаётся без средств к существованию. Он, конечно, и до этого думал о собственном бизнесе, понимал, что развитие необходимо. На каком-то этапе клиника, в которой он работал, прекратила развиваться. Необходимо было улучшать сервис, увеличивать количество услуг, закупать новое оборудование. Некоторые его ученики, работавшие с ним ассистентами, к тому времени уже открыли свои клиники. И, наверное, беседы Лебедько с ними о том, как надо вести этот бизнес, сыграли не последнюю роль в их решениях. Случай с болезнью его как ледяной водой окатил, и он решился.

Воистину мужчин делают женщины. Если б не жена! Поиск помещения, оформление документов, регистрация — он этого делать не умел, а она — прирожденный администратор и с чиновниками умеет общаться. Ольга сказала: «Думай, где найти деньги и как организовать работу клиники, а я сделаю всё остальное». Сергей искал средства, врачей, придумывал оформление, планировал оснащение, лечебную работу, а Ольга занималась материализацией его планов. И вот в апреле 2006 года начала работу первая клиника «Лебеди». Искать сотрудников для неё не пришлось — родственники и ближайшие друзья много помогали в открытии клиники, а потом стали в ней работать. Первый помощник — младший брат Евгений Иванович, который тоже окончил ветакадемию, он с первого дня начал приём. Присоединился и сын учителя и друга, ученик Сергея Лебедько, ассистент тогда, а ныне главный врач «Лебедей» Эдуард Масимов. Невестка — тоже ветврач. Старшая дочь жены, зять, несколько друзей и, естественно, жена. Это была отличная команда. Клиентов искать не пришлось, для этого было всё необходимое: профессиональный и опытный главный врач и его талантливые ученики, толковые администраторы и общее желание помочь пациенту и его хозяину. Через 4 года успешной работы была открыта вторая клиника в городе Видном, ещё через год — ветеринарный центр в районе Москвы «Раменки». Новые клиники появлялись вместе с увеличением числа клиентов и сотрудников. Работающие с Лебедько врачи быстро росли, а вместе с этим росли и их амбиции. Сам, будучи когда-то в таком положении, Сергей понимает, что новые клиники создают возможность для профессионального роста и дополнительные рабочие места, позволяют расширять клинические возможности, открывать новые специализации.

Сегодня Сергей Лебедько не планирует расширять свою сеть, говорит, что надо направить усилия на оснащение имеющихся трёх клиник лучшим оборудованием, разрабатывать стандарты приёма и лечения, бороться за качество, повышать квалификацию врачей. Сам он тоже постоянно учится. Защитил кандидатскую по ветеринарии. Потом окончил факультет психологии и логопедии Мос­ковского педагогического государственного университета. Владельцы больного животного всегда в стрессе, и им тоже требуется помощь, а для этого нужны знания по психологии личности и социальным коммуникациям. В 2012 году Лебедько получил красный диплом экономиста в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Зачем ветеринарному врачу все эти «корки»? Престижа ради? Никак нет. Это врождённая жажда знаний и производственная необходимость.

Общее дело

Немногим более двух лет назад Сергей Иванович Лебедько стал одним из создателей Национальной ветеринарной палаты, а с конца прошлого года и её президентом. Эта общественная организация учреждена группой энтузиастов, руководителями ведущих ветеринарных клиник Москвы, которым небезразлично, как будет развиваться ветеринарное дело в России.


На Национальной ветеринарной конференции.

Одно из положений устава палаты гласит, что её президент должен меняться раз в два года. Первым президентом был Сергей Мендоса, а когда пришло время выбирать следую­щего, многие, чьи кандидатуры выдвигались на эту должность, отказались, сославшись на занятость. Лебедько отказаться не смог, хотя работы у него не меньше, чем у других. Дело в том, что он был среди тех, кто был ярым сторонником создания палаты, поэтому, отвечая за свои слова, и принял руководство. Произошло это в самый сложный период, когда начинается практическая работа: утверждается устав, оформляются регистрационные документы, начинается сбор членских взносов, формируется штат постоянных сотрудников. Этой работы оказалось так много, что сегодня Лебедько тратит на общественную деятельность больше времени, чем на ветеринарную практику, семью и всё остальное, хотя никаких материальных выгод это не приносит… только моральное удовлетворение. Палата имеет три конкретные цели: первая — создать стандарты ветеринарных услуг, вторая — объединить участников рынка на основе этих стандартов и третья — быть третейским судьёй при досудебном разрешении конфликтов между ветврачами и их клиентами. Сергей Лебедько говорит: «Объединить всех нас на общей профессиональной базе — это практически невыполнимая задача. Мы все понимаем, что это будет нелегко и произойдет не скоро. И всё же кто-то должен начать. Я горжусь тем, что вместе с командой настоящих лидеров и профессионалов участвую в этом большом и важном деле».

Большая семья

Семья Сергея Лебедько всегда с ним. Жена Ольга — равноправный партнёр в управлении большим предприятием, дочь и сын после школы и дополнительных занятий приходят в клинику, делают здесь уроки, помогают ухаживать за оставленными в стационаре животными, а вечером все вместе они едут домой, где их ждут… два попугая неразлучника, подобранные в разное время на улице, погибавшие от холода; кот и кошка, подброшенные ещё котятами к дверям клиники; три собаки — грозный стаффордширский терьер, оставшийся после гибели хозяина (друга семьи Лебедько), который грозен только тем, что залижет до потери сознания, интеллигентная йоркширская Принцесса и большой шалун бивер. Все они являются полноценными членами большой семьи. 
Большая семья Сергея Лебедько.

Много времени Лебедько посвящают спорту, музыке. Читают вместе книги, любят театр, ходят в музеи, путешествуют. Дочь Елизавета занимается спортивными танцами, недавно стала солисткой детского фольклорного ансамбля «Ясенька». Сын Егор учится в школе искусств по классу баяна и вместе с отцом каждое утро занимается в спортивном зале. Сергей Лебедько регулярно приезжает на занятия к своему учителю и другу Вячеславу Александровичу Матвееву — легендарному российскому мас­теру айкидо.

С учителем, сенсеем айкидо и другом Вячеславом Матвеевым.

Талантливые дети, заботливая жена, множество друзей, прекрасные коллеги, любимая работа и счастливая жизнь — всё это награда хорошему человеку и хорошему ветеринарному врачу.