Татьяна Катасонова: «Всем помогать и никого не подводить»

Статья была опубликована в журнале «Зообизнес в России» №6-2007

Татьяна Катасонова — эдакий флагман рынка информационно-рекламных услуг отечественного зообизнеса. Как говорится, если бы её не было, то её непременно нужно было бы придумать. Потому что представить современное зоосообщество без таких изданий, как журналы «Вестник зообизнеса», «Зообизнес в России», «Зоорынок», справочник «Собаки и кошки в одной обложке», каталог «Российский зообизнес», было бы просто невозможно. 10 лет назад, на переломе 1997/98 годов Татьяна Катасонова создала и возглавила маленькое агентство «Зооинформ», которое выросло теперь в уникальный информационно-издательский центр для профессионалов зообизнеса. Без её деятельного участия не проходит ни одно важное событие — будь то крупная выставка животных, ветконгресс или Global Pets Forum.
Откуда силы? Как это всё так сложилось? Татьяна не склонна была давать интервью собственному журналу даже по случаю 10-летия «Зооинформа», и поэтому мы расскажем о ней то, что знаем сами. Благо, поговорить нам случалось не раз.

 

Начало большого плавания

Начнём с того, что самой большой своей жизненной удачей Татьяна Катасонова считает семью, в которой появилась на свет. Наукой и другим интеллектуальным трудом в ней вполне успешно занимаются уже несколько поколений. А ещё в этой семье всегда было много общения. Видимо, эта модель открытости и взаимопомощи легла потом в основу устройства «Зооинформа».

В юности Татьяна мечтала стать врачом, и, как сама думает, была бы неплохим специалистом. Но, поработав год после школы лаборантом в Институте высшей нервной деятельности с животными, она решила стать биохимиком. Училась на биофаке Московской ветеринарной академии имени Скрябина, из которой вышло немало известных ветврачей и деятелей нынешнего зообизнеса. Общительность, занятие конным спортом и водным туризмом способствовали обретению массы друзей и знакомых. И будущего мужа встретила тоже на воде, в одном из лодочных походов.

По окончании вуза Татьяна работала в Институте биохимии и занималась, по её словам, «высокой наукой». (Муж говорит, что это было рождение детей, а сама Татьяна — что изучение синтеза витаминов в растениях.) Но в начале 90-х, как только перестали закупать химреактивы и оборудование, вся наука закончилась. Так Татьяна Катасонова, к тому моменту счастливая жена и мать двоих детей, оказалась в свободном плавании и глубоком раздумье о том, что делать дальше. Как, впрочем, и большинство научных сотрудников нашей большой страны.

С мужем и детьми. Фото из семейного архива

 

10 лет — не спустя рукава

Новая жизнь началась летом 1997 года. Муж Татьяны, Сергей Катасонов, талантливый журналист, рекламист и пиарщик, создал к тому времени рекламно-информационное агентство «Арс Нова». Он и «подкинул» жене идею собрать сведения о тех, кто занимается бизнесом, связанным с животными, — разведением, лечением, зоотоварами — и издать справочник «Собаки и кошки в одной обложке» (права на который были выкуплены у не слишком удачливых издателей). Татьяна рискнула попробовать себя в новом деле. И как показали прошедшие десять лет — попала в точку. Тем более что, по её словам, она сразу поняла, что именно работа с людьми и животными является ее настоящим призванием.

К декабрю 1997 года уже стало ясно, что база данных о зообизнесе, собранная Татьяной для справочника, — хорошая основа для целого нового направления: организации в отрасли профессионального общения, информационного обеспечения тех, кто там работает. Ведь если для любителей животных несколько изданий существовало, то профессионалы обменивались новостями и предложениями только по телефону или изредка встречаясь на выставках.

Для этой деятельности и было зарегистрировано информационное агентство «Зооинформ», с директором в лице Татьяны Катасоновой и единственным тогда сотрудником, давней подругой Верой Булатовой.

И начался первый проект «Зооинформа» — «Вестник зообизнеса». Эти жёлтые листочки (цвет был выбран как у большинства деловых изданий) сразу после разрушительного дефолта стали для многих единственной возможностью хоть как-то размещать рекламу зоотоваров. А вот «коллекционирование» этих фирм в свою базу — и было путём к успеху всего Татьяниного дела.

Конечно, большой удачей стал заключённый Татьяной в самом начале пути партнёрский контракт с журналом Pets International Magazine. Благодаря этому сотрудничеству отечественный зообизнес вышел на международную арену, а «Зооинформ» стал связующим звеном между российским и зарубежным зоомиром.

Кроме того, «Зооинформ» занялся организацией всевозможных профессиональных контактов. Собирал группы наших бизнесменов для поездок на зарубежные выставки и посещения иностранных компаний. Татьяна участвовала в информационном развитии всех наших выставок, на которых стали организовываться форумы и приглашаться иностранные докладчики. Поддерживала всеми своими коммуникационными усилиями любые объединительные события в отрасли. А уж когда в 1999 году свет увидел журнал «Зообизнес в России», зоосообщество, издав восхищённое «Вот это да!», заявило, что теперь у нас всё, как на Западе.

Всё это стало закономерным результатом профессионального становления самой Татьяны, которая осваивала и тонкости зообизнеса вместе с ним самим, и тонкости профессиональной журналистики, и тонкости управления людьми.

Татьяна о причинах своего успеха говорит просто: «Во-первых, мы очень стараемся. Стараемся всем помогать и никого не подводить. Всё, что задумывается и планируется, обязательно выполняется. У нас нет прожектов и бесполезных мечтаний, мы — очень реальная компания! А ещё для нас крайне важно выпускать яркие, качественные издания, которые нравятся людям. Которые приятно брать в руки и интересно читать».

Самой большой ценностью «Зооинформа» Татьяна Катасонова считает своих сотрудников: «Сейчас в коллективе 15 человек, люди замечательные, каждый на вес золота. Я знаю, что мне многие завидуют, так как основной проблемой большинства фирм является текучка кадров. У нас такого нет, коллектив очень дружный, высокопрофессиональный, болеющий за общее дело, и мне, как руководителю, очень лестно слышать о своих сотрудниках от наших партнёров только хорошее».

А сотрудники часто называют её своей «второй мамой», так чутко и по-доброму Татьяна относится к ним. Она всегда в курсе всех их дел, даже домашних: слушает, понимает, жалеет, подсказывает. Она помогает находить выходы из самых, кажется, тупиковых жизненных ситуаций. А самое главное, принимает и любит всех такими, как они есть. Потому и коллектив старается её не огорчать, беречь и не подводить.

Она очень уважает других женщин, работающих на руководящих постах, и всегда находит, чему у них поучиться. Хотя, как сама признаёт, идеальных управленцев ни среди женщин, ни среди мужчин ей не встречалось. А вот быть стервой, по её мнению, иногда не помешало бы, но, видимо, характер не позволяет. «Для меня очень важны человеческие отношения, — говорит Татьяна. — Я часто больше переживаю из-за того, что могла обидеть кого-то, чем из-за чисто деловых проблем на работе».

 

Если «Друг» оказался вдруг…

Если бы ещё лет пять назад Татьяне Катасоновой сказали, что она станет вдобавок к «Зооинформу» директором издательского дома «Друг», в который входят редакции трёх журналов: «Друг» для любителей кошек», «Друг» для любителей собак» и специализированное издание «Ветеринар», – она бы сказала, что это невозможно. Но это случилось, и затянули журналы Татьяну так, что порой сотрудники «Зооинформа» ревнуют начальницу к новому поприщу. За неполных три года ей удалось преобразить несколько застоявшиеся журналы, вдохнуть в них новую жизнь, сделать их более яркими, узнаваемыми и интересными, и гораздо более привлекательными для рекламодателей. Правда, для этого пришлось много чего поменять в редакциях, создать при издательском доме специальный информационный отдел, лично искать и отбирать журналистов. Так «семья», которую надо опекать, растить (и, куда денешься, периодически мирить) стала ещё больше. Теперь чуть ли не ежедневно приходится разбираться в проблемах и тонкостях душевной организации членов двух творческих коллективов. Почти полностью — женских…

На вопрос о том, не жалеет ли Татьяна, что взвалила на себя такой непростой проект, как издательский дом «Друг», она, смеясь, отвечает, что пожалела уже десять раз, но и бросать «друговские» журналы не хочет. «Мне очень важно, чтобы было интересно, чтобы идти на работу с удовольствием, а не по необходимости. И «Друг», и «Зооинформ» мне важны и интересны. Я занимаюсь ими с удовольствием. И так уж получилось, что, всё, что я делаю, приносит мне не только моральное, но и материальное удовлетворение. Это достаётся не всем. Я считаю, что это большое везение».

 

Моя семья и другие звери

Трудоголиком Татьяна себя не считает, говорит, что главное — это правильно организованный процесс. У Татьяны есть удивительное качество — умение отключаться. Именно так ей удаётся избегать депрессий, срывов. Запросто может прийти домой после сложного трудового дня, взять любимую книжку и напрочь отрешиться от всех проблем. Причём лучше всего ей для этой цели подходят детективы и исторические романы. Ну а если вдруг какая-то мысль не даёт уснуть, то Татьяна просто наговаривает её на диктофон и, как Скарлетт О’Хара, сама себе обещает подумать о волнующей проблеме завтра.

Ещё один способ снятия рабочего напряжения — путешествия. Непременные, пару раз в год, поездки по миру, причём не важно куда, будь то спа-курорт или визит к родственникам в Европу. В аэропорту, по словам Татьяны, она каждый раз начинает жизнь с чистого листа. Даже если беспокоят её по деловым вопросам (а это, конечно, бывает), она умеет, решив проблему, мгновенно отключиться и продолжать наслаждаться отдыхом.

На краю Большого Каньона

Ещё Татьяна не припомнит, чтобы за эти десять лет хоть один её друг упрекнул в том, что она, уйдя в бизнес, зазналась и задрала нос. Нет, друзья все на месте, и хоть встречаться удаётся не так часто, как раньше, но время для вечера в узком дружеском кругу непременно найдётся в её плотном расписании.

Её двое детей уже взрослые. Ими она безмерно гордится. Правда, ни сын, ни дочь не пришли в родительский бизнес: Фёдор – врач-педиатр, а Татьяна-младшая закончила биофак МГУ. Но к маминой работе относятся с интересом, если она попросит, то в помощи не отказывают — могут статью написать и отредактировать, возятся с сайтами в интернете. А старшая дочь мужа, Юлия, стала правой рукой в «Зооинформе»: активно участвует в издательском процессе и отвечает за международные контакты.

Жаль, конечно, считает Татьяна, что у них нет традиции семейных воскресных обедов, но главное, что в её семье нет равнодушия к проблемам близких.

А не так давно у Катасоновых появилась ещё одна общая любовь: кошки абиссинской породы. Сначала рыжая кошечка появилась дома у Татьяны и Сергея после того, как умерла их общая любимца — ирландский сеттер Лада. Затем дочь этой кошки поселилась в семье Татьяниного сына (его жену, кстати, тоже зовут Таней, и она работает в «Друге»; муж шутит, что благодаря этому сын стал почаще забегать к маме в редакцию). Совсем недавно абиссинчиками одарили бабушек и дедушек.

С кошкой Ясей

Так и продолжается эта Татьянина животно-семейно-деловая история, в которую входят и сотрудницы с детьми, и кошки с собаками, и «Друг» с «Зооинформом», и весь российский зообизнес. Прямо как у Даррелла: «Моя семья и другие звери».

Не каждой женщине удаётся совмещать счастливую семейную жизнь и успешный бизнес. Не каждой даётся работа, от которой получаешь удовольствие и за которую ещё получаешь достаточные деньги. И если кому-то это удалось, то, наверное, это не просто повезло. Наверное, человек такой. Заслужила. Заработала.

 


Текст: Наталья Арсентьева
Фото: Юлия Кривич


 

Теги

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку
Close