Сергей Мануйлов: бизнесмен с большой буквы «Ч»

Текст: Елена Раева
Фото: Полина Мануйлова

Сергей Петрович Мануйлов – создатель и генеральный директор компании «Зоомир» – обладает редкой способностью располагать к себе людей. Он умеет «зажечь» окружающих своими идеями, повести их за собой, а главное – оправдать доверие и добиться результата, часто превосходящего самые смелые первоначальные планы. Может быть, поэтому его компания, в мае справляющая свое пятнадцатилетие, сегодня является одним из крупнейших и самых известных предприятий по производству кормов для мелких домашних животных. Говорят, что успешность бизнеса определяется в первую очередь личными качествами предпринимателя. О человеке, придумавшем «Зоомир», мы хотим рассказать вам сегодня.

Спасибо бабушке

Сережу Мануйлова вырастила бабушка. Нине Ивановне было всего 44 года, когда умер ее муж, военный в большом чине, и родился внук, которого самоотверженной женщине пришлось поднимать в одиночку. Скромной бабушкиной пенсии едва хватало на то, чтобы сводить концы с концами, но Нина Ивановна никогда не опускала рук и смогла подарить своему внуку по-настоящему счастливое детство.

Рос Сережа в окружении книг. Его бабушка, собравшая знатную библиотеку, читала очень много, увлеченно, и сумела «заразить» этой страстью своего внука. Еще в средней школе он успел «проглотить» всю доступную советскому человеку классику. Особенно сильно увлекала мальчика романтика приключений и подвигов. Перед глазами был образ деда – отважного героя-победителя – и волнующие рассказы бабушки о войне.

В школе Сергей всегда был отличником, лидером и заводилой. «Наверное, эта черта мне досталась от бабушки: я никогда не был пассивным и не впадал в уныние. И это помогало мне даже в самые тяжелые моменты. Например, в 1994 году, когда развалилась компания, в которой я работал, я оказался единственным человеком, который смог снова собрать часть коллектива и основать новый, уже свой собственный бизнес».

Нина Ивановна с ее неистощимой жизнерадостностью и верой в то, что нет на свете неразрешимых проблем, заложила в своего внука очень многое. Не могла она дать ему лишь одного – большой дружной семьи с мамой и папой, кучей братьев и сестер. «В детстве, – признается Сергей Петрович, – я никогда не завидовал «богатым» сверстникам. Но сильно завидовал тем ребятам, у которых было много домочадцев. Думаю, из-за того, что я рос без родителей, сейчас у меня такая большая семья».

Путь в профессию

После школы Сергей подал документы в Ленинградский технологический институт холодильной промышленности1 и поступил без каких бы то ни было проблем. Учеба в вузе давалась Сергею легко, но перспективы будущего трудоустройства были туманны. Должность начальника цеха на каком-нибудь из промышленных предприятий его не прельщала, и выпускник Мануйлов решил пойти в армию. Год службы в войсках особого назначения в Германии освободил его от обязательной «трудовой повинности», однако позволить себе долго и придирчиво выбирать место работы Сергей не мог: ведь тогда ему – взрослому человеку – пришлось бы жить на бабушкину пенсию. В итоге уже через несколько дней после «дембеля» он устроился мастером участка в Ленинградское оптико-механическое объединение, в сборочный цех, выпускавший музыкальные пульты для киностудий. Неожиданно эта работа оказалась очень интересной – Сергей с детства любил повозиться с электроникой. Лишь спустя шесть лет он решил-таки вернуться к своей основной специальности и перешел в НИИ антибиотиков и ферментов медицинского назначения.

К своим сорока годам руководитель лаборатории процессов и аппаратов Сергей Мануйлов был одним из самых известных в Санкт-Петербурге специалистов по сублимационным установкам. Его карьера шла в гору. Но страна уже билась в постперестроечных конвульсиях, один за другим закрывались научно-исследовательские институты, люди массово теряли работу, а цены стремительно росли. Нехватка финансирования подкосила и НИИ антибиотиков и ферментов – сотрудникам стало не на что жить. Многие сверстники Сергея тогда сломались – кто-то, не выдержав физических и эмоциональных перегрузок, тяжело заболел, кто-то погиб от пьянства, кто-то сменил лабораторию НИИ на «баранку» и впоследствии так и не смог вернуться в науку… Сергея Мануйлова спасли его деятельный характер и широкая известность в профессиональных кругах.

В начале девяностых знаменитая компания Tetra решила наладить поставки в Германию сублимированного российского мотыля. Отечественные предприниматели быстро отреагировали на этот запрос. Так была создана фирма «Герус», которая и «переманила» Сергея Мануйлова, ставшего на новом предприятии начальником производства. Сотрудничество с именитым заказчиком быстро сделало «Герусу» имя за рубежом. Компания участвовала в крупнейших европейских трейдовых выставках, у нее появились новые контракты, производство стремительно расширялось, пока вдруг… в местах добычи не закончился мотыль. Перестав справляться с поставками, фирма развалилась, просуществовав всего лишь два года. Сотрудники «Геруса» – большей частью выходцы из различных НИИ – переживали этот крах тем более тяжело, что уникальный для нашей страны опыт, наработанный коллективом компании, уходил в песок прямо на их глазах. И был бы окончательно потерян, если бы не организаторские способности и оптимизм бывшего начальника производства.

Сергею Мануйлову удалось собрать ключевых специалистов закрывшейся фирмы и с нуля, на собственные средства создать новый проект. «С самого начала у нашей молодой компании имелось два важных актива: сплоченный коллектив и опыт, – рассказывает Сергей Петрович. – Но политика развития была принципиально новая: мы видели себя не поставщиками сырья для европейских фирм, а полноценным российским производителем».

Рождение «Зоомира»

Зарегистрированная в 1996 году компания получила красивое и емкое имя – «Зоомир».

Начала фирма с привычного – производства живых и мороженых кормов для рыб. Причем объемы этого производства в первые годы были таковы, что один-единственный «москвич-каблучок», из которого и состоял автопарк компании, вполне справлялся с развозом продукции по торговым точкам. Прибыли эта деятельность приносила очень мало, и поначалу фирма буквально балансировала на грани выживания. Директору компании было ясно, что рывок вперед можно сделать только за счет освоения новых направлений производства. Вопрос в том, каких? Опыт участия в зарубежных выставках подсказывал, что мощно развитая в Европе индустрия кормов для мелких домашних животных может оказаться очень перспективным направлением и в России. И зоомировцы решили попробовать себя в новом деле. Так на российском рынке появился «Хомка» – первый отечественный бренд кормов для декоративных грызунов, а за ним и другие торговые марки – «Дуся», «Крысуня», «Грызунчик», – встреченные владельцами животных на ура.

«У нас не было учебников о том, как создать фабрику по производству кормов для мелких домашних животных. Не было в нашей стране и специального оборудования, а зарубежное стоило немыслимых денег. Поэтому в первые годы работы мы использовали бывшую «пищевку», сами придумывали, как эту технику модернизировать», – вспоминает Сергей Петрович.

Упаковку для новых кормов поначалу тоже приходилось делать из подручных материалов. Огородники со стажем, конечно, помнят небольшие бумажные пакетики, в которых еще с десяток лет назад на рынках садоводов продавались семена огурцов, укропа, моркови и прочий посадочный материал. Для фасовки кормов, состоявших преимущественно из различных видов семян, такая тара подходила как нельзя лучше. Так первым «упаковочным оборудованием», приобретенным компанией, стала маленькая машинка для изготовления бумажных пакетиков. А украсить их портретами обаятельных мультяшных персонажей помогла талантливая художница Римма Бабкина, картины которой сегодня красуются в офисе «Зоомира».

Несмотря на то, что спрос на новые корма оказался огромным, крепко встать на ноги «Зоомиру» удалось только к концу первой «трудовой пятилетки». Период становления новой компании редко бывает безоблачным, а в девяностые годы предприниматели на каждом шагу сталкивались с такими проблемами, которые более молодому поколению бизнесменов трудно даже представить. «Мы прошли через период формирования новых экономических отношений в стране и разгул бандитизма. Мы жили по непонятным законам, пытаясь их выполнять. Прежде чем наша фабрика обрела собственный дом, мы пережили множество переездов – а это тяжелое испытание. Несколько раз фирмы, которым мы отпускали товар под честное слово, лопались, и мы несли большие убытки. Но при этом мы никогда не занимались рекетом, входили в положение тех, кто нас подводил, и всегда старались быть джентльменами».

Пережить все эти трудности и не утратить веры в себя Сергею Мануйлову помог крепкий тыл – семья.


Елена Мануйлова с внучкой Элизой и любимой собакой Ларсоном

В кругу семьи

Со своей будущей женой Еленой Сергей Мануйлов познакомился в НИИ антибиотиков и ферментов, куда красивую выпускницу Ленинградского химико-фармацевтического института (современное название – Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия (СПХФА)) распределили на должность химика-технолога. «Мы с Леной – пара людей, нашедших друг в друге свою вторую половинку. Вместе уже 33 года, вырастили двух дочерей, Валю и Полину, и сейчас у нас уже четверо внуков – Элиза, Николай, Боря и маленькая Ульяша. Дети – это, конечно, главное в жизни, и в свое время Лена всецело посвятила себя их воспитанию. На ней держался весь семейный быт, а когда мы создали наш «Зоомир», она помогала мне и в организации производства». Но самое главное – Елена умела поддержать своего мужа в самые трудные периоды жизни. «Не всякая женщина способна смириться с безденежьем, когда в течение нескольких лет каждая заработанная копейка вкладывается в развитие производства. Я помню, как своим дочерям мы покупали один банан напополам, в то время как компания уже приносила доходы, на которые можно было бы купить «Мерседес» директору. Но все эти деньги я инвестировал в развитие бизнеса, и жена меня в этом поддерживала, за что я ей очень благодарен».

Сейчас Елена – гостеприимная хозяйка и главный дизайнер интерьеров большого дома, в котором ясными летними вечерами за длинным четырехметровым столом собираются три поколения Мануйловых вместе с друзьями и родственниками. Застольные беседы порой затягиваются допоздна, и часто именно во время этих уютных посиделок рождаются идеи, которые помогают «Зоомиру» добиваться все новых успехов. Ведь жизнь каждого из домочадцев так или иначе связана с семейным бизнесом.

«Моя старшая дочь, Валентина, уже давно работает в «Зоомире» заместителем директора по рекламе. Она очень энергичная, много читает, многим интересуется. И ей всегда приходит много интересных мыслей, например о том, как представить нашу компанию на выставке, какую промоакцию организовать, какой новый бренд выпустить. Младшая, Полина, – прекрасный фотограф, и, конечно, мы не можем не использовать этот ее талант. Кроме того, обе дочери очень помогают мне тем, что благодаря их свежему взгляду я могу посмотреть на разные аспекты работы компании под новым углом».

Клан Мануйловых не просто большой, но еще и удивительно сплоченный. Этим людям настолько хорошо и интересно друг с другом, что даже в отпуск они стараются ездить все вместе. К морю – в Египет, на остров Тенерифе, – ну и, конечно, на любимые горнолыжные курорты каждый раз собирается компания не меньше десяти человек. «Токсово, где находится наш дом, – это гористая местность, и зимой пол-Петербурга приезжает туда кататься на лыжах. Пришлось и нам научиться. И я, и Лена, и наша молодежь вместе с внуками и внучками, старшей из которых даже еще нет шести, – все на лыжах стоят».


Новогодние каникулы в Альпах

В лыжный спорт Сергея Мануйлова втянул друг и сосед – двухкратный олимпийский чемпион Анатолий Алябьев, курирующий детский биатлон Санкт-Петербурга. С его легкой руки директор «Зоомира» не только стал членом Федерации биатлона, но и начал принимать активное участие в финансировании детского спорта. «Я не очень верю в спонсирование благотворительных организаций – слишком много на этом обжигался, – рассказывает Сергей Петрович. – Поэтому стараюсь помогать направленно, в основном вкладывая деньги в развитие детского лыжного спорта».

С полной отдачей

Сергей Мануйлов – из той редкой породы неравнодушных людей, которые расценивают личный успех в первую очередь как возможность сделать лучше, комфортнее, интереснее жизнь ближних. А ближние – это и любимая семья, и друзья, и все без исключения сотрудники фабрики. «У меня с людьми всегда как-то получалось находить контакт. Я люблю поговорить с нашими рабочими, мастерами. Знаю, что у кого в семье происходит, кто переехал на новую квартиру, кто строит баню на даче, кто диван купил на свадьбу. Это ведь интересно! Ну, и, конечно, если у человека дома что случилось – он к директору идет, и я стараюсь сделать все что в моих силах, чтобы помочь».

Дважды в год сотрудники компании на собственном «зоомировском» автобусе отправляются на турбазу под Лугой по грибы. «Тихая охота» длится несколько дней – успеешь и в баньке попариться, и с удочкой посидеть, и прокатиться на катере на острова, и шашлыков нажарить, ну и, собственно, грибов собрать. А до недавнего времени команда «Зоомира» принимала регулярное участие в зоотурслетах – всю подготовку к ним брала на себя старшая дочь Валентина. Что характерно, эти и другие культурно-оздоровительные вылазки в «Зоомире» стали доброй традицией задолго до того, как специализированная пресса рассказала российским бизнесменам о пользе «корпоративных мероприятий».

Сергей Мануйлов – успешный бизнесмен и счастливый семьянин – привык жить с полной отдачей, всегда давая людям больше, чем они просят и ждут. Откуда же он черпает душевные силы и к чему стремится сегодня?

«Мне всегда хотелось гордиться своей родиной, Россией, – признается Сергей Петрович. – Сейчас так много информационного негатива выливается на нашу страну – а я ее люблю. И все время стараюсь работать так, чтобы приносить пользу своей стране, нашим людям, детям, которые придут нам на смену. У меня никогда не было желания уехать куда-то за рубеж и там поселиться. Вся моя жизнь – здесь, и я делаю все возможное, чтобы у нас, в России, было хорошо и приятно жить».

«Зообизнес в России» 3’11

Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close