Поиск

Светлана Обручкова: «2016 год стал для нас знаковым»

Руководитель Royal Canin

ТЕКСТ: Андрей Ситников
ФОТО: Предоставлены компанией Royal Canin

Ежегодные интервью руководителей российского подразделения Royal Canin нашему журналу уже стали доброй традицией. В них всегда присутствует не только отчёт об успехах и новых планах компании, но также оценка состояния рынка, основных трендов в его развитии и прогнозы, весьма ценные для всех, кто занимается зообизнесом. Не стало исключением и это интервью руководителя Royal Canin Россия Светланы Обручковой.

 

«ЗвР»: Как вы оцениваете общую ситуацию на российском зоорынке? Какие, на ваш взгляд, основные тренды действуют в настоящий момент?
С.О.:
Рынок кормов для домашних животных продолжает демонстрировать рост, но темпы уже не такие высокие, как прежде: с января по ноябрь прошлого года рост составил 3,1% в объёмах и 10,3% в деньгах. Рост рынка кормов в нынешних условиях говорит о том, что люди не перестают кормить животных промышленным продуктом, даже в трудное время россияне не экономят на своих питомцах. В сегменте суперпремиальных кормов, в котором работаем мы, покупатели ещё меньше готовы переключаться на более дешёвые продукты.

По-прежнему мы видим хоть и нестабильный, но рост спроса на так называемые натуральные корма и корма-холистики. Это обусловлено тем, что какая-то доля владельцев домашних животных увлечена натуральным питанием для себя и из лучших побуждений действует таким же образом и в отношении своих питомцев. Однако, ориентируясь на удовлетворение собственных пожеланий, люди забывают о физиологических особенностях животных. Мы много общаемся с представителями розницы, их надежды на такие корма были очень высокими, но реальная ситуация подтверждает минимальный рост — не более 2%.

Все остальные категории зоотоваров показывают либо слабые, либо негативные показатели роста.

Что касается каналов продаж, то электронная торговля продолжает набирать обороты. По данным АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли), в 2016 году рынок e-commerce в России составил более 800 млрд руб., это примерно на 40 млрд больше, чем годом ранее, и объём этого рынка продолжает увеличиваться. При этом зоотовары — в числе лидеров по динамике продаж. Продажи кормов через интернет существенно выросли в 2014-м и 2015 году, а в прошлом, хоть и росли, но уже не такими темпами. Тем не менее мы понимаем, что новые технологии невозможно остановить, продажи в Сети активно развиваются. Но Royal Canin остаётся верным себе, мы работаем с зоомагазинами, при этом стремимся найти правильный баланс между обычной розницей и интернет-торговлей.

«ЗвР»: Каковы общие итоги минувшего года для вашей компании, как изменились ключевые показатели вашей работы относительно прошлого года? 
С.О.:
2016-й стал для Royal Canin ещё одним годом уверенного и последовательного роста, который мы завершили с хорошими финансовыми показателями. Мы продолжаем укреплять лидирующие позиции на рынке, эффективно используя новые возможности. Royal Canin по-прежнему демонстрирует динамичный рост, измеряемый двузначными числами, опережая при этом рост категории. В общем и целом результаты 2016 года означают, что нам удаётся кормить всё больше и больше собак и кошек, обеспечивая их самым качественным питанием и помогая им поддерживать здоровье на протяжении всей жизни. И это лучшая награда для нас!

В прошлом году мы реализовали много ярких и значимых проектов: обновили линейку продуктов для кошек — Feline Health Nutrition — и запустили несколько породных новинок, продолжали развивать проект Vetacademy, участвовали в World Dog Show, провели Гран-при Royal Canin и открыли детскую ветеринарную клинику в городе профессий «Кидзания» в Москве.

Каждый год у нас не только разные проекты, но и разные приоритеты. В 2015 году больше внимания мы уделяли планированию, выстраиванию административной структуры, а в прошлом году сфокусировались на качестве управления — наполнении нашей работы дополнительными функциями, компетенциями, это коснулось работы с ключевыми клиентами, управления категориями, более глубокого их понимания. Уровень сервиса повысился во всех филиалах Royal Canin. Всё это позволяет эффективно выстраивать долгосрочные и взаимовыгодные отношения с нашими клиентами — заводчиками, ветеринарными клиниками и зоомагазинами.

2016 год стал для нас знаковым и ярким ещё и потому, что Royal Canin полностью изменил корпоративный стиль, включая дизайн упаковок, чтобы ещё лучше подчеркнуть отличительные черты нашего бренда, в том числе научную основу продуктов и наш индивидуальный подход к потребностям кошек и собак. Каждое животное может выглядеть потрясающе. Это подчёркивает обновлённый слоган Royal Canin «Совершенство в каждой детали».

«ЗвР»: С какими наиболее острыми проблемами компания столкнулась в прошлом году и как она их решала?
С.О.:
В целом мы не столкнулись с действительно острыми проблемами — работали в стандартном режиме, решали текущие задачи. Сложностей не возникло ни с продукцией, ни с регулирующими органами, ни во взаимоотношениях с партнёрами. Всё, что запланировано и даже сверх того, было сделано. Проблемы испытывали владельцы животных, их доходы в реальном выражении снизились в 2016 году (по данным Росстата) на 5,9%. В 2015 году зафиксировано снижение этого показателя на 3,2%. Всё это, естественно, сказалось на зоомагазинах, ветклиниках, заводчиках. Мы были готовы к такому развитию событий и запланировали мероприятия по стимулированию потока клиентов в ветеринарные клиники и магазины, в том числе специальные акции, скидки, промокампании.

Особо нужно сказать о проблемах заводчиков. Мы в Royal Canin видим, что количество помётов кошек и собак уменьшается вместе со спросом на домашних животных. Наиболее остро эта проблема стоит в восточной части страны, где популярны крупные породы.

Ещё одна проблема, которая существует давно и с которой сталкиваются все участники рынка, — всё ещё низкий по сравнению с другими странами уровень потребления промышленных кормов, который напрямую связан с тем, что владельцы домашних питомцев и даже многие специалисты не придают значения важности здорового полнорационного питания для своих питомцев и имеют предубеждение перед промышленными продуктами. Поэтому важной задачей для нас является повышение уровня осведомлённости владельцев животных о важности правильного кормления питомцев, а также подходах и технологии производства промышленных кормов. В прошлом году мы расширили программу посещения нашего завода в России: более 1000 человек, включая журналистов, студентов, преподавателей ветеринарных вузов, практикующих ветеринарных врачей, специалистов и владельцев зообизнеса, заводчиков, побывали на нашем предприятии. Они выходят с завода восхищённые и с пониманием реальной картины. Наше высокотехнологичное производство — это наша гордость, мы открыты и хотим делиться нашими знаниями. С этой же целью в прошлом году на телеканале «Моя планета» вышла передача «Планета собак», посвящённая важности здорового питания домашних питомцев и Royal Canin как новатору в этой области.

И наконец, хочу сказать о ещё одной общей для нашего рынка проблеме: он мало изучен, и это не позволяет больше инвестировать в своё развитие: не зная броду, не суйся в воду. Изучать наш рынок трудно, поскольку он фрагментарный, страна большая, число игроков тоже большое, и нет обязательной регистрации животных.

«ЗвР»: Вы упомянули о мероприятиях по стимулированию продаж. Появились ли в прошлом году с вашей стороны или у других игроков не­ожиданные и креативные действия такого рода? 
С.О.:
Мы видели огромный поток промоактивностей, которые были нацелены преимущественно на уменьшение цены. Мы же, помимо всего прочего, реализовали несколько инициатив, нацеленных не на продажи, а в целом на индустрию или на потребителя. Одна из таких инициатив — комплексный социально-образовательный проект для владельцев домашних животных «О чём молчит ваш питомец. Расскажут знаки». Программа призвана помочь хозяевам кошек и собак правильно понимать знаки, которые подают животные, и, таким образом, предотвращать ухудшение их здоровья и развитие заболевания на раннем этапе. Информационный портал этой программы набрал уже более 3 млн просмотров, и он продолжает работать. Также в рамках этой программы по улицам Москвы — в местах скопления людей с домашними животными — в течение месяца курсировал «Ветмобиль» — мобильный ветеринарный информационный пункт. Более 1700 животных прошли бесплатную диагностику состояния здоровья, а их владельцы получили консультации ведущих московских ветврачей по поведению животных. Акция показала, что более 45% осмотренных питомцев нуждаются в дальнейшей диагностике и лечении.

«ЗвР»: Какие новые продукты Royal Canin появились в прошлом году, насколько успешно они вышли на рынок и какие новинки запланированы? 
С.О.:
Мы продолжаем развивать породное направление. Были разработаны уникальные корма для сибирской кошки с учётом всех особенностей этой породы — ROYAL CANIN® SIBERIAN Adult, а также для бенгальских кошек — BENGAL Adult. Эти новинки появились на полках в конце 2016 года, и обе стартовали прекрасно, поскольку сибирская кошка всегда была популярна в России, а бенгальская быстро набирает обороты. Особенно хорошие продажи, по отзывам из зоомагазинов, имеют корма для сибирской кошки. На Гран-при Royal Canin в течение первых двух часов все запасы этого корма были раскуплены.

Также мы начали завозить из Франции уникальный и принципиально новый продукт для новорождённых щенков PUPPY PRO TECH. Это добавка к молозиву и заменитель молока, обладающая научно подтверждёнными полезными свойствами и способствующая снижению доли смертности щенков в помёте.

В нынешнем году будут интересные новинки для заводчиков и новые ветеринарные диеты. Пока мы не можем о них рассказать подробно, скажу лишь, что это специализированные корма, созданные в результате серьёзных научных разработок.

«ЗвР»: Были ли изменения в системе дистрибуции компании на территории России и соседних стран? Какие планы в этом отношении на этот год?
С.О.:
Мы продолжаем ориентироваться на модель прямой дистрибуции, которая позволяет быть в непосредственной близости к нашему клиенту. Сегодня прямой контакт с продавцами — наше огромное пре­имущество перед остальными участниками рынка. Существенных изменений в системе дистрибуции в этом году не запланировано.

«ЗвР»: Как вы оцениваете эффективность выставочной, социальной и научной программ Royal Canin в 2016 году и какие планы есть в этом направлении?
С.О.: Мы заинтересованы в налаживании контактов со всеми, кому небезразлична тема здоровья кошек и собак. Прекрасным примером этого является Гран-при Royal Canin — место встречи не только для профессионалов, но для всех любителей кошек. В 2015 году мы не проводили Гран-при, поэтому в прошлом году ожидания были очень большими, мы сильно волновались, но всё прошло на самом высоком уровне, и отклики от фелинологов были восторженные. Всего выставку посетило более 30 тыс. человек. В этом году, надеюсь, будет ещё больше.

В феврале мы запустили в сети «Школу идеального хозяина» — цикл видеоуроков, которые ведёт известный телеведущий Григорий Манёв. Популярность «Школы идеального хозяина» огромная, каждый видеоурок только на YouTube просматривают от 200 до 350 тыс. человек.

Прошлый год стал прорывным для Royal Canin в реализации социальных проектов. Знаковым социальным проектом для нас стало открытие в октябре ветеринарной клиники в «Кидзании». Также хотелось бы упомянуть информационную кампанию «Больше, чем подарок» в поддержку идеи ответственного отношения к животным, которую мы запустили в преддверии новогодних праздников. В отличие от игрушек, техники, одежды или украшений, домашнее животное — не временное развлечение: ему предстоит провести с владельцем всю свою жизнь. Мы призывали задуматься о том, что домашнее животное — не просто подарок и важно заранее продумать все условия его появления в доме. В этом году мы планируем уделять большое внимание развитию направления корпоративной социальной ответственности.

Что касается мероприятий для специалистов, то продолжает работу и постоянно развивается наша «Ветакадемия». Скоро начнутся онлайн-трансляции мастер-классов, которые проводят ведущие российские и зарубежные ветврачи. Также нужно сказать о сотрудничестве с ветеринарными вузами. Мы заинтересованы в развитии кафедр мелких домашних животных. В прошлом году началось сотрудничество с Московской ветакадемией, недавно в Казанской ветакадемии появилась кафедра клинического питания мелких домашних животных, с которой мы также надеемся развивать сотрудничество.

Продолжается реализация проекта VetBusiness­Day, в 2016 году мы провели его в Краснодаре и Минске, а в этом планируем охватить несколько российских ре­гионов. На этом мероприятии мы собираем всё местное ветеринарное сообщество, где врачи могут, во-первых, получить новые знания, и, во-вторых, пообщаться друг с другом, что очень важно и ценно для них.

Royal Canin ежегодно самостоятельно реализует специализированные проекты разного масштаба, которые пользуются большим успехом у профессионалов и владельцев домашних животных. Также мы принимаем спонсорское и научное участие в ведущих российских ветеринарных конференциях, таких как MVC, NVC и многих других. Это одно из стратегических направлений нашей работы, которое мы будем продолжать активно развивать в существующих и в новых форматах.

«ЗвР»: Каковы ваши прогнозы в отношении работы в новых условиях при НДС не 10, а 18%? 
С.О.: Мы долго ждали этого события, много общались с розницей, и прогнозы сформировались довольно грустные. 8% — это довольно большое удорожание, которое будет отражаться на полке, и, вероятно, некоторая часть владельцев домашних животных поменяет свои привычки при покупке кормов. Сейчас пока рано оценивать, как в целом это повлияет на объёмы наших продаж. Безусловно, увеличение цен в ситуации снижения доходов граждан будет серьёзным бременем для потребителей. Но мы предусмотрели различные меры, которые должны поддержать и розницу, и наших потребителей, чтобы нивелировать влияние увеличившихся цен. Думаю, что на протяжении I и II квартала результаты продаж будут говорить сами за себя. В целом ожидания у нас от наступившего года позитивные, как и всегда.